08 февраля 2021 Статья

«Сверхпоздние, сверхранние и такие сверхважные»

Председатель редакционного совета журнала «Нефтегазовая вертикаль» Кирилл Молодцов о значимости самостоятельного перехода по СМП танкера «Кристоф де Маржери»

Пандемия коронавируса привела к снижению темпов роста спроса в Азии, что способствовало падению цен на СПГ до рекордных минимумов 2009 года. Стоимость газа на спотовых площадках составляла немногим более $150 за тысячу кубометров. Однако уже в начале 2021 года мы наблюдали совсем иную картину: рост спроса на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, связанный с аномально холодной зимой в регионе, а также ростом экономической активности, подтолкнул цены на газ к максимальным значениям. В начале января стоимость газа азиатских спотовых площадках достигала $812 за тысячу кубометров.

И Россия сумела оперативно среагировать на изменение конъюнктуры рынка, доставив сырье почти в два раза быстрее (сокращение времени поставки на 40%), чем через Суэцкий канал – в середине января арктический СПГ-танкер «Кристоф де Маржери» самостоятельно, без сопровождения ледокола, прошел по трассе Северного морского пути через Берингов пролив. Рейс проходил в условиях средней ледовой обстановки и на два месяца позднее традиционного завершения навигационного сезона в восточном секторе Арктики, как правило, который заканчивается в ноябре.

Вслед за танкером «Кристоф де Маржери» в свой поход из порта Сабетта вышел однотипный СПГ-танкер «Николай Евгенов», который также без сопровождения ледокола реализовал поставку СПГ на азиатские рынки. Как стало известно, газовозы совершали рейсы без ледокольной проводки с помощью автоматизированной системы управления Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот», который круглосуточно предоставлял судам информацию о ледовой и навигационной обстановке в акватории СМП.

И на этом российские компании останавливаться не собираются. НОВАТЭК и «Росатом», после сверхпоздних проходов, намерены осуществить в феврале сверхраннюю проводку танкеров с сырьем хоть уже и с ледокольной поддержкой, по восточному направлению Северного морского пути, при том, что цены на СПГ в Азии с поставкой в феврале превысили $1100 за тысячу кубометров.

Сегодня, учитывая «зеленую повестку» Европы и нестабильную ситуацию на мировом углеводородном рынке, России есть что предложить партнерам. Во-первых, даже несмотря на снижение темпов роста экономики и спроса на углеводороды, ископаемые виды топлива так или иначе будут доминировать в мировом энергобалансе. Их доля, по прогнозам экспертов Форума стран экспортеров газа (ФСЕГ), будет составлять более 70%, а газ так и вовсе станет единственным из углеводородных ресурсов, который будет наращивать свою долю на рынке и займет первую строчку в структуре первичной энергии с долей 27%. И все это говорит о существенном российском преимуществе не только в сырьевом аспекте, ведь России обладает порядка 20% мировых запасов газа.

Во-вторых, опираясь на опыт российских СПГ-танкеров, которые самостоятельно, без сопровождения ледокола прошли по восточному направлению СМП, российские компании серьезно выигрывают и логистическом аспекте. Многовековое желание круглогодичного использования северо-восточного прохода в Азию, о чем начали говорить еще в 16 веке, сегодня становится реальностью. Российской реальностью! Опыт отечественных компаний показывает, как эффективное использование ресурса Северного морского пути может и будет работать в интересах национальной экономики. Впереди новые углеводороды Ямала и Гыданя, и новые газовые и нефтяные поставки на азиатские рынки уже российскими танкерами ледового класса.

Летом 2020 года, ссылаясь на свои источники в профильных ведомствах, многие СМИ заговорили о снижении целевого показателя грузооборота по СМП с 80 даже до 50-60 млн тонн к 2024 году, связывая это со снижением экономической активности из-за пандемии коронавируса и ухудшения внешней конъюнктуры. Вице-премьер Юрий Трутнев заявлял, что целевой ориентир грузоперевозок по СМП до 2024 года в рамках корректировки национальных целей может быть снижен, не уточнив, до каких параметров, отмечая, что итоговое решение будет за президентом. Но сегодня, как показывает практика и возможности российских компаний, этот показатель остается неизменным, что говорит о высоком потенциале роста отечественного экспорта и экономики. Поэтому эти сверхпоздние и сверхранние проходы СПГ-танкеров по СМП сегодня для нас для всех являются такими сверхважными.