СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ РФ: БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
В 2014-2016 гг. спрос на моторное топливо в стране обеспечивал и будет обеспечивать «нерегламентный» бензин…
В России действует Технический регламент, согласно которому в 2015 году на внутреннем рынке должно продаваться дизтопливо не ниже класса 4, а в будущем году – не ниже класса 5. Однако на практике, наряду с дизтопливом, которое удовлетворяет требованиям техрегламента, обращается много газойлевых топлив более низкого качества.
Это печное топливо, судовое маловязкое топливо, а также дизельное топливо низших экологических классов. Эти виды топлива потребляются в основном разного рода внедорожной техникой, которая оснащена дизельными двигателями. Это выгодно и продавцам и покупателям, поскольку отечественные машины малочувствительны к качеству дизеля. Но суррогатный дизель нередко попадает и на АЗС.
Дефицит бензина в 2014 году был на уровне 4 млн тонн. Как он покрывался? Есть такая легенда, что нас спасает белорусский бензин, а без него дефицит не был бы ликвидирован. Однако чистый импорт бензина, соответствующего техрегламенту, был очень небольшим – 0,6 млн тонн. (Белоруссия поставила в Россию примерно 1,6 млн тонн, но при этом около 1 млн т качественного «регламентного» бензина вывезли из страны российские производители).
Основную роль в покрытии дефицита сыграл «нерегламентный» бензин, которого было потреблено более 3,5 млн тонн. Если бы не было продаж «нерегламентного» бензина, дефицит был бы ощутимым. Можно сказать, что «плохой» бензин спас нас от роста цен.
Естественно, такой бензин не продается на заправках ВИНК: уже очень давно к бензину, который продается на АЗС ведущих российских компаний, претензий нет. Кроме того, в покрытии дефицита определенную роль сыграло манипулирование запасами топлива, которые в течение года уменьшились.
В текущем году рыночная ситуация, с точки зрения дефицита бензина, выглядит более оптимистичной. Ожидается, что выпуск автобензина нужного качества будет выше, а спрос ниже, чем в прошлом году.
Очень важно понимать, что дефицит – это просто арифметическая разница между объемами производства и спроса. Причем даже при отсутствии годового дефицита, дисбаланс между спросом и производством может возникать в отдельные месяцы (см. «Производство «регламентного» АБ и спрос на АБ в РФ»).
Этот дисбаланс может покрываться из разных источников, в том числе благодаря импорту, или из накопленных запасов, или, как мы видели, путем реализации «нерегламентного» топлива.
В 2014 году в летние месяцы, а также в сентябре и октябре наблюдалась большая разница между спросом и производством автобензина. Потребность в топливе была заметно выше, чем выпуск продукта. В эти месяцы, риск дефицита витал в воздухе, напряжение испытывали и нефтяные компании и Минэнерго России.
Источник: ИГ «Петромаркет»
Тем не менее, страна благополучно прошла этот сложный период. В этом году динамика производства и спроса на автобензин пока, во всяком случае, вызывает меньше опасений, чем в прошлом. Кроме того, запасы автобензина в этом году заметно выше, чем были год назад. В июле и августе (это месяцы пикового спроса) никакого катастрофического дефицита автобензина тоже не следует ожидать.
Динамика цен на топливо – это не только отражение изменяющегося соотношения между спросом и предложением на внутреннем рынке, но и отражение конъюнктуры внешнего рынка. Для российских производителей экспорт – это всегда доступная возможность реализовать продукцию, которую не удается пристроить на внутреннем рынке. Экспортная альтернатива играет важную роль в ценообразовании на внутреннем рынке: «в норме» цены внутреннего рынка должны быть не ниже экспортных.
В 2016 году возможен некоторый дефицит автобензина в связи с переходом на пятый экологический класс. По оценкам ИГ «Петромаркет», производство такого бензина будет несколько меньше, чем потребность в нем внутреннего рынка (см. «Прогноз спроса на автобензин»). Разница может достигать 3 млн т по году. Но опять же, в запасе имеется «нерегламентный» бензин. Вероятность того, что запретному продукту будет поставлен заслон, невелика. Но если это все-таки произойдет, возможен рост цен.
Прогноз спроса на автобензин
В России формируется рынок углеводородных единиц, что будет способствовать не только росту конкурентоспособности российских товаров, но и борьбе с глобальным потеплением. Однако пока в российской системе торгов углеродными единицами слишком много неясностей....
Кто потеряет больше, если Китай откажется от «Силы Сибири-2»?
Газопровод «Сила Сибири-2» – один из ключевых российских проектов, направленный на поставки в КНР. Но что произойдет, если Китай откажется от него, как о том сообщали западные СМИ? Ведущий эксперт Фонда Национальной Энергетической Безопасности,...В этом номере журнала мы рассуждаем о роли ВИЭ в энергобалансе страны. Покрутили вопрос с разных сторон. Выскажу несколько своих мыслей на этот счет.