Статья

Рынок нефтепродуктов: кто заплатит за дорогой бензин?

Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Цены на бензин давно уже стали в России одной из самых болезненных тем. Они превратились в своеобразный народный индикатор экономической ситуации, по ним на глазок прикидывают уровень инфляции, о них в первую очередь вспоминают при наступлении кризисов. Именно поэтому ценники на АЗС теперь являются предметом особого внимания госорганов. ФАС с завидным постоянством разоблачает ценовые сговоры, а при резких всплесках цен к «регулированию» подключаются и более серьезные ведомства, вплоть до прокуратуры. 
В связи с этим крайне интересен вопрос, как поведут себя бензиновые цены и контролирующие их чиновники в наступившем 2015 году. Ведь предпосылок для роста стоимости горючего более чем достаточно — начиная от падения курса рубля и заканчивая пресловутым налоговым маневром. В ходе своей ежегодной пресс-конференции в декабре 2014 года Владимир Путин вновь подчеркнул, что для борьбы с инфляцией, в том числе, с повышением цен на бензин, «ФАС должна как следует работать». Бесспорно, роль контролирующих органов в сложившейся ситуации крайне важна. Но, вместе с тем, чрезмерное усердие чиновников способно лишь обострить ситуацию. Как отмечают эксперты, в 2014 году уже начался процесс закрытия АЗС — в основном, принадлежащих независимым операторам. Это обусловлено тем, что на фоне быстрого роста оптовых цен и сдерживания розничных маржа стремительно падает. А в 2015 году налоговый маневр приведет к повышению нетбэка на бензин и, как следствие, к очередному витку стоимости горючего на оптовом рынке. 
Каков же выход из ситуации? Переложить виток цен на плечи потребителей? Пожертвовать «независимой» розницей? Ввести ограничения на экспорт бензина? Заняться его импортом? Заставить ВИНК ускорить проекты по вводу новых «бензиновых» мощностей? 
Продлить оборот на внутреннем рынке горючего класса Евро-3? У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Но ни один из них не сработает, если госорганы будут по-прежнему обращать внимание только на ценники на бензоколонках, а не на многочисленные структурные проблемы системы нефтепродуктообеспечения.
Полная версия статьи доступна только после покупки
Стоимость
500