Российский топливный рынок. Еженедельный обзор. 20-22 февраля 2016 г.
Короткая предпраздничная неделя отметилась восстановлением негаданно провалившихся накануне бензиновых индексов. Почему рушились, однозначного ответа нет. По мнению участников торгов разбаланс в размеренную торговлю внесла Роснефть, отсутствующая по техническим причинам на торгах 14 февраля. Выпавшие в тот день из торгового оборота объёмы товаров компания возместила в два последующих дня, да к тому же с удвоенными против потерь объёмами предложений. Избыток и провалил бензиновые индексы. За три торговых дня с 15 по 17 февраля самый востребованный на рынке бензин Аи92 подешевел на 440 р/тн, с 39 780 до 39 340 р/тн, затем за три последующих дня недели индекс восстанавливал утраченные позиции до 39 670 р/тн. Процесс восхождения бензиновых индексов на предстоящей неделе, вероятно, продолжится, но накопленные ранее запасы на нефтебазах, а также пока ещё только просыпающийся от зимы спрос, будут сдерживать попытки производителей раскрутить цены в этом звене на всю катушку. Час продавца пробьёт в апреле-мае.
К этому времени подоспеет и рынок нефти. Биржевые спекулянты, вдохновлённые позитивными заявлениями ОПЕК об исполнении планов по сокращению добычи, нарастили количество длинных позиций, направленных на рост стоимости нефти до, как сообщают "Вести", рекордного уровня – 1 млрд. баррелей нефти. А это почти треть мировых запасов физической нефти. Конечно, биржевой вектор не даёт гарантии на реальное поведение нефти. Десятки, а если не сотни факторов, а иногда лишь одна новость может развернуть индексы в противоположном направлении. Но поведение биржевых игроков подтверждается статистикой. Обычно нефть ежегодно с марта по май проявляет попытки роста по простой причине – оживает хозяйственная деятельность, а НПЗ обязаны нарастить выпуск нефтепродуктов перед началом весенних ремонтов.
Внутренний рынок столкнулся с необычным поведением цен на дизельное топливо.
Рост цен на летние сорта можно объяснить движением их вслед за экспортной паритетной ценой. Это обычная практика нефтяных компаний в части формирования цен на внутреннем рынке. Зимой летний дизель торгуется на внутреннем рынке из-за низкого спроса ниже нетбэка, а летом с премией к нетбэку. И нынешнее поведение укладывается в такую логику.
Но как объяснить спад котировок на межсезонные сорта? Причём настолько, что межсезонка по территориальному индексу опустилась ниже цен на летние сорта. Это нонсенс. И совсем непонятно, почему индексы цен на зимние классы развернулись с траектории спада к траектории роста.
Согласно логике и обычаям поведения зимние классы должны продолжать линию спада из-за смещения спроса с дорогих зимних цен на дешёвые межсезонные сорта. А мы видим противоположную картину.
Вероятно, рынок столкнулся с дисбалансом. Объём предложений по межсезонке превышает спрос, а в сегменте зимних классов, наоборот, объём предложений не удовлетворяет запросам. В то же время не отпускает мысль о том, что в сегменте зимних классов продавцы искусственно подогревают рынок. Метод известный – достаточно сделки по товару закрыть не в начале, а в конце торгов.
15 лет тому назад новости о Штокмановском проекте были в фокусе внимания прессы. Речь шла о реализации проекта по освоению уникального Штокмановского газоконденсатного месторождения с запасами газа в 3,9 триллиона кубометров и строительстве трех очередей завода СПГ у поселка Териберка на берегу Баренцева...