19 декабря 2016 Статья

Российский топливный рынок. Еженедельный обзор. 12-16 декабря 2016 г

Автор: Виктор Костюков, ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор»
Прошедшая неделя, как никакая другая была наполнена знаменательными событиями – это и совместная декларация стран ОПЕК и вне ОПЕК о сокращении суточной добычи нефти на 1,8 млрд. баррелей; и мгновенная, как выстрел, приватизация госпакета НК «Роснефть» и, наконец, после третьего чтения проекта бюджета в государственной думе окончательное определение параметров налогового маневра в 2017 году.
Прошедшая неделя, как никакая другая была наполнена знаменательными событиями – это и совместная декларация стран ОПЕК и вне ОПЕК о сокращении суточной добычи нефти на 1,8 млрд. баррелей; и мгновенная, как выстрел, приватизация госпакета НК «Роснефть» и, наконец, после третьего чтения проекта бюджета в государственной думе окончательное определение параметров налогового маневра в 2017 году.

Все эти события в той или иной степени окажут влияние на цены на нефть, на производные от них цены на нефтепродукты, и что важно для России - на уровень поступлений в бюджет в 2017 году.




Комментарии экспертов по поводу сокращения добычи охватывают спектр от полного неверия в позитивный эффект до восторженных восклицаний. Но как бы не сложилась в дальнейшем судьба проекта, мало кто будет спорить с утверждением о том, что декларация ускорит уже сложившуюся естественным образом в 2016 году тенденцию сокращения диспаритета между добычей и потреблением.

Что касается налогового манёвра, а он завершится в 2017 году, то его новые параметры с 1 января 2017 года приведут к сокращению экспортных пошлин: нефти – на 20%, автобензина – на 60%, дизельного топлива (авиакеросина) – на 40%, мазута – на 4%. Естественно, что защитная функция пошлин от мировых цен будет таким образом несколько понижена, что формирует потенциал роста биржевых индексов на светлые нефтепродукты в 2017 году. Необязательно с первых дней нового года, но энергия роста индексов порядка 2 000 – 3 000 р/тн в зависимости от мировых цен на нефть уже заложена.

А пока биржевой рынок пребывает в обычной для последних недель года фазе. Покупатели активизируют покупки с целью создать резерв на период длительной паузы (СПбМТСБ прекратит торги нефтепродуктами 27 декабря, возобновит 9 января), а продавцы заинтересованы реализовать и набрать за оставшиеся дни достаточный объём разнарядок на отгрузку товара в эти праздничные дни. К тому же рынок насыщается бензином. Об этом свидетельствует последняя по времени сводка ЦДУ ТЭК. Несмотря на сокращение объёма производства и отгрузок бензина на внутренний рынок, остатки на нефтебазах и НПЗ растут, что может быть лишь при условии более интенсивного спада спроса по сравнению с темпами наполнения рынка. Невостребованный рынком бензин оседает в хранилищах.

Бензин автомобильный. Объёмы производства, отгрузок на внутренний рынок РФ, запасы
Именно такими соображениями, наряду с другими факторами, можно объяснить разворот бензиновых цен с растущего тренда к понижательному. С первых дней декабря цены сделок с бензином Аи92 росли почти непрерывно, с 38 200 до 40 000 р/тн (по Территориальному индексу), но уже в последние два дня недели скорректировались вниз на 400 р/тн, что можно расценивать как разворот тренда к понижению. Полагаю, этот тренд, хоть и не яркий, сохранится на следующей неделе.

Мелкооптовый рынок бензина строго следует в фарватере биржевых сделок с некоторым запаздыванием по времени. Для наглядности ниже представлены диаграммы поведения оптового –мелкооптового и розничного рынков Москвы на примере бензина марки Аи92. Декабрьский рост биржевого индекса нефтебазы Подмосковья, вроде как, и не заметили. Первые ростки проявились лишь в начале текущей недели. Дальнейшее продвижение мелкооптовых цен вверх может остановить или, как минимум, притормозить формирующаяся на бирже тенденция спада индекса.

Бензин АИ92. Оптовые и розничные цены.
Что касается розничных цен на АЗС Москвы, то их перестройка под акцизно-налоговые ставки 2016 года произошла в летние месяцы на пике биржевых цен, а во второй половина года розничные цены неподвижны. И останутся такими до конца года, а возможно и до первых весенних дней.

Заканчивая тему бензина, следует отметить: розничные цены на бензин подорожали относительно старта года на 3,0-3,4%, при том что годовая инфляция составила 5,5%.




Ещё скромнее темпы у дизельного топлива – 2,1%. Но здесь процесс перестройки только вступил в решающую фазу. Обычно так и происходит ежегодно. В связи с наступающими морозами на АЗС начинают поставлять дизельное топливо зимних классов с температурным диапазоном применимости до 32 градусов мороза. А, как известно, ранняя и морозная зима, пришедшая в этом году на смену беззимью прошлых лет, разогнала биржевые цены до абсолютных рекордов – 39 600 р/тн по Национальному индексу. При этом региональные индексы взлетели ещё выше. На нефтебазах Подмосковья подобрались к 43 000 р/тн. На этом фоне маржа АЗС на торговле дизелем сократилась до нуля.

Маржинальность московских АЗС
Считайте сами, средняя по Москве цена литра дизельного топлива составляет 36,1 р/литр, а цена литра зимнего топлива на нефтебазе 42.9*0,840=36,04. Торговать в убыток АЗС не будут, а потому подтянут цену литра до конца года, предположительно, на 1,0-1,20 руб., до 37,0-37,5 р/тн, что не превысит темпов годовой инфляции и не вызовет нареканий со стороны регулирующих органов.