27 февраля 2017 Статья

Российский топливный рынок. Еженедельный обзор. 20-22 февраля 2016 г.

Автор: Виктор Костюков, ведущий аналитик
Короткая предпраздничная неделя отметилась восстановлением негаданно провалившихся накануне бензиновых индексов. Почему рушились, однозначного ответа нет. По мнению участников торгов разбаланс в размеренную торговлю внесла Роснефть, отсутствующая по техническим причинам на торгах 14 февраля.

Короткая предпраздничная неделя отметилась восстановлением негаданно провалившихся накануне бензиновых индексов. Почему рушились, однозначного ответа нет. По мнению участников торгов разбаланс в размеренную торговлю внесла Роснефть, отсутствующая по техническим причинам на торгах 14 февраля. Выпавшие в тот день из торгового оборота объёмы товаров компания возместила в два последующих дня, да к тому же с удвоенными против потерь объёмами предложений. Избыток и провалил бензиновые индексы. За три торговых дня с 15 по 17 февраля самый востребованный на рынке бензин Аи92 подешевел на 440 р/тн, с 39 780 до 39 340 р/тн, затем за три последующих дня недели индекс восстанавливал утраченные позиции до 39 670 р/тн. Процесс восхождения бензиновых индексов на предстоящей неделе, вероятно, продолжится, но накопленные ранее запасы на нефтебазах, а также пока ещё только просыпающийся от зимы спрос, будут сдерживать попытки производителей раскрутить цены в этом звене на всю катушку. Час продавца пробьёт в апреле-мае.


К этому времени подоспеет и рынок нефти. Биржевые спекулянты, вдохновлённые позитивными заявлениями ОПЕК об исполнении планов по сокращению добычи, нарастили количество длинных позиций, направленных на рост стоимости нефти до, как сообщают "Вести", рекордного уровня – 1 млрд. баррелей нефти. А это почти треть мировых запасов физической нефти. Конечно, биржевой вектор не даёт гарантии на реальное поведение нефти. Десятки, а если не сотни факторов, а иногда лишь одна новость может развернуть индексы в противоположном направлении. Но поведение биржевых игроков подтверждается статистикой. Обычно нефть ежегодно с марта по май проявляет попытки роста по простой причине – оживает хозяйственная деятельность, а НПЗ обязаны нарастить выпуск нефтепродуктов перед началом весенних ремонтов.


Внутренний рынок столкнулся с необычным поведением цен на дизельное топливо.


Рост цен на летние сорта можно объяснить движением их вслед за экспортной паритетной ценой. Это обычная практика нефтяных компаний в части формирования цен на внутреннем рынке. Зимой летний дизель торгуется на внутреннем рынке из-за низкого спроса ниже нетбэка, а летом с премией к нетбэку. И нынешнее поведение укладывается в такую логику.


Но как объяснить спад котировок на межсезонные сорта? Причём настолько, что межсезонка по территориальному индексу опустилась ниже цен на летние сорта. Это нонсенс. И совсем непонятно, почему индексы цен на зимние классы развернулись с траектории спада к траектории роста.


Согласно логике и обычаям поведения зимние классы должны продолжать линию спада из-за смещения спроса с дорогих зимних цен на дешёвые межсезонные сорта. А мы видим противоположную картину.

w.png

Вероятно, рынок столкнулся с дисбалансом. Объём предложений по межсезонке превышает спрос, а в сегменте зимних классов, наоборот, объём предложений не удовлетворяет запросам. В то же время не отпускает мысль о том, что в сегменте зимних классов продавцы искусственно подогревают рынок. Метод известный – достаточно сделки по товару закрыть не в начале, а в конце торгов.