13 марта 2017 Статья

Российский топливный рынок. Еженедельный обзор. 06-10 марта 2017 г.

Автор: Виктор Костюков, ведущий аналитик

Неделя отметилась крупным обвалом нефтяных фьючерсов. За три торговых дня нефть подешевела на 6%, с $56 до $52,2 за баррель, опустившись к трёхмесячным минимумам.

Неделя отметилась крупным обвалом нефтяных фьючерсов. За три торговых дня нефть подешевела на 6%, с $56 до $52,2 за баррель, опустившись к трёхмесячным минимумам.


А ведь складывалось впечатление, что решение ОПЕК о сокращении добычи и первые позитивные отчёты картеля об исполнении участниками соглашения принятых на себя квот будут поддерживать восходящий тренд. Всё чаще появлялись прогнозы о достижении к середине года уровней, близких к $60, а к концу года аж до $70 за баррель. И действительно, первые сообщения о достижении согласия по заморозке добычи в течение одного месяца разогнали баррель с $54 до $57. Начиная с января, рынок переосмыслил прогнозы, и в последующие месяцы темпы роста нефтяных цен несколько упали, но тем не менее повышательная динамика сохранялась. И вот случился обвал.

Причин, толкнувших баррель вниз, несколько. По степени их значимости можно условно выделить следующие. Первая версия – это ожидание повышения базовой ставки кредитования на предстоящем заседании ФРС США 14-15 марта с нынешних 0,5-0,75%. Поток новостей и прогнозов на эту тему всё гуще и всё сильнее накаляет ситуацию на сырьевых рынках.


Вторая – это некоторое разочарование в Китае в качестве основного импортёра нефти. Власти понизили рост экономики в текущем году до 6,5% по сравнению с 6,7% годом ранее.


Третья – это планы США приступить в августе к распределению участков шельфа в Мексиканском заливе площадью 295 тыс. кв. км для разработки месторождений нефти. Помимо этой новости, приходят сообщения о рекордном, 528 млн. баррелей, объёме коммерческих запасов нефти в США и бурном восстановлении сланцевой добычи, объёмы которой превысили 9 млн. барр/сут.


Против нефти сыграла и Саудовская Аравия, понизившая для покупателей в Азии цены на $0,50-0,75/барр, вновь вступив на тропу демпинга.


Не исключается и вероятность того, что мы являемся свидетелями биржевой игры крупных игроков рынка, располагающих значительными финансовыми и медийными ресурсами.


Торги нефтепродуктами на бирже СПбМТСБ никак не отреагировали на поведение нефтяных цен.


Тренд вялого сползания бензиновых индексов, установившийся с первых дней февраля, продолжается до нынешних дней и, полагаю, такая тенденция сохранится до конца апреля. Столь смелый прогноз исходит из того факта, что первые два весенних месяца традиционно характеризуются, с одной стороны еще не проснувшимся в полную силу спросом на бензин, а с другой – значительными запасами на нефтебазах, накопленными в зимний глухой период.


В качестве доказательства ниже приведены графики изменения Территориального биржевого индекса EVR-PRM в весенние месяцы, включая май, за предыдущие три года – 2014, 2015, 2016 гг.

Все три года отличаются относительно ровной, почти горизонтальной траекторией поведения цен сделок с бензином. И этот год вряд ли будет исключением. Внутренний спрос, хоть и растёт, но не настолько радикально, чтобы изменить модель поведения внутренних цен. А сама модель основана на неизменности от года к году конъюнктуры спроса на бензин и сроками начала плановых весенних ремонтов на НПЗ. Острый повышательный тренд формируется, как правило, во второй половине мая, а до той поры рынок пребывает в сбалансированном состоянии, что и демонстрирует представленная диаграмма. Если же учесть окрепшие возможности отечественных НПЗ нарастить выпуск бензина согласно спросу, то обычный для летнего периода взлёт бензиновых индексов на 20-25% из-за дефицита мощностей в этом году хоть и проявится, но, полагаю, в пределах 5%, максимум 10% от текущих значений.


Если же нефтяные цены продолжат спад ниже $50 за баррель, то внутреннему рынку угрожает не рост, а спад ценовых индексов по всей линейке нефтепродуктов.


К ним относится и дизельное топливо. До недавнего времени внутренние цены на топливо летних сортов совпадали с нетбэк. Но расчёты на подешевевшей нефти обрушили нетбэк на дизель на 1 500 р/тн вниз. Внутренний рынок стал для производителей премиальным, что повысит интерес нефтяников к внутренним отгрузкам и, как следствие, к избытку предложений и спаду цен.


Вот какие загадки задала рынку прошедшая неделя.