16 января 2017 Статья

Российский топливный рынок. Еженедельный обзор. 09-13 января 2017 г.

Автор: Виктор Костюков, ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор»
Завершившаяся первая рабочая неделя января преподнесла сюрпризы – цены сделок резко пошли в гору. Цены сделок с бензином (по Национальному индексу СПбМТСБ) подорожали за пять торговых дней на 700 - 900 р/тн, с дизельным топливом – на 1 500 р/тн. По отдельно взятым НПЗ взлёт цен в течение торгового дня превышал 1 000 р/тн, что встречалось не часто, да и то только летом на сезонном всплеске спроса на бензин.
Завершившаяся первая рабочая неделя января преподнесла сюрпризы – цены сделок резко пошли в гору. Цены сделок с бензином (по Национальному индексу СПбМТСБ) подорожали за пять торговых дней на 700 - 900 р/тн, с дизельным топливом – на 1 500 р/тн. По отдельно взятым НПЗ взлёт цен в течение торгового дня превышал 1 000 р/тн, что встречалось не часто, да и то только летом на сезонном всплеске спроса на бензин.

В этой связи наш прогноз в предыдущем обзоре о том, что уровни цен на нефтепродукты, сложившиеся в конце года, уже учитывают все будущие неблагоприятные факторы, способствующие росту цен в январе, оказался ошибочным. И хотя мы просчитывали потенциал роста нетбэка на бензин и дизельное топливо порядка 2 500 - 3 000 р/тн от снижения экспортных пошлин в соответствие с завершающей стадией налогового маневра, но не ожидали столь бурной реакции на него буквально с первых дней наступившего года.

Помимо высоких экспортных паритетов есть и ещё один, пожалуй, самый угрожающий фактор, способствующий не только ускоренному процессу перестройки оптовых цен под параметры налогового маневра, но и разрушающий нефтепереработку полностью – это убыточность переработки нефти на НПЗ в текущих обстоятельствах.

Мы попытались оценить эффективность НПЗ как коммерческого предприятия на основе среднего для российских НПЗ процессинга.

Процессинг НПЗ 2017
В качестве долей выхода нефтепродуктов при переработке нефти нами взяты данные Минэнерго об объёме поступлений нефти в 2016 году на первичную переработку и данные по выходу готовой продукции. Доля автомобильного бензина составила 14%, дизельного топлива – 27%, мазута – 26%. Из одной тонны, переработанной на выходе, получают в среднем 140 кг автомобильного бензина, 270 кг дизельного топлива, 40 кг авиакеросина, 260 кг мазута. Естественно, существуют заводы с высокой глубиной переработки, например, ТАНЕКО, Волгоградский, Нижегородский НПЗ, перешедшие в этом году на безмазутовое производство, но это пока исключение, а не правило. В среднем же мазут, тем более с 2017 года, остаётся тяжёлым бременем для большинства НПЗ.

Более подробно структура выхода нефтепродуктов представлена в таблице. В графу «Прочие» попали важные для хозяйства, но далеко не маржинальные продукты, такие как битум, гудрон, сжиженные газы, бензол, метанол, прямогонный бензин, всевозможные фракции углеводородов, судовые, печные и прочие средние дистилляты.

Если полученные из одной тонны нефти продукты продать на рынке по биржевым ценам, а в качестве цен нами выбраны средневзвешенные цены на НПЗ (по Национальному индексу) на первый день торгов в 2017 году, то выручка составит 19 681 рубль. А после оплаты в бюджет акцизов (бензин по ставке 10 130 р/тн, дизель по ставке 6 800 р/тн), доход НПЗ сократится до 16 247 р/тн. Для коммерческого предприятия купить тонну сырья по 20 000 руб., а реализовать продукты его переработки с убытком 3 753 руб. – катастрофа. Но и этот убыток далеко не полная картина, не учтены затраты завода собственно на переработку. По этой статье себестоимость переработки, хоть и не публикуется компаниями, но ненамного ниже 1 000 р/тн.

Нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие ВИНКам, являются в их структуре технологическим, а не коммерческим звеном. Только этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что заводы ещё не прекратили свою работу. Тем не менее нефтяники пытаются хотя бы частично погасить потери в этом звене, разогревая цены. Именно этим обстоятельством можно объяснить резкий всплеск биржевых индексов. Вот почему можно говорить не только о текущем положении дел, но и о том, что НПЗ оказались в новой реальности, реальности высоких цен на сырьё при неспособности внутреннего рынка дать адекватную цену на нефтепродукты.

Впрочем, проблема известна регуляторам рынка. Ранее Минфин предлагал исправить ситуацию за счёт отрицательного акциза на нефть для внутреннего потребления. Вопрос перед регуляторами становится в полный рост и ожидаем, что они к нему вернутся в ближайшее время.