10 марта 2016
Статья
Страшные сказки про 80 рублей за литр
Автор:
Михаил Турукалов. Независимое агентство "Аналитика товарных рынков"
На прошедшей неделе в СМИ появилось несколько пугающих историй про бензин по цене 80 рублей за литр. В одной из статей утверждалось, что цена литра бензина на уровне 1 Евро является благом для России и необходимо многократно повысить акциз, чтобы вывести цену на этот уровень.
На прошедшей неделе в СМИ появилось несколько пугающих историй про бензин по цене 80 рублей за литр. В одной из статей утверждалось, что цена литра бензина на уровне 1 Евро является благом для России и необходимо многократно повысить акциз, чтобы вывести цену на этот уровень.
<br />
<br />
Цена бензина на уровне 80 рублей за литр, конечно, не доставит неудобств относительно небольшой части россиян с доходом в десятки, сотни и тысячи раз выше среднего. Однако остальному населению и экономике страны удорожание бензина примерно в 2,2 раза создаст массу проблем.
<br />
<br />
Во-первых, рост цены бензина и дизтоплива более чем в два раза гарантированно и ощутимо повысит топливные издержки населения и бизнеса. Нефтепродукты станут не по карману существенной части россиян, в результате упадет спрос со стороны населения.
<br />
<br />
Двукратный рост цены бензина и дизтоплива за короткий промежуток времени заметит абсолютно весь бизнес и учтет возросшие топливные затраты в цене своей продукции и услуг. Это подстегнет инфляцию и вызовет дополнительное сжатие потребительского спроса. В итоге один лишь вред, особенно сейчас, когда Россия пытается осуществить импортозамещение в самых базовых отраслях экономики и хоть как-то поддержать собственное сельское хозяйство.
<br />
<br />
В России дорогие кредиты и высокие налоги. Если вдобавок к этому взвинтить цены на нефтепродукты, выживет лишь одна отрасль.
<br />
<br />
Идея резкого повышения цен на топлива очень похожа на логику псевдореформ начала 90-х, когда отпустили цены и возложили надежды на рукотворное сжатие экономики. В итоге уровень жизни населения катастрофически снизился, а широко распространенной едой стали «ножки Буша» многолетней заморозки с обсыпкой из паприки, которая маскировала запах несвежей птицы. Надо ли нам, чтобы из-за роста цен обычным топливом стал суррогат?
<br />
<br />
Во-вторых, сжатие спроса на нефтепродукты приведет к серьезным проблемам в отрасли нефтепродуктообеспечения. В России более 20000 АЗС, и лишь треть заправок принадлежат нефтяным компаниям.
<br />
<br />
Свыше 12000 АЗС — это независимые заправки, которые в совокупности занимают примерно 50% на розничном рынке бензина и дизтоплива. Их обслуживают сотни коммерческих нефтебаз, оптовых трейдеров и брокеров, а также транспортные компании и другие подрядчики. Падение спроса на нефтепродукты приведет к коллапсу тысяч малых и средних частных компаний и возможному сокращению десятков тысяч рабочих мест.
<br />
<br />
Наконец, мнение, что двукратный рост цены бензина и дизтоплива улучшит экологию и проложит путь электрокарам и КПГ ошибочно. Электрокары слишком дороги сейчас и останутся таковыми в ближайшее десятилетие, если не верите — поищите в интернете график цены карбоната лития. В России нет инфраструктуры для электромобилей, и необходимость ее создания в ближайшие годы сомнительна.
<br />
<br />
Что же касается установки баллона со сжатым взрывоопасным газом в личном автомобиле или пассажирском транспорте, отсутствие явного прогресса в замещении бензина и дизтоплива КПГ говорит, как минимум, о недоверии населения и бизнеса к этой опции. И цена КПГ совершенно не причем — даже в текущих условиях экономия получается ощутимой.
<br />
<br />
<h3>Нельзя тушить пожар бензином</h3>
<br />
Вторая история появилась после круглого стола «Налогообложение в нефтяной отрасли — большие маневры». Справедливости ради отметим, что на размещенном в интернете видео с мероприятия нет приписываемой отраслевым лоббистам угрозы повысить цены на бензины. Наоборот, в ходе дискуссии прозвучало мнение, что апрельское повышение акцизов произойдет за счет нефтяной отрасли, а не населения.
<br />
<br />
Между тем нельзя согласиться с утверждением, что в периоды падения мировых цен на нефть необходимо снижать налоги и делать налоговую систему более стимулирующей для нефтедобычи.
<br />
<br />
С начала падения цен на нефть прошло уже более полутора лет, но профицит сырья до сих пор не устранен. Глобальный рынок нефти столкнулся с рекордным за последние десятилетия обвалом цен как по продолжительности, так и по амплитуде.
<br />
<br />
Устойчивый профицит нефти вызван чрезмерным инвестированием сверхдешевого капитала в нефтяную отрасль. Годы политики нулевых процентных ставок привели к формированию классического пузыря на рынке нефти, который помогла надуть высокозатратная добыча — сланцевая нефть и в меньшей степени битуминозные пески в Канаде. Пузырь начал сдуваться летом 2014 года, когда спрос оказался не способен поглотить все производимое сырье.
<br />
<br />
В самом начале обвала цен большинство экспертов недооценили инерционность нефтедобычи и неверно трактовали роль «breakeven cost». Прибыльное бурение сланцевой скважины действительно требует цены нефти в 60–70 $/бр. Однако цена на уровне 26–35 $/бр. не приведет к остановке добычи из пробуренных и введенных в эксплуатацию скважин. Затраты на бурение уже понесены, а из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка оператору нужно добывать и продавать как можно больше нефти, чтобы обслуживать кредиты и платить по облигациям.
<br />
<br />
Кроме того, какая бы ни была цена нефти, оператор не откажется от бурения новой скважины, имея действующий хедж с приемлемой для него ценой. Одна из причин устойчивости сланцевой нефтедобычи в 2015 году заключается в хеджировании цены нефти. Страховки от падения цен лишь недавно начали истекать и возвращать операторов в реалии рынка.
<br />
<br />
Весь 2015 год нефтедобывающие компании и страны решали свои финансовые проблемы максимизацией производства сырья в условиях профицитного рынка и надеялись, что добычу вместо них сократит кто-то другой. Это раскрутило спираль, по которой цены на нефть опустились ниже 30 $/бр. в январе 2016 года.
<br />
<br />
Какое отношение все это имеет к российской нефтяной отрасли? Между сланцевыми бассейнами Техаса и традиционными регионами нефтедобычи РФ можно провести несколько параллелей: в обоих случаях инфраструктура давно построена и необходимо немного времени на бурение и ремонт скважин, проведение ГРП и применение прочих технологий интенсификацию добычи.
<br />
<br />
Российские нефтяные компании даже больше, чем американские, финансово мотивированы поддерживать максимальные объемы добычи. В III квартале 2014 года затраты на добычу у «Роснефти» составили 150 рублей на баррель нефтяного эквивалента против 156 руб./бр. н.э. в III квартале 2015 года. В долларах затраты снизились примерно на 40%. При этом в 2015 году российская нефтяная отрасль осталась прибыльной.
<br />
<br />
Разговоры про облегчение налогового бремени на нефтяную отрасль в период профицита и падения цен противоречат логике работы товарных рынков. Это как пытаться тушить пожар бензином. Все что будет достигнуто за счет таких мер — рынок нефти дольше пробудет в подавленном состоянии, а восстановление цен займет больше времени.
<br />
<br />
Логичной, напротив, выглядит идея Минфина о повышении НДПИ, но с некоторыми оговорками. Налог следует повышать для месторождений в традиционных регионах нефтедобычи с развитой инфраструктурой. Это позволит пополнить госбюджет, приведет к падению объемов бурения, ускорит естественное сокращение добычи и балансировку глобального рынка. Когда рынок нефти начнет восстанавливаться, налог следует снизить таким образом, чтобы стимулировать наращивание добычи в традиционных регионах.
<br />
<br />
Этот подход не должен распространяться на новые регионы нефтедобычи с неразвитой инфраструктурой и новые высокозатратные проекты, которые будут обеспечивать рост добычи в средне- и долгосрочной перспективе. Такие проекты работают в условиях льготного налогообложения, и турбулентность глобального рынка нефти не дает оснований препятствовать их реализации.
<br />
<br />
Цена бензина на уровне 80 рублей за литр, конечно, не доставит неудобств относительно небольшой части россиян с доходом в десятки, сотни и тысячи раз выше среднего. Однако остальному населению и экономике страны удорожание бензина примерно в 2,2 раза создаст массу проблем.
<br />
<br />
Во-первых, рост цены бензина и дизтоплива более чем в два раза гарантированно и ощутимо повысит топливные издержки населения и бизнеса. Нефтепродукты станут не по карману существенной части россиян, в результате упадет спрос со стороны населения.
<br />
<br />
Двукратный рост цены бензина и дизтоплива за короткий промежуток времени заметит абсолютно весь бизнес и учтет возросшие топливные затраты в цене своей продукции и услуг. Это подстегнет инфляцию и вызовет дополнительное сжатие потребительского спроса. В итоге один лишь вред, особенно сейчас, когда Россия пытается осуществить импортозамещение в самых базовых отраслях экономики и хоть как-то поддержать собственное сельское хозяйство.
<br />
<br />
В России дорогие кредиты и высокие налоги. Если вдобавок к этому взвинтить цены на нефтепродукты, выживет лишь одна отрасль.
<br />
<br />
Идея резкого повышения цен на топлива очень похожа на логику псевдореформ начала 90-х, когда отпустили цены и возложили надежды на рукотворное сжатие экономики. В итоге уровень жизни населения катастрофически снизился, а широко распространенной едой стали «ножки Буша» многолетней заморозки с обсыпкой из паприки, которая маскировала запах несвежей птицы. Надо ли нам, чтобы из-за роста цен обычным топливом стал суррогат?
<br />
<br />
Во-вторых, сжатие спроса на нефтепродукты приведет к серьезным проблемам в отрасли нефтепродуктообеспечения. В России более 20000 АЗС, и лишь треть заправок принадлежат нефтяным компаниям.
<br />
<br />
Свыше 12000 АЗС — это независимые заправки, которые в совокупности занимают примерно 50% на розничном рынке бензина и дизтоплива. Их обслуживают сотни коммерческих нефтебаз, оптовых трейдеров и брокеров, а также транспортные компании и другие подрядчики. Падение спроса на нефтепродукты приведет к коллапсу тысяч малых и средних частных компаний и возможному сокращению десятков тысяч рабочих мест.
<br />
<br />
Наконец, мнение, что двукратный рост цены бензина и дизтоплива улучшит экологию и проложит путь электрокарам и КПГ ошибочно. Электрокары слишком дороги сейчас и останутся таковыми в ближайшее десятилетие, если не верите — поищите в интернете график цены карбоната лития. В России нет инфраструктуры для электромобилей, и необходимость ее создания в ближайшие годы сомнительна.
<br />
<br />
Что же касается установки баллона со сжатым взрывоопасным газом в личном автомобиле или пассажирском транспорте, отсутствие явного прогресса в замещении бензина и дизтоплива КПГ говорит, как минимум, о недоверии населения и бизнеса к этой опции. И цена КПГ совершенно не причем — даже в текущих условиях экономия получается ощутимой.
<br />
<br />
<h3>Нельзя тушить пожар бензином</h3>
<br />
Вторая история появилась после круглого стола «Налогообложение в нефтяной отрасли — большие маневры». Справедливости ради отметим, что на размещенном в интернете видео с мероприятия нет приписываемой отраслевым лоббистам угрозы повысить цены на бензины. Наоборот, в ходе дискуссии прозвучало мнение, что апрельское повышение акцизов произойдет за счет нефтяной отрасли, а не населения.
<br />
<br />
Между тем нельзя согласиться с утверждением, что в периоды падения мировых цен на нефть необходимо снижать налоги и делать налоговую систему более стимулирующей для нефтедобычи.
<br />
<br />
С начала падения цен на нефть прошло уже более полутора лет, но профицит сырья до сих пор не устранен. Глобальный рынок нефти столкнулся с рекордным за последние десятилетия обвалом цен как по продолжительности, так и по амплитуде.
<br />
<br />
Устойчивый профицит нефти вызван чрезмерным инвестированием сверхдешевого капитала в нефтяную отрасль. Годы политики нулевых процентных ставок привели к формированию классического пузыря на рынке нефти, который помогла надуть высокозатратная добыча — сланцевая нефть и в меньшей степени битуминозные пески в Канаде. Пузырь начал сдуваться летом 2014 года, когда спрос оказался не способен поглотить все производимое сырье.
<br />
<br />
В самом начале обвала цен большинство экспертов недооценили инерционность нефтедобычи и неверно трактовали роль «breakeven cost». Прибыльное бурение сланцевой скважины действительно требует цены нефти в 60–70 $/бр. Однако цена на уровне 26–35 $/бр. не приведет к остановке добычи из пробуренных и введенных в эксплуатацию скважин. Затраты на бурение уже понесены, а из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка оператору нужно добывать и продавать как можно больше нефти, чтобы обслуживать кредиты и платить по облигациям.
<br />
<br />
Кроме того, какая бы ни была цена нефти, оператор не откажется от бурения новой скважины, имея действующий хедж с приемлемой для него ценой. Одна из причин устойчивости сланцевой нефтедобычи в 2015 году заключается в хеджировании цены нефти. Страховки от падения цен лишь недавно начали истекать и возвращать операторов в реалии рынка.
<br />
<br />
Весь 2015 год нефтедобывающие компании и страны решали свои финансовые проблемы максимизацией производства сырья в условиях профицитного рынка и надеялись, что добычу вместо них сократит кто-то другой. Это раскрутило спираль, по которой цены на нефть опустились ниже 30 $/бр. в январе 2016 года.
<br />
<br />
Какое отношение все это имеет к российской нефтяной отрасли? Между сланцевыми бассейнами Техаса и традиционными регионами нефтедобычи РФ можно провести несколько параллелей: в обоих случаях инфраструктура давно построена и необходимо немного времени на бурение и ремонт скважин, проведение ГРП и применение прочих технологий интенсификацию добычи.
<br />
<br />
Российские нефтяные компании даже больше, чем американские, финансово мотивированы поддерживать максимальные объемы добычи. В III квартале 2014 года затраты на добычу у «Роснефти» составили 150 рублей на баррель нефтяного эквивалента против 156 руб./бр. н.э. в III квартале 2015 года. В долларах затраты снизились примерно на 40%. При этом в 2015 году российская нефтяная отрасль осталась прибыльной.
<br />
<br />
Разговоры про облегчение налогового бремени на нефтяную отрасль в период профицита и падения цен противоречат логике работы товарных рынков. Это как пытаться тушить пожар бензином. Все что будет достигнуто за счет таких мер — рынок нефти дольше пробудет в подавленном состоянии, а восстановление цен займет больше времени.
<br />
<br />
Логичной, напротив, выглядит идея Минфина о повышении НДПИ, но с некоторыми оговорками. Налог следует повышать для месторождений в традиционных регионах нефтедобычи с развитой инфраструктурой. Это позволит пополнить госбюджет, приведет к падению объемов бурения, ускорит естественное сокращение добычи и балансировку глобального рынка. Когда рынок нефти начнет восстанавливаться, налог следует снизить таким образом, чтобы стимулировать наращивание добычи в традиционных регионах.
<br />
<br />
Этот подход не должен распространяться на новые регионы нефтедобычи с неразвитой инфраструктурой и новые высокозатратные проекты, которые будут обеспечивать рост добычи в средне- и долгосрочной перспективе. Такие проекты работают в условиях льготного налогообложения, и турбулентность глобального рынка нефти не дает оснований препятствовать их реализации.
Читайте также в этом выпуске
06 мая 2025
Статьи
О ситуации на рынке кредитования компаний ТЭК НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Максимом Тереховым, директором департамента кредитования ключевых клиентов Сбербанка.
06 мая 2025
Статьи
Вопрос о необходимости принятия самостоятельного закона о нефти возникает периодически на протяжении последних десятилетий. Стоит напомнить о нем и предложить примерную структуру нового законодательного акта.
06 мая 2025
Статьи
Чтение Энергостратегии 2050 – занятие не для слабонервных. Множество мыслей, комментариев и вопросов возникает даже при беглом взгляде на документ. С одной стороны – смешно, с другой – грустно.
06 мая 2025
Статьи
Как преодолеть монополизм и снизить зависимость от государственных субсидий на российском рынке нефтепродуктов, «НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ» рассказал Максим Дьяченко – управляющий партнер компании «Пролеум».
06 мая 2025
Статьи
Европа значительно изменила структуру своего газового рынка, сократив зависимость от российского газа и увеличив импорт сжиженного природного газа (СПГ) из других регионов, включая США. Однако этот переход привел к существенному росту цен на энергоносители и ударил по промышленности. Дополни...
06 мая 2025
Статьи
Итоги работы нефтехимической промышленности в 2024 году и перспективы до 2030 года. В 2022-2023 гг. экспорт крупнотоннажных полимеров из России снизился на 30%. Но компаниям удалось увеличить поставки в Китай и Турцию с 40% в 2021 г. до почти 60% в 2024 г. В планах – к 2030 г. увеличить ...
06 мая 2025
Статьи
Уникальные свойства делают редкоземы незаменимыми в производстве электроники, возобновляемой энергетики, нефтепереработке, автомобилестроении и оборонной промышленности. Однако сложность добычи и разделения этих элементов требует значительных капитальных вложений и технологических решений. Товарное ...
06 мая 2025
Статьи
Про состояние и развитие национальной геологоразведки «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Павлом Мельниковым, генеральным директором ФГБУ «ВНИГНИ».
06 мая 2025
Статьи
Геотермальной энергетике больше 100 лет, но она всегда была на обочине ТЭКа. Сейчас на нее приходится менее 1% выработки электроэнергии в мире и не намного больше тепла. Это самое маловостребованное направление энергетики. Соответственно, оно имеет и большой потенциал роста. С развитием и удешев...
06 мая 2025
Статьи
На VI Мурманском международном арктическом форуме-2025 «Арктика – территория диалога», прошедшем в марте 2025 года в Мурманске с участием президента России Владимира Путина, особое внимание было уделено Северному морскому пути и строительству ледоколов. Сегодня ледоколов для комплексного освоения Ар...
06 мая 2025
Статьи
Туманные острова англосаксов – считаются первым центром принятия решений в современном мире со времен буржуазных революций. Он влияет на мировую политику и сегодня. В чем особенности энергостратегии Туманного Альбиона и где точки пересечения с Россией?
06 мая 2025
Статьи
Всего 30% нефти удается в среднем добыть из скважины без дополнительных мер. Существует несколько основных методов увеличения дебита нефтяных скважин: вымещение нефти водой или другими жидкостями, технология гидроразрыва пласта. Но одним из самых эффективных и современных методов остается числен...
06 мая 2025
Статьи
В статье рассматривается нефтегазовое месторождение, расположенное на севере Красноярского края. Результаты разведки месторождения доказали промышленную значимость пласта Нх-I, для нее установлен тип ловушки, ее модель, распределение запасов по площади, дана оценка их категорийности, оценены парамет...
06 мая 2025
Статьи
При большой протяженности компоновки и при длительной эксплуатации есть риск заиливания внутрискважинной маркерной системы, расположенной в горизонтальной части скважины. Какое оборудование способно эффективно работать без применения пакеров и с выведением жидкости в межтрубное пространство? В стать...
06 мая 2025
Статьи
Пожары на НПЗ и местах добычи – не редкость. Бывало, что потушить пламя мог только ядерный взрыв. А что-то так и горит уже десятилетиями. Сегодня «дров в огонь» подкидывают дроны. Как тушат огонь в условиях взрывоопасного производства?
04 апреля 2025
Статьи
Если мы думаем, что у нас много нефти и газа, то слегка витаем в облаках. Рентабельных запасов нефти в РФ хватит на 33 года, а технологически извлекаемых – на 39 лет, заявил глава Роснедр еще в сентябре 2022 г. В стратегическом планировании такой временной горизонт – это мизер. Учитывая актуальные т...
04 апреля 2025
Статьи
15 декабря 2024 года в Черном море произошла экологическая катастрофа. В шторм разломились пополам два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более 9 тысяч тонн мазута. Это третья и четвертая аварии такого типа.
04 апреля 2025
Статьи
Как повышение цен на газ повлияет на промышленность и расходы граждан?
04 апреля 2025
Статьи
Ограничения, введенные в рамках соглашения ОПЕК+, усиливающееся геополитическое давление, а вместе с тем и падение цен на отечественную нефть оказали значительное влияние на буровой сервис России в 2024 году. Основные показатели рынка продемонстрировали негативную динамику, а фонд простаивающих сква...
04 апреля 2025
Статьи
Порядок определения цены Юралс, остававшийся неизменным в течение двух десятилетий, за 2023-2024 гг. изменялся несколько раз. Как повлияют новые механизмы расчетов цены российской нефти на деятельность нефтегазовых компаний? В чем особенность формулы? И какие последствия будет иметь расчет цены на э...
04 апреля 2025
Статьи
Многие отечественные НПЗ уже не обладают запасом по содержанию ароматики и вынуждены выпускать
топлива с максимально допустимым содержанием аренов. Каким образом производить высокооктановые
компоненты бензина по технологиям, доступным для внедрения на российские НПЗ?
04 апреля 2025
Статьи
Авиакосмическая отрасль, в первую очередь ее гражданские проекты, стала заложницей геополитической ситуации. Задачи, которые ставятся перед разработчиками, становятся все менее амбициозными, но их реализация в условиях жестких ограничений, с которыми сталкивается российская промышленность, сопряжена...
04 апреля 2025
Статьи
Население страны начинает экспериментировать с возможностями солнечной генерации в собственных домохозяйствах. Полученные результаты вполне оптимистичны. Из примеров, приведенных в статье, видно, что солнечное энергоснабжение становится рентабельным при стоимости электроэнергии в 8-10 рублей за кВт*...
04 апреля 2025
Статьи
Отечественные технологии для МГРП уже несколько лет применяются на месторождениях при строительстве скважин и добыче. Каких показателей удалось добиться?
04 апреля 2025
Статьи
Можно ли отметить, что нефтегазохимия России готова к форсажу на глобальном рынке и имеет внутренние надежные основания для развития инноваций и необходимых для суверенитета компонентов и технологий? Пока нет. Но ряд процессов инициирован. Что конкретно делается?
04 апреля 2025
Статьи
Разведанных нефтяных запасов в Ираке и Сирии хватает, чтобы развивать Турцию как отдельный региональный нефтяной хаб, действия в этом направлении предприняты. Как Турция выстраивает торговлю российскими нефтью и нефтепродуктами и насколько эта доля значима для экономики страны?
04 апреля 2025
Статьи
В ближайшие три года спрос на электроэнергию в мире будет расти. И это произойдет не из-за промышленности или бытового сектора и даже не из-за электрификации транспорта. Рост обеспечат новые отрасли, «прожорливые» до электричества. К майнингу добавятся дата-центры и системы, обслуживающие искусствен...
04 апреля 2025
Статьи
Какие научные работы по развитию добычи на шельфе и в условиях Арктики ведутся сегодня в России? «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Никитой ШАПОШНИКОВЫМ, к.т.н., советником ректора Тюменского индустриального университета.
04 апреля 2025
Статьи
О газовых гидратах как источнике ископаемого топлива написаны десятки тысяч научных статей, поскольку их подземные запасы в два раза превышают все нефтяные и традиционные газовые. Газогидраты могут стать основным энергетическим ресурсом на нашей планете. Испытания по добыче газа из газовых гидратов ...
04 апреля 2025
Статьи
Резервуары с нефтью и светлыми нефтепродуктами являются крупным источником выбросов углеводородных газов в атмосферу. Формально имеется множество способов сокращения этих выбросов, однако информация об их эффективности во многом является мифом. Каким образом реально уменьшить выбросы и улучшить экол...
04 апреля 2025
Статьи
Количество разведывательных скважин в России снижается, что демонстрируют результаты бурения по итогам 2024 года, но есть способы, которые помогут повысить эффективность исследований материала. Как теперь можно улучшить анализ керна и уменьшить трудозатраты?
04 апреля 2025
Статьи
Согласно данным геологоразведки, нефтегазоносные объекты Красноярского края могут обеспечить значительный прирост ресурсной базы. Извлекаемые ресурсы нефти могут составить 77 млн т.
04 апреля 2025
Статьи
Применение горизонтальных скважин сопровождается рядом сложностей, включая высокие финансовые расходы и повышенные операционные риски при проведении геофизических исследований. Одной из основных задач является точное определение профиля притока в горизонтальной части скважины. В данной работе описан...
06 марта 2025
Статьи
Большинство российских газовых проектов в большей или в меньшей степени испытывают давление санкций. Есть возможность снять санкции и реализовать экспорт как ТПГ, так и СПГ. Каким образом?
06 марта 2025
Статьи
Налог на дополнительный доход – один из ключевых элементов налоговой системы в нефтяной отрасли. Поэтому анализ его экономической эффективности всегда в центре внимания профессионалов. Но не менее интересной является и правовая казуистика – во многих случаях однозначно определить подлежащую уплате с...
06 марта 2025
Статьи
За год критического снижения спроса на российские энергоносители на мировом рынке не произошло. Тенденции развития глобального нефтегазового рынка уже можно обозначить. Какие условия станут определяющими для устойчивости отрасли?
06 марта 2025
Статьи
Цены на уран достигли многолетнего максимума, в разы увеличивается стоимость акций атомных компаний, производителей топлива. Очередной виток, на который вышла атомная энергетика, отмечен не только количественным и качественным преумножением, он сформировал новые стратегии и векторы развития. Направл...
06 марта 2025
Статьи
Углеродный след производства и реализации СПГ у каждого продавца – разный. Газ, который добывается методом сланцевой добычи на месторождениях США, отягощен сильным углеродным следом, который увеличивается при доставке его до потребителя. По идее, это должно влиять на конкурентность продукта. Но, пох...
06 марта 2025
Статьи
О подходе «Росатома» к развитию сегмента электромобилей НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Александром БУХВАЛОВЫМ, директором бизнес-направления «Электромобильность» топливной компании «ТВЭЛ».
06 марта 2025
Статьи
Вам кажется, что роботы и автопилоты – это будущее? Они уже среди нас. Как встречаются спрос и предложение в российском сегменте автономного транспорта?
06 марта 2025
Статьи
Об итогах и перспективах рынка нефтехимии и переработки углеводородов НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Александром КОТОВЫМ, экспертом NEFT Research.
06 марта 2025
Статьи
Объявив чрезвычайное положение в американской энергетике, Дональд Трамп, возможно, допустил ошибку – он намерен снизить цены на нефть, давя на ОПЕК и весь Исламский мир, а также на Мексику и Канаду. Это, как говорится, too much.
06 марта 2025
Статьи
На энергетической карте мира сформировался и развивается новый регион – Латинская Америка. Бразилия доказала продуктивность своих подсолевых месторождений, Гайана год от года увеличивает запасы и добычу, Аргентина сделала ставку на сланцевую площадь Vaca Muerta, а Мексика в 2024 году начала экспорти...
06 марта 2025
Статьи
Арктика имеет огромное значение с точки зрения перспектив экономического развития, а также как военно-стратегический плацдарм. У России атомный ледокольный флот есть. Китай, США, Канада, Финляндия озадачены строительством подобных судов, способных осуществлять навигацию во льдах. Задачу упрощают кли...
06 марта 2025
Статьи
Азербайджан наращивает импорт российской нефти. Насколько это выгодно?
06 марта 2025
Статьи
Как проводится сейсморазведка рифовых комплексов юго-западной части Сибирской платформы? Насколько высока вероятность обнаружения там нефти и газа согласно предварительному анализу?
06 марта 2025
Статьи
Как влияют набухающие пакеры на эффективность добычи? Испытания технологии проводились на Унтыгейском месторождении.
03 марта 2025
Статьи
Большинство российских газовых проектов в большей или в меньшей степени испытывают давление санкций. Есть возможность снять санкции и реализовать экспорт как ТПГ, так и СПГ. Каким образом?
29 января 2025
Статьи
«Нефтегазовая вертикаль» подводит итоги 2024 года и обсуждает планы на будущее в ТЭК с Генадием Шмалем, Президентом Союза нефтегазопромышленников России.
29 января 2025
Статьи
Что случилось в прошедшем году? Регулятор не хочет оправдываться за ошибки и исправлять их. Он просто меняет аксиому: в великой нефтегазовой державе энергия становится дорогой.
29 января 2025
Статьи
С какими вызовами столкнулась нефтепереработка, трейдинг и розница топливного рынка в 2024 году? Анализ, выявление новых трендов.
29 января 2025
Статьи
15 декабря 2024 года в Черном море произошла экологическая катастрофа. В шторм разломились пополам два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более 9 тысяч тонн мазута. Эта первый в мире крупномасштабный разлив мазута, который, в отличие от нефти, не...
29 января 2025
Статьи
2024 год оказался удачным для всех направлений ТЭКа. Добыча углеводородов не только не снизилась, но и росла с ускорением. Это был год исторических рекордов – в спросе на нефть, в инвестициях во все сферы энергетики, в производстве электромобилей и росте мощностей ВИЭ. ТЭК чувствовал себя в целом хо...
29 января 2025
Статьи
Остановка транзита российского газа через Украину может иметь серьезные последствия для Европы и самой Украины. Все только начинается…
29 января 2025
Статьи
О развитии регионов, в том числе транспорта и логистики, в контексте новой Энергостратегии НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала со Станиславом Митраховичем, Ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ.
29 января 2025
Статьи
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ обсудила итоги 2024 года и ожидания от 2025 года с экспертами ассоциации «Женщины в энергетике» Инной КИРИЛКИНОЙ, Ириной УЛАНОВОЙ и Наталией ВИНОКУРОВОЙ. Разговор затронул такие темы, как конъюнктура нефтегазового рынка, инвестиционная стратегия граждан, логистика.
29 января 2025
Статьи
Россия в нынешнем статусе нон грата едва ли может обеспечить собственные авиационные амбиции. Но надежды выйти на международный рынок все еще остаются. Сможет ли отечественный авиапром доказать технологическое лидерство или понадеется, что станет выглядеть более привлекательно на фоне неудач основны...
29 января 2025
Статьи
Сегодня логистика и транспортировка продукции нуждаются в оптимизации. Создание системы единого управления и планирования транспортно-логистическими ресурсами при организации смешанных (комбинированных) перевозок может улучшить экономику процесса. Авторы предлагают внедрить комплексное транс...
29 января 2025
Статьи
Как трагический декабрьский инцидент с самолетом «Азербайджанских авиалиний» повлияет на энергетические отношения России и Азербайджана?
29 января 2025
Статьи
Живые деньги для сограждан Гайана и Суринам перераспределяют нефтегазовые платежи от транснационалов
Низовые земли на берегах Южной Атлантики, как бы зажатые между разветвленной дельтой Ориноко и изогнутым приморским контуром бразильского континентального массива, становятся центром мощного нефтегазового бума. По своим темпам и годовому приросту производства и доказанных запасов он обгоняет все ост...
29 января 2025
Статьи
В Латинской Америке стагнирует добыча газа. Регион закупает все больше СПГ. Тем не менее у него большой газовый потенциал – это гигантские сланцевые запасы в Аргентине и ПНГ подсолевых месторождений Бразилии, а также Гайаны и (в будущем) Суринама. Кроме того, Мексика может трансформировать и...
29 января 2025
Статьи
В значительной части инцидентов 2024 года основной целью компьютерных атак было не столько извлечение прибыли, сколько нанесение максимального ущерба целевой организации и ее информационной инфраструктуре. Эксперты Angara SOC проанализировали значимые события в реальных секторах экономики и выделили...
29 января 2025
Статьи
Компании начали внедрять оборудование заканчивания скважин, не требующее нормализации. В чем ноу-хау? Какие результаты?
29 января 2025
Статьи
Существует проблема значительного снижения нагрузок сероводородного газа при подкачке системы циркуляции раствора химически очищенной водой (ХОВ) и концентрированным раствором моноэтаноломина. Это систематически приводит к аварийной остановке смежной установки «Утилизации сероводородного газ...
20 декабря 2024
Статьи
Газовая промышленность имеет шансы реализовать актуальные инвестиционные проекты. Но оптимизация усилий потребуется. Насколько снизится маржинальность отечественной газовой отрасли в связи с изменением рыночной конъюнктуры?
20 декабря 2024
Статьи
Сохранится ли транзит через украинский коридор, продолжат ли страны ЕС получать голубое топливо из нашей страны, будут ли подписаны новые контракты с китайскими компаниями, продвинутся ли иранское и казахстанское направления? Все эти вопросы делают грядущий 2025-й годом рисков и возможностей для рос...
20 декабря 2024
Статьи
Газомоторное топливо – одна из областей в сфере госрегулирования, которой уже очень много лет. Многое роднит ее с другими долгоиграющими вопросами, в первую очередь обилие разного уровня документов стратегического и более низкого уровня планирования. Что же конструктивного происходит в данной сфере?...
20 декабря 2024
Статьи
Чтобы узнать о реальных достижениях отрасли газомоторного топлива, НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ задала вопросы Александру Котову, руководителю направления консалтинга NEFT Research.
20 декабря 2024
Статьи
Энергобаланс юга Красноярского края должен пополниться газом местных месторождений, что улучшит качество жизни региона, в том числе экологию. Но разработка ресурсов не ведется из-за ошибок, допущенных при разведке, а также из-за многолетних ожиданий федерального газопровода. В разработку газа можно ...
20 декабря 2024
Статьи
Последние 50 лет потребление газа росло опережающими темпами, замещая в топливно-энергетических балансах стран уголь и нефтепродукты в энергетическом и транспортном секторах. При этом основной прирост за последние 20 лет происходил в первую очередь за счет СПГ. Сохранится ли тренд?
20 декабря 2024
Статьи
Из-за образовавшегося вдруг дефицита электроэнергии Правительство заявляет о строительстве энергетических мощностей в ряде регионов, в частности на юге России и на юге Сибири. В документы Генсхемы, СиПр и Энергостратегию вносятся многочисленные изменения. Насколько все обосновано? На что опираются п...
20 декабря 2024
Статьи
Россия как крупнейший мировой поставщик природного газа теряет рынки сбыта на Западе. Спасение видится на Востоке, но какой ценой обойдутся новые цепочки поставок? Вопрос уже набил оскомину, но постоянно играет новыми красками и обрастает новыми нюансами.
20 декабря 2024
Статьи
До недавнего времени в качестве основного пути достижения климатических целей Парижского соглашения рассматривался принятый Западом курс на отказ от углеводородного топлива и переход на ВИЭ. Однако развивающимся странам достаточно быстро стало понятно, что это приведет к подрыву их энергетической
безопасности...
безопасности...
20 декабря 2024
Статьи
Накануне утверждения обновленной Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации до 2035 года НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Артемом ВЕРХОВЫМ, директором департамента развития газовой отрасли Минэнерго России.
20 декабря 2024
Статьи
О том, как развивается транспорт на ГМТ, НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Ренатом ГАЙНЕТДИНОВЫМ, заместителем директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ.
20 декабря 2024
Статьи
Как происходит развитие сегмента автономной газификации? Почему в условиях дефицита генерации и слабой газификации ряда регионов государство уделяет сжиженному углеводородному газу мало внимания? Об этом НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Андреем РУМЯНЦЕВЫМ, президентом Ассоциации «Сибдальвостокг...
20 декабря 2024
Статьи
О том, как ПАО «Газпром» развивает рынок ГМТ, рассказал Андрей САВИН, заместитель начальника департамента ПАО «Газпром».
20 декабря 2024
Статьи
Рынок малотоннажного СПГ считается нишевым, но он растет в денежном выражении в среднем на 15% в год, увеличивается как предложение газа для транспорта – грузовиков, судов, локомотивов, так и для автономной газификации удаленных районов. Малотоннажный СПГ – это не для экспорта на другие континен...
20 декабря 2024
Статьи
СОР-29 в Баку прошла успешно: средняя глобальная температура Земли продолжит повышаться, инвестиции будут искать, а добычу нефти и газа увеличивать.
20 декабря 2024
Статьи
Использование газомоторного топлива (CNG) становится важной частью экологической стратегии ОАЭ, направленной на сокращение углеродного следа. Однако процесс внедрения сталкивается с рядом вызовов, таких как недостаточная инфраструктура и экономические барьеры. В статье анализируются достижен...
20 декабря 2024
Статьи
Сегодня система оценки потребностей населения в газе устарела, что создает информационный конфликт между данными по резервируемым мощностям и данными по фактическому их использованию. Газораспределительные станции фактически имеют резервы, а на бумаге – нет, поэтому не могут использоваться для подкл...
20 декабря 2024
Статьи
В отечественных нормативных документах наблюдается разброс значений коэффициентов вредных выбросов при сжигании разных видов газовых топлив. Каким образом рассчитать единые верные индикаторы?
22 ноября 2024
Статьи
22 ноября 2024
Статьи
Угольная отрасль переживает кризис. Но Госдума и Правительство закладывают в Энергостратегию до 2050 года высокие цифры экспорта, что выглядит довольно оптимистично. О проблемах и перспективах отрасли НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Дмитрием Исламовым, депутатом Государственной Думы от Кузбасс...
22 ноября 2024
Статьи
Текущий год не принес российским угольным компаниям долгожданных позитивных изменений. Добыча угля медленно, но снижается, экспорт падает, а его рентабельность остается отрицательной из-за заметного удешевления твердого топлива, увеличения фискальной нагрузки и роста логистических и производственных...