06 февраля 2017 Статья

Российский топливный рынок. Еженедельный обзор. 30 января - 03 февраля 2017 г.

Автор: Виктор Костюков, ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор»
Виктор Костюков, ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор»: "Спокойно, ровно, без вспышек и провалов прошла биржевая неделя. Цены сделок с бензином, нервно реагирующие на старте года на сообщения о ремонтах и налоговых маневров, наконец, упёрлись в низкий по сезону спрос, скорректировались к уровням, от которых взмывали вверх и, похоже, успокоились на равновесном состоянии между объёмами потребления и объёмами, поступающими на рынок от производителей. Нефтяники научились поддерживать баланс..."
Спокойно, ровно, без вспышек и провалов прошла биржевая неделя. Цены сделок с бензином, нервно реагирующие на старте года на сообщения о ремонтах и налоговых маневров, наконец, упёрлись в низкий по сезону спрос, скорректировались к уровням, от которых взмывали вверх и, похоже, успокоились на равновесном состоянии между объёмами потребления и объёмами, поступающими на рынок от производителей. Нефтяники научились поддерживать баланс. Это явно просматривается на диаграмме сводок от ЦДУ ТЭК. За январские дни нефтяники последовательно снижали поставки на рынок, сократив объём отгрузок на 70 тыс. тн. Будут ли сокращать далее, пока знают только они одни. Но и наращивать отгрузки, пополняя резервы на НПЗ и нефтебазах и обрушивая цены, нет особой необходимости. До конца февраля, полагаю, мы будем видеть некую волатильность цен на бензин по НПЗ и по дням в уже обозначенном диапазоне.

Бензин автомобильный. Объёмы производства, отгрузок на внутренний рынок РФ, запасы.
В таком же настроении пребывают участники срочного рынка. Торги контрактом на региональный индекс Регуляр-92 "Москва" с исполнением в феврале 2017 можно рассматривать в качестве некоего прогноза на поведение цен в феврале. При этом участники сделок не закладывают удорожание контракта из-за ремонта МНПЗ. Этот фактор, возможно, уже заложен в текущие котировки.

Динамика февральского фьючерска на региональный индекс -Москва- - Регуляр-92.

В сегменте дизельного топлива ситуация, несмотря на временное затишье, более-менее предсказуема. Здесь так же, как и в бензиновом сегменте внутренний спрос невысок. Но энергия будущего роста цен на летние и межсезонные сорта дизельного топлива накапливается по мере роста нетбэка, а тот, в свою очередь, остро реагирует на дорожающую нефть. А баррель в последние дни на оптимистичных сводках от ОПЕК о суточном сокращении добычи в январе 1,4 млн барр., не спеша перевалил через $55, далее за $56 и приближается к $57. Нетбэк на центральных НПЗ достиг 38 000 р/тн против средней цены 35 000 - 36 000 р/тн, сложившейся на летние и межсезонные индексы. Что касается цен сделок с зимними классами ДТ, то магистральный путь им обозначен – только вниз.

Природный газ


Опубликованная на сайте биржи ежемесячная статистика по итогам торгов позволяет нам ближе познакомиться с газовым сегментом. Эта тема остаётся актуальной в свете энергии, потраченной регуляторами рынка на создание механизма рыночного ценообразования в сегменте природного газа и итогов этих усилий.

Объёмы торгов относительно предыдущего декабря несколько возросли, но не радикально, с 884 млн. куб. м в январе 2016 года до 1,232 млрд. куб. м год спустя. Не тот прирост, на который рассчитывали регуляторы, особенно в свете того, что на торги так и не удалось затащить мелких независимых производителей газа, и что уж совсем нехорошо – численность покупателей закоксовалась списком из 50-60 участников, из которых половину составляют региональные сбытовые дочки Газпрома.

Причины вялого развития газового сегмента известны. Малым независимым производителям газа выход на биржу не даёт заметных преференций. Проще сдать добытый газ в трубу по цене, назначенной Газпромом, и не возиться с непростыми и рискованным механизмами передачи газа от скважины до конечного потребителя, завязанном опять-таки на монополиста и его газораспределительных (ГРС) дочек. А зная ревностное отношение монополиста к чужакам, так и подавно.

Биржа СПбМТСБ. Объёмы торгов природным газом, количество продавцов и покупателей.

Цены и коммерческая эффективность биржевых сделок с природным газом
Потребителей на биржу привлекает лишь один аргумент – скидка биржевых цен к ценам ФСТ. Пока цена биржевых сделок летом 2016 года обеспечивала экономию на газе 6-10 % относительно долгосрочных договоров по тарифам ФСТ, количество участников прирастало с 50 в июне до 61 в октябре. Но как только эффективность биржевых цен снизилась к 3%, покупатели стали разбегаться.

Как оживить биржу газа, ума не приложу. Газпрому, да и не только ему, торговать на бирже ниже тарифа ФСТ невыгодно, а покупателям невыгодна цена выше ФСТ. Радикально разрубить узел можно, отменив тарифы ФСТ. Но тогда монополист отыграется вволю. Можно было бы ограничить сверху ценой или близкой к ней равнодоходной с экспортом, но здесь проблемы – социальный фактор, территориальный фактор удалённости от центров добычи. Короче, надо думать, искать варианты. А в том виде, в котором пребывает биржа газа, она не преодолеет высот, уже достигнутых за предыдущие два года.