20 января 2022 Статья

Цифровые аборигены идут спасать китов

Автор: Ульяна Ольховская, «Нефтегазовая Вертикаль»
HR стараются проанализировать поколение, которое уже начинает работать в компаниях после окончания вузов. Поколение Z, как и все остальные, имеет свои особенные струны, за которые можно грамотно подергать. Но получится ли справиться с молодежью традиционными способами?

В одной компании потеряли молодого сотрудника. Несколько дней искали, звонили, писали – ничего. Потом оказалось, что он уехал спасать китов. Сказал, что это гораздо важнее, чем этот ваш «нефть и газ». Эта история – быль, рассказанная топ-менеджером одной крупной консалтинговой компании в Москве.

Сегодня подобных случаев происходит множество. Молодые люди теряются, потом находятся, кто-то возвращается на работу, кто-то нет. Причины у всех разные, но в целом, это неприятие каждодневной рутины и выбор – в пользу высокой цели, идеи, как правило, гуманной, направленной на спасение животных, природы, планеты, себя.

Такое поведение характерно, конечно, не для всех юношей и девушек, но проявления феномена описывается многими исследованиями как характерная черта так называемого поколения зумеров. Их еще называют поколение Z, те, кто родился после 1996 года.

Менеджерам по персоналу необходимы исследование относительно понимания мотиваций, лояльности, целеполагания сотрудников корпораций. Что могут ожидать компании от кадрового состава в зависимости от возраста. Поэтому они ищут «крючки», за которые можно зацепить сотрудников, чтобы мотивировать, а главное управлять. Согласно теории, разработанной американским экономистом Нейлом Хоувом и историком Уильямом Штраусом, поколения меняются каждые 20 лет. И все уже слышали про поколения X,Y и Z (Х (1969-1983 годов рождения), Y (1984-1996 годов) и Z (с 1996-го и дальше)) и наборе им присущих особенностей.

В принципе с теми, кому за тридцать – все более-менее понятно. Они уже давно работают в корпоративном контуре за определенные средства для существования – зарплату, социальные гарантии. Играют по определенным правилам иерархического бизнес-социума. Пока ничем экстраординарным не удивили работодателей.

Но инвесторам и держателям крупных пакетов акций надо понимать, с чем столкнутся компании через несколько и через десяток лет. Ведь через три года представители нового поколения составят 20% рабочей силы в мире.

Впишется ли молодежь в корпоративные рамки, будет ли мотивирована теми же инструментами, которыми традиционно завлекают и удерживают работоспособное население планеты?

Как показывает практика и социальные опросы, уже все не так просто.

Изменить мир

Деньги для молодежи – не главное. Хочется, конечно, утрировать и написать, что деньги не имеют значения. Конечно, имеют. Но это не главная цель однозначно.

Эксперты объясняют это воспитанием, родители постарались заработать и дать образование и материальные блага, дети Z особо не нуждались, ужасы войны не переживали. «Зарплата для них – это лишь бонус, благодаря которому можно подпитывать интерес к жизни и получать эмоции, но само признание играет важную роль. Компьютерные и мобильные игры привили им потребность получать поощрение после каждого успешного выполнения задач», – считает Павел Маркасьян, директор по персоналу компании Wentrum.

Эксперт отмечает, что поколение Z – это первое поколение за последние 100 лет, которое рождается со взрослой сформированной позицией ко многим вещам. Они сами решают, что и как нужно делать. От этого и высокая самооценка. Уверенные в себе, они выбирают и работодателя по схожему принципу – как единое комьюнити, с которым они будут завоевывать мир.

По данным исследования Sparks & Honey [1], 60% зетовцев к своим 20 годам имеют за плечами три места работы, однако 95% даже не покинули родительский дом. Жить только сегодня и сейчас – это основной принцип поколения Z. Они не терпят никаких жестких рамок и ограничений, но умеют быстро находить решения. При потере интереса к работе, они без особых сожалений и раздумий покидают даже самый успешный проект.

Автор этой статьи долгое время наблюдал взросление юноши 1996 года рождения. Он хорошо закончил московскую школу с химико-биологическим уклоном, где был любим и уважаем и учениками, и учителями. Без проблем сдал ЕГЭ. Его приняли сразу в несколько вузов. В том числе в «Пирогова» и в «Тимерязевку». Он выбрал «Тимерязевку», микробиологию. Проучился год, перешел на второй курс, потом оказалось, что он полгода делал вид, что ходит на занятия, а сам проводил время либо в библиотеке, либо на вокзале, читал, что нравилось – в основном, фэнтези. В результате из вуза был отчислен и попал, как и водится, в армию, где был на хорошем счету, получал поощрения от руководства и даже стал ефрейтором. После армии он хотел работать машинистом в метро, но его не взяли, так как результаты психологического теста показали несостыковку личностных особенностей с профессиональной мотивацией. И он поступил в педуниверситет на психологию, где также пользовался авторитетом. Но бросил и начал продавать игры в одном сетевом магазине. Там ему очень нравится. У него есть постоянные покупатели, и даже фанаты. И его даже приглашают проводить различные игры за гонорар.

Каждый представитель поколения Z считает себя уникальным, исключительным. У юного поколения высокий уровень амбиций: 60% зетовцев не просто мечтают изменить мир к лучшему, а считают, что им действительно это под силу. Они ищут пути, чтобы хакнуть как работу, так и жизнь, пишут Sparks & Honey в исследовании.

При этом 76% обеспокоены влиянием человечества на планету. По данным исследования Cone Gen Z CSR Study [2], 94% зетовцев предпочтут работать в компании, которая делает свой вклад в решение социальных и экологических проблем. «Это поколение – сила, с которой нужно считаться, использующая свои цифровые устройства для распространения социальных и экологических сообщений повсюду. Они не идут в одиночку – они ожидают, что компании станут их партнерами в переменах», – формулируется в исследовании.

В этом году госкорпорация «Росатом» в рамках проекта Impact Team 2050 провела исследование хештегов поколения Z в соцсетях. Опрос охватывал молодежь из стран BRICS.Таким образом были выявлены наиболее часто употребляемые хештеги. Например, выяснилось, что повестка устойчивого развития в представлении поколения Z связана с сохранением биоразнообразия (#conservation), бережливым отношением к воде (#savewater), доступными и возобновляемыми источниками энергии (#renewableenergy). В список популярных хэштегов также попал #youth («молодость»). Примечательно, что хештеги формулировались по-английски: поколение Z мыслит глобально и общается на языке международного общения.

Согласно результатам исследования 40% зумеров и 37% миллениалов (или игриков) в мире считают, что после пандемии люди будут брать на себя большую ответственность за климатические изменения. Наиболее оптимистична в этом отношении молодежь Индии: с утверждением согласны 90% миллениалов и 87% зумеров. В России на это рассчитывают только 23% миллениалов и 21% зумеров. Наибольшую сознательность в сфере экологичного потребления проявляют зумеры из Китая: 25% против 13% в мире.

«В этом году мы вступили в важнейшую декаду выживания человечества и устойчивости экосистемы, которая продлится до 2030 года. Поэтому ответственность каждого из нас выходит на высочайший уровень», – пишет в своем блоге в Twitter К.С.Шрея, климатический активист из Непала.

«На морские перевозки приходится около 2,5% мировых выбросов парниковых газов. Эти цифры нигде не пересчитываются, когда мы говорим о наших глобальных выбросах парниковых газов», – обеспокоен индийский экологический активист Маанвиндер Пилания.

Хакнуть планету

Да, очевидно, что поколение Z с пеленок выросло с гаджетами в руках и ориентироваться в виртуальном мире им гораздо легче, чем в реальном. Согласно исследованию J. Walter Thompson [3], поколение Z ценит доступ в интернет больше, чем поход в кино, получение карманных денег от родителей, посещение спортивных мероприятий и просмотр передач кабельного телевидения. Этот фактор подталкивает к мысли, что молодежь только с оптимизмом может относиться к тотальной цифровизации, которая все больше вбирает все мировые процессы в свой контур. Но с этим как раз все не однозначно.

К примеру, научный коллектив Нижегородского государственного университета провел исследование «Цифровизация в восприятии студентов поколения Y и Z». Согласно исследованию, аудитория разделилась пополам в оценке цифровизации: 50% воспринимают процесс негативно, 50% – позитивно. Среди ответов, в которых на передней план выступали негативные факторы цифровизации – вытеснение живого общения интернет-коммуникациями (21%), определенная деградация личности, проявляющаяся в неспособности мыслить, агрессивности, зависимости от интернета (11%), манипуляция общественным сознанием и тотальный контроль – об этом заявили 7%.

В докладе WEF (Мировой экономический форум) отмечено, что в ближайшее время 75 млн рабочих мест будет отдано роботам. Кстати, тенденция автоматизации касается не только сфер, требующих низкой квалификации. К примеру, сейчас создаются роботы, способные программировать, которые «съедят» часть работы и у интеллектуальных профессий – у тех же программистов. Молодежь, получившая идеологическое воспитание в глобальной паутине, где идея «Матрицы» от Вачовски или общества от Оруэлла разобрана по косточкам на уровне комиксов, аниме, игр, отлично понимают, куда движется глобальная экономическая машина управления. Все эти тревожные факторы не добавляют позитивных очков идее создания глобального цифрового контура.

Студенты младших курсов болезненно относятся к тому, что мешает им комфортно существовать в привычной им цифровой среде. Они склонны стереотипизировать внешние препятствия, олицетворяя их в образе старшего поколения и наделяя отрицательными чертами. Такие выводы делают в университете Нижнего Новгорода. Об ощущаемом прессинге заявляют не только российские данные, по результатам исследования J. Walter Thompson

83% молодежи считают, что их поколение находится под изрядным давлением. В то же время 75% верят, что им по силам изменить мир. В этих двух убеждениях заложен определенный потенциал, который может привести к определенным процессам.

«Зрелость, страсти и глобальная осведомленность продолжают побуждать это поколение стремиться к лучшему. Быть первыми настоящими цифровыми аборигенами помогло им в этом путешествии, поскольку они могут находить и создавать сообщества единомышленников, коллективно работать над поиском решений больших проблем и бросать вызов устаревшему статус-кво», – так в целом характеризуется поколение Z в исследовании.

Серьезным тест-драйвом на лояльность к автоматизации процессов существования стало дистанционное обучение, введенное в 2020 году, которое ощутили и школьники и студенты. У 83,8% российских школьников из-за самоизоляции и дистанционного обучения отметили ухудшение психического состояния: депрессивные состояния предположительно у 42,2%, астенические состояния — у 41,6%. Об этом говорится в исследовании Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава. Подростки отрицательно восприняли режим самоизоляции: 36,7% отнеслись к нему негативно, 21,2% назвали его невыносимым. Нравилась самоизоляция лишь 16,8% опрошенных. Все эти свидетельства говорят о том, что цифровизация, на которую делают ставки многие корпорации и государства, в том формате, который предлагается, не является столь комфортной средой для нового поколения, как это представляется взрослой аудитории.

По данным Bloomberg, сегодня поколение Z составляет 32% от 7,7-миллиардного населения мира. А их предполагаемая покупательная способность превысила $44 млрд. Например, в США поколение Z составляет 26% населения Америки и около 40% всех потребителей (данные Nielsen и Fast Company).

По размеру состояний, свидетельствует журнал Fortune, зумеры, конечно, пока серьезно уступают предыдущим поколениям. Accenture прогнозировали, что в 2020-м расходы Z могут вырасти до $1,4 трлн и составят 30% от общемирового объема розничных продаж.

Покупательская способность молодежи наращивается. Причем большинство молодых инвесторов уверены, что миллионерами их сделают криптовалюты. Как показал опрос, так считают почти 60% представителей поколения Z и 46% миллениалов, по данным исследования Engine Insights [4]. То, что финансовая система будет меняться под влиянием зумеров, это уже очевидно. Кстати, изменение финансовой системы и, возможно, политической – это одна из миссий Z-людей. Ключевым направлением в политике младших миллениалов и зумеров станут меры по снижению неравенства и повышению социальной мобильности. Многим миллениалам и зумерам присуще ощущение, что социальный контракт больше не соблюдается: распределение власти и богатства произведено не в их пользу и законсервировано надолго.

В нынешних молодых поколениях формируется мощный запрос на преодоление неравенства и повышение межпоколенческой мобильности. Это повлечет за собой смену приоритетов социально-экономической политики, пересмотр роли государства и обновление общественного договора, отмечает «Эконс» (сайт, где пишут сотрудники Центрального Банка России) [5].

В настоящее время в России живут почти 24,3 миллиона человек в возрасте от 15 до 29 лет, что составляет 16,5% всего населения страны, говорится в сообщении оргкомитета Всероссийской переписи населения 2020 года. По данным Росстата, на 1 января 2021 года население России составляло 146,2 млн человек.

И вот, что интересно, около 30 млн жителей страны, по данным международного разработчика антивирусных программ ESET, готовы стать хакерами. Каждый пятый из опрошенных выразил такое намерение. Больше всего этот способ заработка интересует молодых россиян в возрасте 24 лет. Киберпреступниками хотят стать и мужчины, и женщины, хотя и не в равных долях. Вместе с тем, по данным исследования, 47% респондентов считают, что хакеры могут быть хорошими и честными.

Как оказалось, к карьере взломщика сильнее всего тяготеют студенты старших курсов университетов и выпускники вузов, то есть молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, притом обоих полов. Опрос ESET проводился среди совершеннолетних жителей российских городов-миллионников. Но, как мы знаем, компьютеры есть не только у жителей мегаполисов. И это, конечно, случайное совпадение, что число, проживающих в России зумеров практически совпадает с количеством желающих взламывать системы. Но определенная информация к размышлению здесь заложена.

Ссылки на источники:

1. https://www.sparksandhoney.com/gen-z

2. https://www.conecomm.com/research-blog/2017-genz-csr-study

3. https://www.wundermanthompson.com/insight/generation-z

4. https://engine-insights.com/blog/the-pulse-of-the-american-consumer-2021-pt-42/

5. https://econs.online/articles/opinions/kak-millenialy-i-zumery-izmenyat-ekonomicheskuyu-politiku/



Жить только сегодня и сейчас – это основной принцип поколения Z. Они не терпят никаких жестких рамок и ограничений, но умеют быстро находить решения

60% зетовцев не просто мечтают изменить мир к лучшему, а считают, что им действительно это под силу. Они ищут пути, чтобы хакнуть как работу, так и жизнь

Это поколение – сила, с которой нужно считаться, использующая свои цифровые устройства для распространения социальных и экологических сообщений повсюду

Изменение финансовой системы и, возможно, политической – это одна из миссий Z-людей