13 декабря 2016 Статья

Российский топливный рынок. Еженедельный обзор. 05-09 декабря 2016 г.

Автор: Виктор Костюков, ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор»
Виктор Костюков, ведущий аналитик «Алгоритм Топливный Интегратор» начинает подведение итогов уходящего года. В первую очередь в бензиновом сегменте.
Итоги недели, когда до окончания года остаётся всего две полновесных рабочих недели, дают нам право начинать подводить итоги всего 2016 года.

В первую очередь в бензиновом сегменте. Здесь если произошла не революция, рынок вошёл в новую реальность. Нефтяные компании за счёт модернизации заводов в части углубления переработки нефти нарастили мощности по производству автобензина до состояния управлять наполнением внутреннего рынка в соответствие со спросом и коммерческой целесообразностью. Об этом косвенно можно судить по обсуждению просьбы регуляторов рынка максимально сократить экспорт и создать резервы бензина для бесперебойного прохождения первого квартала 2017 года, на который намечен длительный ремонт Московского НПЗ. Почти все представители ВИНКов не видят в этом необходимости и уверены в том, что мощности НПЗ готовы обеспечить рынок и без создания резервов.

Действительно, два предыдущих года объёмы производства бензина (за десять месяцев) прирастали с темпами 830-850 тыс. тн, в два раза опережая темпы роста внутреннего потребления. В сумме за два предыдущих года объём производства вырос на 1,7 млн. тн, а потребления – на 0,7 млн. тн. Повторюсь, это сравнительные данные за десять месяцев. Окончательные цифры мы будем знать лишь в январе, но и они не исказят общей картины.

Объемы производства и внутреннего потребления автомобильного бензина в России за десять месяцев. По годам 2014-2015-2016, млн.тн

Теперь о коммерческой стороне темы. Ушли в прошлое времена, когда конец года характеризовался резким спадом бензиновых цен. Рынку не нужно было столько, сколько выпускали НПЗ, а те, в свою очередь, не имели технической возможности сократить производство в достаточной мере, чтобы остановить обвал цен. Теперь такие возможности появились. Достаточно сократить или полностью остановить на время технологические линии вторичной переработки – крекинга, риформинга, изомеризации, и эффект будет достигнут.

Полагаю, именно соображениями не допустить обвала цен руководствовались производители в этом году. Подоспел ко времени и бензиновый кризис в Казахстане, куда нефтяники нарастили экспорт бензина в сентябре-октябре до 200-250 тыс. тн в месяц, при том что в некритические месяцы объёмы экспорта менее 100 тыс. тн. В ноябре объёмы экспорта вошли в обычное русло, но цены не успокоились, продолжая нарастать все девять дней декабря.

Динамика биржевых сделок с бензином Аи95 в 2015 и 2016 гг.png
Динамика биржевых сделок с бензином Аи92 в 2015 и 2016 гг.
И несмотря на то, что лишь сегодня, в пятницу, мы наконец увидели коррекцию на длительном пути восхождения бензиновых цен, рыночным ценам упасть не дадут. Похоже год завершится на ценах бензина Аи95 в диапазоне 40 000-41 000 т/тн, бензина Аи92 – в диапазоне 38 000-39 000 р/тн. Они же сбалансированы и с экспортными паритетами.

Новая реальность в бензиновом сегменте заключается также в том, что производители бензина, имея достаточный запас по мощности НПЗ, впредь будут в ценообразовании придерживаться нетбэка. А вот нетбэк на автомобильный бензин в свете параметров налогового маневра, заложенных на 2017 год в виде сокращения экспортных пошлин на сырую нефть и на бензин, обещают нам по первой прикидке рост относительно 2016 года в зависимости от цены нефти 5-8%. Впрочем, нынешние цены биржевых сделок с бензинами недалеки от прогнозных, а потому биржевые индексы в новом году пойдут по уже наезженной колее.
Влияние параметром налогового маневра на изменение пошлин и паритетных цен (нетбэка) на автомобильный бензин в 2017 году.