Статья

Пыль в глаза

Как жители портовых городов уживаются с угольщиками
Автор: Аналитическое агентство WMT Consult
В последние годы развитие угольной промышленности в России сопровождалось масштабной модернизацией существующих производственных мощностей, а также значительным вводом новых. Согласно прогнозу научно-технологического развития отраслей ТЭК России до 2035 года от Минэнерго, с 2000 года суммарный ввод новых добычных мощностей составил около 140 млн тонн ежегодно. Тем не менее степень износа основных фондов в отрасли все еще превышает 50%, а полностью изношенных достигает 11%. Параллельно с этим в отрасли происходили и другие изменения – менялась структура способов добычи.
И если подземная добыча демонстрировала определенную стабильность (100–105 млн тонн в год) на протяжении последних 10 лет, то добыча угля открытым способом росла, вследствие чего ее доля в общей структуре добычи увеличилась с 64 до 72%.

Изменение структуры добычи наряду с масштабным техническим перевооружением отрасли способствовали повышению энергоэффективности отрасли. За счет этого удалось существенно поднять энергоемкость отечественной угольной промышленности. Так, согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), суммарное удельное потребление топливно-энергетических ресурсов угольной промышленностью России превышает среднемировой уровень в 2,2 раза, уровень США – в 2,3 раза, Германии – в 9 раз, Китая – в 2 раза.

Развивается и сама отрасль: по итогам 2018 года ожидается рост экспорта угля на 4,1%, до 194 млн тонн. Экспорт угля в 2017 году составил 186,3 млн тонн (рост на 14,8% к 2016 году). В 2017 году добыча угля в России составила 408,9 млн тонн (рост на 5,7% к 2016 году).

В отрасль активно приходят инвестиции. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, около 1,5 трлн рублей будет вложено в перспективе в развитие угольной отрасли и портовой инфраструктуры.

Техническое перевооружение, вывод из эксплуатации устаревшего оборудования и приход новых технологий обеспечивают отечественному углю конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках.

Болевая точка угля

Однако, несмотря на определенные технологические достижения в угольной промышленности, до сих пор остается крайне актуальным вопрос борьбы с угольной пылью, которая образуется в результате взрывных работ, отбойки, погрузки и транспортировки угля. Состояние воздуха, воды и почвы в результате подобного воздействия промышленных предприятий отрицательно сказывается на здоровье жителей того региона, в котором работают компании, занимающиеся добычей и экспортом угля. Для человека опасность угольной пыли заключается в том, что при попадании в дыхательные пути частицы пыли вызывают в них воспалительные процессы и могут вызывать необратимые последствия.

Так, например, по данным Мурманского областного онкодиспансера, именно экологические особенности Кольского полуострова в значительной степени определяют состояние здоровья северян. Среди основных загрязнителей такие вещества, как угольная пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, формальдегид, сажа, фенол.

По состоянию на 2016 год, количество онкозаболеваний в Мурманской области за 12 лет выросло на 77%, причем рак легких среди них занимает второе место. В целом более чем у 20 тыс. жителей Мурманской области диагностирована онкология. В поликлинику Мурманского онкодиспансера обращаются от 200 до 250 человек в день.

Жители Мурманской области давно пытаются привлечь внимание к проблеме угольной пыли, выкладывают ролики в соцсетях со своими черными от пыли окнами и подоконниками, взывают о помощи к СМИ и активистам различных общественных организаций. Более того, на эти сообщения жителей и местных предпринимателей, владеющих зданиями, на которых оседает большое количество угольной пыли, обращает внимание природоохранная прокуратура Мурманской области. Однако пока никаких мер крупным бизнесом принято не было. И это только один из известных кейсов, а таких регионов по всей стране немало.

На президентском контроле

Проблема загрязнения воздуха угольной пылью в припортовых городах встала особенно остро после прямой линии с Президентом РФ Владимиром Путиным в 2017 году. Тогда школьник из Находки рассказал главе государства о «пыльной проблеме», возникающей из-за перевалки угля в городском порту. Узнав об этом, президент поручил Генпрокуратуре и Минприроды принять меры по урегулированию экологических проблем в порту Находки.

В ходе одной из проверок Росприроднадзор обнаружил, что содержание взвешенных веществ в воде портов Находка и Восточный превышает норматив в 9,6 раза, а нефтепродуктов в 70 раз.

В Госдуме при обсуждении решения проблемы даже обсуждался запрет на открытую перевалку угля в черте подобных Находке городов. Однако такой радикальный шаг привел бы к закрытию терминалов, на которые приходится почти половина перевалки угля в России, что обернулось бы экономическим коллапсом для страны. Поэтому от такой идеи пришлось отказаться.

Тем не менее еще в августе 2017 года президент призывал уделять приоритетное внимание экологии и учитывать интересы горожан при развитии угольных терминалов и выборе новых площадок для них. «И в порту Мурманска, и в других портах России, где ведется перевалка угля открытым способом, особенно остро стоит проблема экологии, имея в виду высокую концентрацию угольной пыли в воздухе», – отмечал Путин.

Он также призвал внедрять такие технологии при перевалке грузов, которые соответствуют экологическим нормам и стандартам.

Массовые протесты и суды

Из-за сложной экологической ситуации, которая годами складывалась в портовых городах, акции протеста против угольщиков и многомиллионные иски стали уже совсем обычным делом.

Так, в начале 2017 года в Находке прошел многотысячный пикет против открытой перевалки угля, а в Красноярске жители активно продвигали петицию против угольных ТЭЦ. До этого, например, в 2016 году, управление Росприроднадзора по Кемеровской области обвинило компанию «Кузбассразрезуголь» во вреде земельным ресурсам в размере 6,7 млрд рублей, и почти 200 млн рублей – водным. Ведомство указывало, что угольная компания «откровенно игнорирует законодательство». По данным областного управления Росприроднадзора, на тот момент ни в одном из филиалов «Кузбассразрезугля» очистные сооружения не работали так, как было заложено в проектах и разрешительной документации.

Еще раньше, в 2012 году, громкий экологический суд проиграла другая угольная компания – СУЭК. Кемеровский областной суд признал компанию «СУЭК-Кузбасс» виновной в сливе сточных вод в реку Иня в Кемеровской области. В результате промышленной деятельности компании в воде были превышены показатели допустимой концентрации вредных веществ, что причинило вред экологии более чем на 62,4 млн рублей. Тогда суд обязал компанию возместить ущерб в полном объеме.

Технологии против пыли

В конце 2017 года, после обращения внимания российского президента на экологические проблемы в стране, вызванные открытой перевалкой угля, стивидоры начали активно запускать системы пылеподавления. Компании стали больше использовать и снегогенераторные пушки, и системы водного орошения мест складирования и перевалки угля, и специальные машины, непрерывно передвигающиеся и поливающие водой и специальными реагентами территорию портовых терминалов. Однако, к сожалению, ввод в эксплуатацию данного оборудования не сильно повлиял на экологическую ситуацию в регионах – на данный момент нет данных о том, насколько более чистым стал воздух для жителей окрестностей. Возможно, влияние технологий будет оценено позднее.

В феврале 2019 года после посещения Ванинского морского порта губернатор Хабаровского края Сергей Фургал сообщил, что намерен поручить проведение исследования о влиянии угольной пыли за последние пять лет на здоровье жителей поселка, в порту которого ведется перевалка угля. В ходе визита жители жаловались губернатору на грубые нарушения технологии перевалки.

В свою очередь глава Ванинского порта Евгений Дмитраков сообщил, что порт установил снежные пушки, огородил зоны отгрузки, пыль убирают вакуумным погрузчиком. На это сообщение Фургал заметил, что если уровень бронхо-легочных заболеваний ванинцев окажется слишком высоким, то власти перейдут к решительным мерам. Позднее губернатор объявил, что власти запретят «Мечелу» работать в Ванино, если компания не остановит перевалку угля открытым способом.

Он пояснил, что перевалка открытым способом приносит призрачную прибыль, но создает много проблем, в частности, влияет на здоровье населения, обостряет социально-экономическую ситуацию, заставляет жителей мигрировать в другие регионы. Фургал добавил, что даже уход «Мечела» из города не ударит по экономике региона и трудоустройству жителей. По его словам, есть достаточное количество инвесторов, которые готовы работать экологично.

В свою очередь, «Восточный Порт» (принадлежит структурам «Кузбассразрезугля») заявлял о круглосуточной работе установки для очистки воздуха. В находкинских портах сообщали о реконструкции мест хранения и погрузки угля – о стройке подпорных стен угольных складов и увеличении высоты пылезащитных экранов. «Мечел» также занимается модернизацией портовых мощностей: основные технологические операции приморского порта Посьет были перенесены в закрытые помещения, оснащенные системой аспирации.

Крупнейшая угледобывающая компания России – СУЭК, входящая в десятку крупнейших мировых производителей угля, оценила стоимость программы по минимизации негативного воздействия порта на окружающую среду за 2017 год в $20 млн. В рамках нее, в частности, были введены в эксплуатацию очистные сооружения ливневых и сточных вод, выполняющие очистку ливневого стока с открытых складских площадей хранения угля до нормативов сброса воды в Кольский залив; установлены четыре туманообразующие пушки с пакетом для работы в зимних условиях. В апреле 2017 года власти Кемеровской области совместно с СУЭК и Сибирской генерирующей компанией (СГК) заключили трехстороннее соглашение о социально-экономическом партнерстве на 2017 год, в рамках которого на природоохранные мероприятия обе компании заложили 520 млн рублей.

При этом чистая прибыль СУЭК в 2017 году выросла в 2,1 раза по сравнению с 2016 годом и составила $657 млн (или 38,3 млрд рублей в пересчете по среднему курсу), а за первое полугодие 2018 года компания увеличила чистую прибыль по МСФО в 1,5 раза, до $500 млн (около 31 млрд рублей).

За рубежом, в частности, в Канаде, США, Австралии при перевалке угля по территории морского грузового фронта используются исключительно судопогрузчики, тогда как в России преобладает грайферный вид. Переход на альтернативный вариант для улучшения экологической ситуации в регионах для российских угольщиков потребует значительных инвестиций.

Вызывает опасение и отсутствие мониторинга в воздухе маркерных веществ угольной пыли. В России угольная пыль официально не классифицируется как вредное вещество, поэтому для нее не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) значений. Для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха используются ПДК, разработанные для неорганической пыли с содержанием диоксида кремния, которая не отражает реальной ситуации с пылью угольной.

Помимо этого, бóльшая часть методологической базы расчета уровня загрязнения атмосферы либо устарела, либо требует значительной переработки. Не стоит также забывать, что при замерах большинство лабораторий не выделяют угольную пыль даже в диоксид кремния.

В значительной степени решить проблему пыления удалось бы за счет выноса мощностей по перевалке пылящих грузов за черту городов. Однако сделать это почти нереально как технически, так и финансово, заявляют российские угольные компании. В Находкинском порту оценивали строительство нового комплекса в десятки миллиардов рублей с длительностью не менее 4–5 лет. К тому же, по утверждению региональных властей портовых городов, если сделать перевалку закрытой, то уголь не будет пылить, поэтому перенос не потребуется. Тем более что чаще всего мощности портов расположены в отдалении от жилых кварталов.

В мире, наоборот, чаще всего угольные терминалы находятся в непосредственной близости от жилой застройки. Например, порт в канадском Ванкувере находится на расстоянии 200 метров от жилищ, в китайском Циньхуандао – 600 метров, в австралийском Хей-Пойнте – 600 метров, в польской Гдыне – 730 метров. Зачастую это связано с погодными условиями: в данных климатических зонах редко бывают отрицательные температуры в отличие от России. А открытые терминалы за рубежом не оказывают такого драматического эффекта на экологию, как в России, за счет эффективных методов борьбы с пылением. К сожалению, несмотря на большие усилия и крупные инвестиции российских угольщиков, на данный момент Россия пока отстает от лучших мировых практик в области защиты населения от угольного пылеобразования.