Статья

Рынок СУГ

Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Одним из наиболее стремительно развивающихся секторов отечественного НГК в последнее десятилетие стало производство сжиженных углеводородных газов.
По своей динамике оно далеко опередило нефтедобычу, не говоря уже об извлечении природного газа. Нет продукта равного СУГ и по темпам наращивания экспорта.
В основном процесс был обусловлен увеличением уровня утилизации ПНГ и реконструкцией ГПЗ. Казалось бы, такие темпы роста не могут не радовать. Ведь именно СУГ являются наиболее востребованным сырьем для нефтехимии, амбициозные планы по развитию которой по- прежнему лелеет российское правительство. Однако можно сказать, что СУГ оказались в ловушке собственного успеха. Ибо динамика их производства далеко опередила темпы расширения потребления. Действительно, упомянутые нефтехимические «воздушные замки» остаются на бумаге, и в ближайшие годы ожидать строительства крупных пиролизных установок не приходится. А развернутая правительством громкая кампания по переводу транспорта на газомоторное топливо почему-то игнорирует СУГ, отдавая предпочтение КПГ.
Хотя инфраструктура использования сжиженных углеводородных газов развита относительно неплохо и при желании могла бы быть значительно расширена в достаточно короткие сроки. До недавнего времени все надежды связывались с наращиванием экспорта. Но экспансия американского газа вследствие сланцевой революции привела не только к падению цен на СУГ, но и к усилению конкуренции на традиционных для России рынках.
Как же поддержать рынок сжиженных газов? Над этой проблемой ломали голову участники конференции «СУГ: развивая потенциал цивилизованного рынка», прошедшей в рамках V Петербургского международного газового форума. Большую роль эксперты отводят поиску наиболее оптимального ценового индикатора, который позволил бы привлечь дополнительных покупателей. При этом нет отбоя от желающих внести свою лепту в поиск справедливой цены. Но никакие манипуляции с ценой не позволят рынку найти надежного покупателя СУГ, если на государственном уровне не будет предпринят комплекс мер, направленных на стимулирование спроса. Они могут иметь самый различный характер — от сооружения новых продуктопроводов к перспективным нефтехимическим кластерам до отмены дорожного налога для автолюбителей, использующих СУГ. Если же закрыть глаза на проблемы стагнации спроса, то тогда этот сегмент в последующие годы может круто изменить динамику развития.
Полная версия статьи доступна только после покупки
Стоимость
500