Пять версий цифрового месторождения
Идеальный контроль за активом - когда факт по добыче и по мероприятиям на месторождении максимально близок к плану, при этом издержки близки к минимальным. Сегодня многие нефтегазовые компании только стремятся достичь такого баланса и рассматривают все способы уменьшить расходы при сохранении объема добычи. Простые и очевидные способы для большинства месторождений уже исчерпаны.
Один из перспективных способов добиться баланса – «цифровое месторождение», подход к управлению добывающими активами с опорой на технологии в широком смысле.
Даже этот термин имеет множество версий. В Shell это Smart Field, в Chevron - i-Field, в BP - Field of Future. Несмотря на разночтения, умным, интеллектуальным или цифровым месторождением называют активы, которые оснащены набором систем мониторинга и удаленного контроля и программным обеспечением для ряда бизнес-процессов.
Еще одна общая черта цифровых месторождений – конечные цели перехода к нему. Проекты с разными названиями и разными инструментами нацелены на то, чтобы увеличить добычу, минимизировать издержки и трудозатраты, а также минимально влиять на окружающую среду.
По оценкам исследовательских компаний, основной эффект от перехода к интеллектуальному месторождению – это прирост добычи нефти и газа, а также сокращение простоев и трудозатрат. Одна из международных консалтинговых компаний оценивает снижение себестоимости добычи на умном месторождении в 7-10% за счет оптимизации работ и снижения недоборов.
По версии компании Energysys, цифровые месторождения обеспечивают оптимальный технологический режим добычи нефти, что приводит к снижению себестоимости эксплуатации месторождений в среднем на 20%.
Так описывают цифровое месторождение ученые и исследовательские компании.
Версия технологических компаний
За счет чего умное месторождение положительно влияет на показатели нефтегазового бизнеса? С одной стороны, оно реализует современные подходы к управлению, в том числе мультидисциплинарные группы и управление по исключениям. Первый принцип позволяет объединить в единую команду всех представителей ключевых экспертиз компании. Второй помогает сокращать трудозатраты, более адресно решать задачи, работать одному специалисту с большим количеством скважин. При управлении по исключениям специалист концентрируется только на тех скважинах, на которых есть риск отклонений от нормы и проблемных ситуаций. Это стало возможным благодаря тому, что появились системы мониторинга состояния скважин в реальном времени.
Кроме того, умное месторождение сегодня позволяет собрать максимально полную «оперативную сводку» для менеджмента. Современный руководитель, даже сидя у себя в кабинете с планшетом или за компьютером, должен иметь возможность декомпозировать до самого низкого уровня данные обо всем, что происходит на месторождении. Например, плановые показатели добычи на месторождении – 50 тысяч тонн в день, а фактически было получено 49,5 тыс. тонн. Почему? У руководителя должна быть возможность по «клику» на этой цифре открыть подробную детализацию факта, найти скважины с внеплановыми недоборами и выяснить причины: смена режима, авария или что-то еще. Для того чтобы такой контроль стал возможен, все ключевые объекты на месторождении должны быть оснащены датчиками, а данные с них должны оперативно передаваться в единую информационную систему. Требуется наличие хороших каналов связи, а также программные продукты для поддержки принятия управленческих решений. Другими словами, необходима сквозная двусторонняя связь производства с лицами, принимающими решения.
Пример «сводки» для руководителя цифрового месторождения
Во многих компаниях есть свое видение технической реализации интеллектуального месторождения. По версии специалистов SAP, это экспертно-аналитическая система, которая оперативно собирает, анализирует информацию и дает рекомендации по оптимизации нефтегазодобывающего производства. Решение такого класса нельзя представить без следующего набора функций:
· визуализация текущих показателей работы оборудования (данные АСУТП и т.д.) по объектам месторождения;
· оперативный доступ к нормативно-справочной информации по подрядчикам и оборудованию;
· выполнение функции экспертной системы поддержки принятия решений для геологов, разработчиков, технологов и прочих технических специалистов;
· автоматизированное планирование всех видов мероприятий на производстве
· интегрированное моделирование текущего состояния актива с возможность оперативного расчета влияния операционной деятельности на профиль добычи.
Если завтра появится технология или подход, который поможет нефтяным инженерам поменять что-то к лучшему, оптимизировать производство или сделать его более безопасным, этот список пополнится.
Версии нефтегазовых компаний
Пионерами цифровых месторождений в 2000-е годы стали международные нефтегазовые компании. Их опыт цифровой добычи насчитывает по 10-15 лет.
В версии Shell на цифровом месторождении рост добычи обеспечивается за счет того, что работа пластов, скважин, коллекторов, трубопроводов и других наземных объектов анализируется в режиме реальном времени на основе анализа данных датчиков систем телеметрии. Собранные параметры сохраняются и обрабатываются. В реальном времени их сравнивают с данными моделей скважин, трубопровода, показателями добычи и закачки, характеристиками наземных промысловых объектов, что позволяет оперативно сформировать комплексную картину происходящего на промысле и выявить отклонения. Такой подход применяется и на российских месторождениях Shell.
Компании в России и странах СНГ начали переход к цифровым месторождениям позже, но также получают положительные результаты.
В конце 2000-х годов о планах перехода к интегрированному планированию добычи сообщила SOCAR. В версии азербайджанской нефтедобывающей компании умное месторождение реализовано с помощью единой методологии и системы планирования, мобильных устройств для персонала и системы отчетности для руководителей.
Ежедневно мастера по добыче формируют задания по обходу скважин для операторов. Персонал обходит скважины, фиксируя параметры их работы с помощью мобильного устройства, в т.ч. факт по объему добычи, технологические режимы работы. Момент и условия останова скважины также отмечают на мобильных устройствах. Параметры добытой нефти регистрируют на рабочих местах лаборанты. Эти данные поступают в систему планирования в режиме реального времени.
При таком подходе руководителям компании доступна оперативная отчетность по фонду скважин и основным KPI добычи. После перехода к интегрированному планированию процесс расчета баланса нефти и газа в SOCAR был сокращен до двух дней.
В 2015 году одна из крупных российских нефтегазовых компаний заявила о планах перехода к умному месторождению и через год сообщила о результатах пилотных проектов на нескольких активах.
В версии этой компании умное месторождение также представляет собой набор систем для контроля и управления активом, объединенные центром интегрированных операций. Здесь централизованно обрабатывают и анализируют данные о производственных операциях с целью сокращения потерь и оптимального использования имеющихся ресурсов.
Как отмечают эксперты компании, на пилотных месторождениях за счет использования системы более чем на 7% сокращены недоборы в результате совмещения мероприятий, а также в 120 раз быстрее формируется план добычи, режимов и мероприятий. При этом в 90 раз меньше времени требуется на контроль исполнения плана, в 30 раз меньше времени – на анализ работы скважины. Все это означает повышение эффективности нефтегазодобычи и более эффективное управление активами компании.
Эти и другие версии цифрового месторождения, его иностранные и российские реализации будут обсуждаться на III Международном саммите ТЭК, который пройдет 25-27 сентября при информационной поддержке «Нефтегазовая вертикаль». Приглашаем читателей журнала принять участие в нем.
Регистрация - на официальном сайте саммита.
Дмитрий Пилипенко,
заместитель генерального директора SAP CIS
с Алексеем Панкиным, директором «ХЕТЕНГ-инжиниринг-БЕЛ».
не попадает на рынок. Кто зарабатывает на этом? И о чем говорит текущий тренд?
от доллара и перейти на расчеты в другой валюте или бартером? Чем можно обеспечить рубль? Четкие
ответы на эти вопросы хотелось бы услышать от министра финансов. Но главный по госбухгалтерии предпочитает...
побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи?
нефтегазовому блоку Азери-Чираг-Гюнешли, с которого в Азербайджане ведут отсчет новой нефтяной
эры – третьей в энергетической истории страны (первая – XIX век, начало промышленной добычи нефти...
Турция строит судоходный канал, параллельный Босфору. Этот проект уже стал долгостроем: его...
15 лет тому назад новости о Штокмановском проекте были в фокусе внимания прессы. Речь шла о реализации проекта по освоению уникального Штокмановского газоконденсатного месторождения с запасами газа в 3,9 триллиона кубометров и строительстве трех очередей завода СПГ у поселка Териберка на берегу Баренцева...