Роснефть: укрупнение завершено?
<br />
<br />
Нежелание высокопоставленных чиновников допускать «Роснефть» к приватизации «Башнефти» может свидетельствовать о завершении процесса укрупнения госкомпании, начавшегося в уже далеком 1998 году. На тот момент «Роснефть» занимала лишь девятое место в списке крупнейших нефтяных компаний страны. Аутсайдером российской «нефтянки» она оказалась в результате политики демонополизации отрасли, реализовывавшейся правительством с момента запуска рыночных реформ. «Роснефть» была создана в 1993 году в качестве государственного предприятия, управляющего активами, не вошедшими в состав вновь созданных трех компаний – «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза» и «ЮКОСа». В 1994 году с подачи правительства на базе активов «Роснефти» был создан ряд ВИНКов - «Сиданко» (в состав компании вошли такие добывающие предприятия, как «Удмуртнефть», «Варьеганнефтегаз», «Кондпетролеум» и «Черногорнефть»), «Славнефть» («Мегионнефтегаз»), «Восточная нефтяная компания» («Томскнефть»), «ОНАКО» («Оренбургнефть») и «ТНК» («Нижневартовскнефтегаз», «Тюменнефтегаз»). В 1995 году «Ноябрьскнефтегаз» был передан только что образованной «Сибнефти»; тогда же «Пермьнефть» отошла «ЛУКОЙЛу», «Самаранефтегаз» - «ЮКОСу», а «Саратовнефтегаз» - «Сиданко».
<br />
<br />
К 1997 году на «Роснефть» приходилось лишь 4% от общероссийской добычи – 13 млн из 306 млн т. При этом она оставалась одной из трех компаний (наряду с «ОНАКО» и «Славнефтью»), контрольный пакет акций которых находился в собственности государства. В Минтопэнерго тогда вынашивался план создания на их основе Национальной нефтяной компании (ННК), однако этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь: в правительстве были твердо настроены довести приватизацию нефтяной отрасли до логического конца. В марте 1998 года премьер Виктор Черномырдин подписал постановление, определившее условия приватизации «Роснефти»: начальная цена 75% плюс одной акции была установлена в размере $2,1 млрд, при этом победитель конкурса должен был выполнить инвестиционные обязательства на $400 млн.
<br />
<br />
Аукцион должен был состояться в мае того же года, однако ни один из потенциальных покупателей так и не подал заявки. Причиной тому послужило то, что «Роснефть» не была интересна претендентам как целый актив: альянсам «ЮКОС» - «Сибнефть» и «ОНЭКСИМбанк» - BP было интересно предприятие «Пурнефтегаз», на которое приходилось две трети добычи «Роснефти» (8,5 млн из 13 млн т), а консорциуму «Газпром» - Royal Dutch/Shell - «ЛУКОЙЛ» - проекты «Роснефти» в рамках СРП (Сахалин-1), а также ее перерабатывающие мощности на юге страны (Краснодарский и Туапсинский НПЗ). Другой причиной провала приватизации стала дороговизна «Роснефти»: в июле правительство снизило стартовую цену до $1,6 млрд, а инвестиционные обязательства – до $65,5 млн, однако и после этого на компанию так и не нашлось покупателя. Свою роль сыграло и падение цен на нефть, к концу 1998 года опустившихся ниже $10 за баррель: в тяжелых финансовых условиях нефтяникам было не до приобретения новых активов. Тем более в этом им не могли помочь российские банки, многие из которых в результате дефолта потерпели крах. Поэтому в ноябре 1998 года премьер Евгений Примаков подписал распоряжение, отменившее конкурс по продаже 75% плюс одной акции «Роснефти».
<br />
<br />
Однако к тому времени компания потеряла свой ключевой добывающий актив: в сентябре 1998 года за долги «Роснефти» перед «МАПО-банком» 51% голосующих акций «Пурнефтегаза» был продан равными долями четырем малоизвестным фирмам - ЗАО «ПАКК-Инвест», ЗАО «МАК-Центр», ООО «Феникс» и ОАО «Евросибнефть». Низкая цена сделки – $10 млн при рыночной стоимости контрольного пакета акций «Пурнефтегаза» в $700 млн – вызвала широкий общественный резонанс. В октябре 1998 года Борис Ельцин дал премьеру Евгению Примакову указание вернуть «Пурнефтегаз» в состав «Роснефти». В свою очередь, Генпрокуратура подала в Арбитражный суд столицы иски о признании недействительными четырех сделок по продаже «Пурнефтегаза», и все из них последовательно выиграла.
<br />
<br />
По сути, с этого момента и началось возрождение «Роснефти». Происходило оно с подачи правительства, затеявшего вернуть над «нефтянкой» государственный контроль. В 2000 году оно разрешило «Роснефти» увеличить до 75% долю в капитале большинства дочерних компаний. В 2002 году «Роснефть» вернула в свой состав «Краснодарнефтегаз», контроль над которым был утерян в 1997 году – возвращение «дочки» в лоно материнской компании сопровождалось острым конфликтом с миноритариями. В 2003 году «Роснефть» приобрела компанию «Северная нефть» за $600 млн – сумму той сделки многие эксперты сочли почти в два раза завышенной. В 2004 году «Роснефть» через посредника «БайкалФинансГруп» приобрела «Юганскнефтегаз» за $9,35 млрд: сделка была профинансирована за счет продажи краткосрочных векселей на $6,1 млрд (из них векселя на $5,3 млрд купил «Внешэконмбанк» на средства Минфина, предназначавшихся для погашения российского внешнего долга), а также привлечения кредита от «Сбербанка» в размере $1,8 млрд. В 2007 году «Роснефть» победила в 5 из 12 аукционов по продаже активов «ЮКОСа», крупнейшими среди которых были «Томскнефть», «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» (ВСНК), «Ангарская нефтехимическая компания» и Ачинский НПЗ. Для приобретения этих активов «Роснефть» привлекла бридж-кредит на $22 млрд, правда, к 2009 году она сумела его погасить.
<br />
<br />
Вновь прибегать к масштабным займам «Роснефти» пришлось в 2013 году - на сей раз уже для выкупа ТНК-BP у консорциума российских акционеров AAR и британской ВР: для этой сделки компания заняла в зарубежных банках $31 млрд. В том числе из-за этого к июню 2015 года чистый долг «Роснефти» достиг астрономических 2,5 трлн руб. К концу прошлого года компании удалось снизить чистый долг до 1,7 трлн руб. за счет получения предоплаты по долгосрочному контракту на поставку нефти в Китай. Однако обеспечить предоплату поставками нефти – задача нетривиальная, учитывая неудачу «Роснефти» в попытке получить средства из ФНБ на освоение Русского и Юрубчено-Тохомского месторождений Ванкорского кластера, а также производственный спад среди ее западносибирских «дочек»: по итогам 2015 года «РН-Юганскнефтегаз» сократила добычу на 3,2%, «РН-Самотлорнефтегаз» - на 4,7%, а «РН-Томскнефть» - на 8,1%.
<br />
<br />
Чтобы предотвратить наметившийся спад добычи, «Роснефти» необходимо увеличивать инвестиции в эксплуатационное бурение. Именно на эту цель и должны быть направлены имеющиеся у компании финансовые ресурсы. Очередной же виток приобретения активов эти ресурсы как раз бы отвлек. При этом «Роснефти» было бы не обойтись без помощи кредиторов, которыми в условиях санкций могли стать лишь российские госбанки, к примеру, Внешэконмбанк (ВЭБ), превратившийся в черную дыру еще задолго до нынешнего кризиса. Поэтому в случае покупки «Башнефти» госкомпанией на средства госбанка правительству было бы сложно объяснить, что общего эта сделка имела бы с приватизацией. С этим, по всей видимости, и было связано решение о переносе приватизации «Башнефти» на более поздний срок.
<br />
<br />
Возможно, оно станет первым признаком завершения эпохи экспансии государства в нефтяной отрасли, происходившей за счет скупки «Роснефтью» добывающих активов. Снизить долг госкомпании и вывести ее из наметившегося кризиса теперь можно лишь за счет распродажи ее «дочек» частным инвесторам, приход которых сделает отрасль более конкурентной. Однако произойдет ли в российской «нефтянке» переход к политике демонополизации и приватизации, большой вопрос.
<br />
<br />
<font color="#0076A4"><b>Смотрите также:</b></font>
<br />
<b><a href="http://www.ngv.ru/magazines/article/glavnyy-ispolnitelnyy-direktor-predsedatel-pravleniya-pao-nk-rosneft-igor-sechin-rosneft-bezuslovno-/" title="Перейти к статье" target="_self" >Главный исполнительный директор, председатель правления ПАО «НК «Роснефть» ИГОРЬ СЕЧИН: «”Роснефть”, безусловно, является драйвером российской экономики»</a></b>
<br />
О потребностях и перспективе нефтепереработки НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Рафинатом Яруллиным, Генеральным директором, сопредседателем научно-технического совета АО «Татнефтехиминвест-холдинг».
О перспективах развития сектора ВИЭ в России и мире в условиях глобального энергетического кризиса НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с директором Ассоциации развития возобновляемой энерге- тики (АРВЭ) Алексеем Жихаревым.
События последних месяцев перечеркнули все существующие прогнозы экономического развития России. Страна оказалась в условиях, когда есть риск оказаться откинутой на десятилетия назад. Автор данного материала полагает, что именно достижение углеродной нейтральности может стать тем путем, который...
В статье сформированы и проанализированы сценарии для европейского газового рынка на 2022- 2025 годы. Они основаны на гипотезах о разных объемах трубопроводных поставок из России, импорта СПГ, а также перспективах собственной добычи, включая восстановление добычи на Гронингенском месторождении...
Начало октября ознаменовалось целым рядом событий, которые указывают на серьезные преобразования, происходящие на мировом нефтяном рынке. Решение ОПЕК+ о снижении квот на добычу сразу на два млн баррелей в сутки при стабильном спросе не имеет аналогов в истории. Впервые стало возможным говорить...
Схема атлантического нефтеэкспорта и встречных, хотя подчас неровных, платежей либо взаимозачетов с участием Москвы, Каракаса и Гаваны – снова на первых полосах деловых СМИ. Топливно-сырьевой мост, родившийся на гребне «холодной войны», но затем исчезнувший, сейчас восстанавливается. Речь, однако, уже...
Использование термических методов воздействия на пласт позволяет значительно увеличить добычу нефти за счет вовлечения в производство нефтематеринских пород. Для доставки теплоносителя к пласту в оптимальном диапазоне температур с устья скважины необходимо обеспечить минимальные тепловые потери по...
О перспективах развития Арктики и СМП НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Алексеем Фадеевым, д.э.н., исполнительным директором Ассоциации полярников Мурманской области, профессором Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского университета Петра Великого.
В этом году случилось множество дерзких хакерских атак на предприятия как с целью получения выкупа, так и с идеологическими мотивами. Корпоративная защита в условиях новой киберреальности сталкивается с огромным количеством вызовов, многие из которых можно классифицировать, предугадать и предотвратить....
О том как компания реагирует на актуальные вызовы мировых рынков, а также о реализации идей экономики замкнутого цикла «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Павлом Ляховичем, членом правления – исполнительным директором ООО «СИБУР».
Экономика замкнутого цикла – концепция с разумными постулатами, но неочевидными маршрутами следования. Задача статьи – оценить реалистичность идей «экономики замкнутого цикла» с учетом всех существующих политических и технологических барьеров, с которыми сегодня сталкиваются даже самые продвинутые...
На экономику замкнутого цикла можно посмотреть с точки зрения принципов и соответствующих решений, которые ее апологеты намерены распространить на всю экономику нашей планеты. Мы обычно думаем о том, что ЭЗЦ – это только про то, как превратить отходы в доходы. Это не совсем так. Замкнутый цикл ...
Переработка нефтешламов может быть коммерчески выгодным процессом для производств. Для этого необходима корректировка законодательства, поддержка технологических компаний, стимулирование венчуров. На примере одного кейса показано, как отходы ТЭК можно трансформировать в доходы.
Санкции, введенные против России после февраля 2022 г., изменили условия функционирования газового рынка Европы и российской газовой отрасли. Поставки природного газа из России в Европу по разным причинам сокращаются, цены на природный газ растут, а европейский энергетический кризис усугубляется....
Для европейского рынка отказ от российского газа сопоставим с запуском двойного суперцикла производства СПГ в США. Нужно ли это США? Потянет ли Европа? Интрига пока сохраняется
Пока покупатели и продавцы СПГ ожидают роста его рынка, перевозчики размещают рекордные по объемам и стоимости заказы на строительство газовозов. Одновременно в России готовятся новые логистические схемы для транспортировки газа.
Планы России по развитию Северного морского пути можно смело назвать грандиозными. Но модель будущего СМП пока представлена в виде очень абстрактных мазков. Одна из причин – стремительно меняющаяся с февраля 2022 года реальность, которая делает неочевидными классические параметры расчетов – спрос...
Европа, игнорируя мировой энергетический кризис, упорно движется по пути отказа от транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Переходу на электромобили мешает многократный рост цен на литий, а также непредсказуемо дорожающая электроэнергия. Россия же продолжает копировать подход...
В феврале 2016 года начался экспорт СПГ США, и сразу же последовали попытки вытеснить им российский природный газ в Европе – на основном для нашего газа экспортном рынке. По мнению автора, США с помощью младоевропейцев (восточноевропейских стран ЕС) выстраивают и реализуют стратегию проникновения американского...
С 26 сентября в газовой отрасли только и разговоров, что о «Северных потоках». Точнее – о неизвестно откуда взявшихся повреждениях, которые привели к утечкам на четырех нитках газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с экспертами и представителями...
В течение последних месяцев Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) преследуют технические и юридические сложности. На этом фоне было высказано много различных предположений участниками рынка, и были сделаны громкие политические заявления. Амбициозность некоторых заставляла задуматься о неизвестных...
Альтернативный маршрут транспортировки нефти Казахстана через Азербайджан, о необходимости создания которого 16 лет говорит Нур-Султан (Астана), по-прежнему можно воспринимать как «восточные легенды, сказки, тосты».
По берегам Атлантики PR-фирмы и службы корпоративных связей «витийствуют» в поисках выхода из остро конфликтной обстановки в мировой энергетике. В большинстве своем они «закрашивают в зеленый цвет» дела и планы ТЭК, который подстраивается под климатический фон. Но вот беда: топливные санкции против...
ХМАО-Югра считается основным нефтегазоносным регионом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Как сегодня обстоят дела с добычей? Наблюдаются ли какие-то особенности в связи с новыми глобальными рыночными условиями? «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с руководителем Научно-аналитического...
Расширение возможностей нефтепереработки при стабильном спросе – создание высокотехнологичных материалов для дорожного покрытия. Для этого могут быть использованы тяжелые нефти, вторичное сырье, а также инновационные добавки. Подобное направление также может рассматриваться в фокусе циркулярной экономики....