13 февраля 2017 Статья

Российский топливный рынок. Еженедельный обзор. 06-10 февраля 2017 г.

Автор: Виктор Костюков, ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор»
Характер торгов и поведения ценовых индексов на российском топливном рынке за истекшую неделю не изменился. Установившийся в конце января баланс спроса и предложений удерживает индексы цен на нефтепродукты в относительно узком диапазоне плюс/минус 100 р/тн по Национальному индексу. Вероятно, такая плоская картина в сегменте бензина продлится до конца февраля.
Характер торгов и поведения ценовых индексов за истекшую неделю не изменился. Установившийся в конце января баланс спроса и предложений удерживает индексы цен на нефтепродукты в относительно узком диапазоне плюс/минус 100 р/тн по Национальному индексу. Вероятно, такая плоская картина в сегменте бензина продлится до конца февраля.

В прошлые годы, чтобы спрогнозировать ход цен на предстоящий период, достаточно было сопоставить текущую картину с графиком прошлогоднего поведения цен. И такая методика давала относительно точное совпадение с реальностью. Но этот год выпал из привычной картины. Цены сделок с бензином в декабре 2016 года, вопреки повторяющемуся из года в год спаду, росли и вышли на уровень, превышающий прошлогодний на 7 000 р/тн. Такому росту есть два объяснения. Первое, значительно выросли экспортные паритетные цены. Если нетбэк на бензин Аи92 в декабре 2015 находился на уровне около 32 000 р/тн, то год спустя, в декабре 2016 года этот показатель вырос на 8 000 р/тн, до 40 000 р/тн. К этим значениям производители и подтянули биржевые индексы. Впрочем, они и ранее держали внутренние цены близко к паритетным. Единственное отличие от прошлых лет заключается в том, что производители, оборудовав НПЗ установками глубокой переработки, могут варьировать объёмами выпуска бензина, подстраиваясь под реальный спрос под экспортные цены. Паритетные цены на бензин превышают цены биржевых сделок в среднем на 3 000 р/тн. Потенциал для оттока бензина на внешние рынки существует, но пока не реализован, поскольку и за рубежом спрос невелик. Проснутся рынки не ранее марта, тогда-то и может наступить время для сокращения спрэда между нетбэк и внутренними ценами.

Бензин Аи92. Поведение биржевых индексов в 2016 и 2017 гг.

В сегменте дизельного топлива мы наблюдаем перестройку между климатическими сортами топлива. Цены сделок с межсезонными сортами на неделе слабо корректировались вниз, повторяя поведение нетбэк. Летние сорта также дешевели, несмотря на то, что на рынок с железнодорожными партиями вышли в феврале Астраханский и Уфимские НПЗ. Во-первых, спрос по сезону невелик, а во-вторых, нетбэк проваливается. Что касается зимних классов, то тенденция спада, сформировавшаяся в середине января, на текущей неделе лишь только усилилась.

Дизельное топливо. Территориальный индекс EVR и Нетбэк.

Заглянуть, как поведут себя дизельные цены в ближайшие недели, нет возможности. Многое, да почти всё, зависит от поведения нефти. Нефть и биржевой рынок нефтепродуктов - близнецы-братья, особенно экспортно-ориентированных нефтепродуктов. Дизтопливо в их числе.

Чтобы продемонстрировать этот факт, ниже представлена диаграмма, где в качестве примера совмещены два биржевых инструмента – котировки нефти марки Brent на бирже ICE и Территориальный индекс EVR-DTL летнего дизельного на бирже СПбМТСБ. Пояснения, полагаю, будут лишними. Стоит лишь заметить, что изменение цены барреля на один доллар вверх или вниз сопровождается аналогичным движением биржевых индексов вверх или вниз на 300 - 400 р/тн.

Нефть - ДТ