07 сентября 2016 Статья

Россия находится в самом начале пути развития углеродного регулирования

Автор: Аналитический центр при Правительстве РФ
Углеродное ценообразование было изобретено для того, чтобы сознательные компании и жители могли поддержать своими средствами борьбу с изменением климата. Этот важный инструмент позволяет сдвинуть рентабельность в пользу «прогрессивных» видов энергии и поддержать спрос на новые виды оборудования, отмечают эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ на страницах нового энергетического бюллетеня.
Углеродное ценообразование было изобретено для того, чтобы сознательные компании и жители могли поддержать своими средствами борьбу с изменением климата. Этот важный инструмент позволяет сдвинуть рентабельность в пользу «прогрессивных» видов энергии и поддержать спрос на новые виды оборудования, отмечают эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ на страницах нового энергетического бюллетеня.

Разумеется, этот процесс меняет прибыльность компаний, сужает перспективы производителей энергосырьевых товаров и принуждает предприятия к новым инвестициям, сокращая выгоды от старого основного капитала. Эксперты уверены, что пока действующие международные механизмы (Киотского протокола) установления «цены на углерод» приходят в упадок, а новые (Парижского соглашения) только предстоит согласовать, на первый план выходят национальные инициативы. В настоящее время они охватывают около 13% мировых выбросов парниковых газов (ВПГ), но в апреле 2016 г. Группа по тарификации выбросов углекислого газа, объединившая при содействии Всемирного банка и МВФ ряд мировых лидеров, поставила цель расширить охват таких инициатив до 25% мировых ВПГ к 2020 году и до 50% к 2030 году. Россия находится в самом начале пути развития углеродного регулирования, отмечают аналитики. По их мнению, обсуждение его внедрения в стране ведется пока только на уровне экспертного сообщества и корпоративного сектора, который в целом негативно относится к таким идеям. Однако отдельные компании уже сейчас пытаются в добровольном порядке «примерять» на себя будущие правила игры.

Что касается вопросов хранения газа, то, по мнению экспертов, отечественные подземные хранилища газа не уступают аналогам в США и ЕС по оперативным резервам и другим техническим характеристикам. «Наблюдаемое в России увеличение роли независимых производителей газа и нацеленность государства на развитие конкуренции в газовой отрасли входит в противоречие со сложившейся системой монопольного управления инфраструктурой хранилищ, при которой один из поставщиков получает конкурентные преимущества от владения системой подземного хранения, а правила пользования и обязанности для независимых поставщиков строго не определены», - пишут аналитики. По их мнению, опыт развития газового рынка в США и ЕС демонстрирует, что сфера подземного хранения газа является его неотъемлемой составляющей для проведения качественных и комплексных изменений в отрасли. В связи с этим появляется необходимость решать возникающие противоречия для развития конкуренции на внутреннем рынке, уверены специалисты.

Также эксперты отмечают, что в Европе близится к завершению создание нормативно-правовой базы для формирования единого рынка газа, хотя процесс принятия последних элементов системы сетевых кодексов затянулся. Далеко не все государства и компании смогли включиться в выполнение новых регламентов в полной мере. Европейская комиссия проводит в целом гибкую политику реализации общего плана, поэтому формирование рынка идет с разными скоростями. Были упущены и возможности использования внешних компаний-поставщиков для развития внутренней инфраструктуры ЕС. Снижение потерь (условно-расчетных) от несовершенства рынка идет также во многом за счет общего снижения цен на газ и - в силу этого - масштаба различий в ценах на газ.