10 марта 2016 Статья

Страшные сказки про 80 рублей за литр

Автор: Михаил Турукалов. Независимое агентство "Аналитика товарных рынков"
На прошедшей неделе в СМИ появилось несколько пугающих историй про бензин по цене 80 рублей за литр. В одной из статей утверждалось, что цена литра бензина на уровне 1 Евро является благом для России и необходимо многократно повысить акциз, чтобы вывести цену на этот уровень.
На прошедшей неделе в СМИ появилось несколько пугающих историй про бензин по цене 80 рублей за литр. В одной из статей утверждалось, что цена литра бензина на уровне 1 Евро является благом для России и необходимо многократно повысить акциз, чтобы вывести цену на этот уровень.
<br />

<br />
Цена бензина на уровне 80 рублей за литр, конечно, не доставит неудобств относительно небольшой части россиян с доходом в десятки, сотни и тысячи раз выше среднего. Однако остальному населению и экономике страны удорожание бензина примерно в 2,2 раза создаст массу проблем.
<br />

<br />
Во-первых, рост цены бензина и дизтоплива более чем в два раза гарантированно и ощутимо повысит топливные издержки населения и бизнеса. Нефтепродукты станут не по карману существенной части россиян, в результате упадет спрос со стороны населения.
<br />

<br />
Двукратный рост цены бензина и дизтоплива за короткий промежуток времени заметит абсолютно весь бизнес и учтет возросшие топливные затраты в цене своей продукции и услуг. Это подстегнет инфляцию и вызовет дополнительное сжатие потребительского спроса. В итоге один лишь вред, особенно сейчас, когда Россия пытается осуществить импортозамещение в самых базовых отраслях экономики и хоть как-то поддержать собственное сельское хозяйство.
<br />

<br />
В России дорогие кредиты и высокие налоги. Если вдобавок к этому взвинтить цены на нефтепродукты, выживет лишь одна отрасль.
<br />

<br />
Идея резкого повышения цен на топлива очень похожа на логику псевдореформ начала 90-х, когда отпустили цены и возложили надежды на рукотворное сжатие экономики. В итоге уровень жизни населения катастрофически снизился, а широко распространенной едой стали «ножки Буша» многолетней заморозки с обсыпкой из паприки, которая маскировала запах несвежей птицы. Надо ли нам, чтобы из-за роста цен обычным топливом стал суррогат?
<br />

<br />
Во-вторых, сжатие спроса на нефтепродукты приведет к серьезным проблемам в отрасли нефтепродуктообеспечения. В России более 20000 АЗС, и лишь треть заправок принадлежат нефтяным компаниям.
<br />

<br />
Свыше 12000 АЗС — это независимые заправки, которые в совокупности занимают примерно 50% на розничном рынке бензина и дизтоплива. Их обслуживают сотни коммерческих нефтебаз, оптовых трейдеров и брокеров, а также транспортные компании и другие подрядчики. Падение спроса на нефтепродукты приведет к коллапсу тысяч малых и средних частных компаний и возможному сокращению десятков тысяч рабочих мест.
<br />

<br />
Наконец, мнение, что двукратный рост цены бензина и дизтоплива улучшит экологию и проложит путь электрокарам и КПГ ошибочно. Электрокары слишком дороги сейчас и останутся таковыми в ближайшее десятилетие, если не верите — поищите в интернете график цены карбоната лития. В России нет инфраструктуры для электромобилей, и необходимость ее создания в ближайшие годы сомнительна.
<br />

<br />
Что же касается установки баллона со сжатым взрывоопасным газом в личном автомобиле или пассажирском транспорте, отсутствие явного прогресса в замещении бензина и дизтоплива КПГ говорит, как минимум, о недоверии населения и бизнеса к этой опции. И цена КПГ совершенно не причем — даже в текущих условиях экономия получается ощутимой.
<br />

<br />

<h3>Нельзя тушить пожар бензином</h3>

<br />
Вторая история появилась после круглого стола «Налогообложение в нефтяной отрасли — большие маневры». Справедливости ради отметим, что на размещенном в интернете видео с мероприятия нет приписываемой отраслевым лоббистам угрозы повысить цены на бензины. Наоборот, в ходе дискуссии прозвучало мнение, что апрельское повышение акцизов произойдет за счет нефтяной отрасли, а не населения.
<br />

<br />
Между тем нельзя согласиться с утверждением, что в периоды падения мировых цен на нефть необходимо снижать налоги и делать налоговую систему более стимулирующей для нефтедобычи.
<br />

<br />
С начала падения цен на нефть прошло уже более полутора лет, но профицит сырья до сих пор не устранен. Глобальный рынок нефти столкнулся с рекордным за последние десятилетия обвалом цен как по продолжительности, так и по амплитуде.
<br />

<br />
Устойчивый профицит нефти вызван чрезмерным инвестированием сверхдешевого капитала в нефтяную отрасль. Годы политики нулевых процентных ставок привели к формированию классического пузыря на рынке нефти, который помогла надуть высокозатратная добыча — сланцевая нефть и в меньшей степени битуминозные пески в Канаде. Пузырь начал сдуваться летом 2014 года, когда спрос оказался не способен поглотить все производимое сырье.
<br />

<br />
В самом начале обвала цен большинство экспертов недооценили инерционность нефтедобычи и неверно трактовали роль «breakeven cost». Прибыльное бурение сланцевой скважины действительно требует цены нефти в 60–70 $/бр. Однако цена на уровне 26–35 $/бр. не приведет к остановке добычи из пробуренных и введенных в эксплуатацию скважин. Затраты на бурение уже понесены, а из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка оператору нужно добывать и продавать как можно больше нефти, чтобы обслуживать кредиты и платить по облигациям.
<br />

<br />
Кроме того, какая бы ни была цена нефти, оператор не откажется от бурения новой скважины, имея действующий хедж с приемлемой для него ценой. Одна из причин устойчивости сланцевой нефтедобычи в 2015 году заключается в хеджировании цены нефти. Страховки от падения цен лишь недавно начали истекать и возвращать операторов в реалии рынка.
<br />

<br />
Весь 2015 год нефтедобывающие компании и страны решали свои финансовые проблемы максимизацией производства сырья в условиях профицитного рынка и надеялись, что добычу вместо них сократит кто-то другой. Это раскрутило спираль, по которой цены на нефть опустились ниже 30 $/бр. в январе 2016 года.
<br />

<br />
Какое отношение все это имеет к российской нефтяной отрасли? Между сланцевыми бассейнами Техаса и традиционными регионами нефтедобычи РФ можно провести несколько параллелей: в обоих случаях инфраструктура давно построена и необходимо немного времени на бурение и ремонт скважин, проведение ГРП и применение прочих технологий интенсификацию добычи.
<br />

<br />
Российские нефтяные компании даже больше, чем американские, финансово мотивированы поддерживать максимальные объемы добычи. В III квартале 2014 года затраты на добычу у «Роснефти» составили 150 рублей на баррель нефтяного эквивалента против 156 руб./бр. н.э. в III квартале 2015 года. В долларах затраты снизились примерно на 40%. При этом в 2015 году российская нефтяная отрасль осталась прибыльной.
<br />

<br />
Разговоры про облегчение налогового бремени на нефтяную отрасль в период профицита и падения цен противоречат логике работы товарных рынков. Это как пытаться тушить пожар бензином. Все что будет достигнуто за счет таких мер — рынок нефти дольше пробудет в подавленном состоянии, а восстановление цен займет больше времени.
<br />

<br />
Логичной, напротив, выглядит идея Минфина о повышении НДПИ, но с некоторыми оговорками. Налог следует повышать для месторождений в традиционных регионах нефтедобычи с развитой инфраструктурой. Это позволит пополнить госбюджет, приведет к падению объемов бурения, ускорит естественное сокращение добычи и балансировку глобального рынка. Когда рынок нефти начнет восстанавливаться, налог следует снизить таким образом, чтобы стимулировать наращивание добычи в традиционных регионах.
<br />

<br />
Этот подход не должен распространяться на новые регионы нефтедобычи с неразвитой инфраструктурой и новые высокозатратные проекты, которые будут обеспечивать рост добычи в средне- и долгосрочной перспективе. Такие проекты работают в условиях льготного налогообложения, и турбулентность глобального рынка нефти не дает оснований препятствовать их реализации.