Пять идей для циркулярной экономики

Автор: Редакция «Нефтегазовой вертикали»

На экономику замкнутого цикла можно посмотреть с точки зрения принципов и соответствующих решений, которые ее апологеты намерены распространить на всю экономику нашей планеты. Мы обычно думаем о том, что ЭЗЦ – это только про то, как превратить отходы в доходы. Это не совсем так. Замкнутый цикл – это и про оптимизацию процессов, и про коллективное пользование, и про доступность услуг, и про экологию. Мы отобрали пять вдохновляющих примеров, иллюстрирующих принципы циркуляр

Вполне возможно, что перечислив самые яркие идеи вместе с их реальными воплощениями, сославшись на конкретных авторов этих идей и образованные ими компании, рассказав живые истории, мы приблизим экономику замкнутого цикла к глазам наших читателей и дадим разглядеть ее в занятных и разнообразных деталях. На каждый принцип мы предлагаем по одной компании, иллюстрирующей его в действии. Итого в нашем обзоре предлагает пять замечательных примеров.

Пять идеи.jpg

Принцип: Regenerate!

Суть дела: стремись к восстановлению экосистемы через использование экологичных материалов, восстановимых ресурсов и возобновляемых источников энергии.

Бренд: Nespresso (фирменный бренд компании Nestlé Nespresso S.A., рабочего подразделения группы компаний Nestlé, расположенного в Лозанне, Швейцария).

Идея: герметичные капсулы с молотым кофе сохраняют ценный пищевой ресурс от потерь – буквально от «распыления» сотнями тонн в случае приготовления традиционными способами.

История: В семидесятые годы рядовой сотрудник компании Nestlé предложил герметизировать мини-контейнеры, используемые для приготовления кофе. Так появились капсулы, в которых молотый кофе надолго сохранял свежесть вкуса и аромата. Капсулу рассчитали на одну порцию, а уже под ее размеры построили кофемашину. Между прочим, на НИОКР одноразовой упаковки и удобного оборудования потребовалось 10 лет. Компания Nestlé Nespresso SA открылась в 1985 году и тем самым создала новый рынок порционного кофе.

Капсула Nespresso не имеет аналогов в мире. Это конус размером с грецкий орех. По представлению самой компании, «она изготовлена из алюминия, покрытого изнутри прозрачной пищевой пленкой во избежание окисления продукта при соприкосновении с металлом и для защиты от перехода частиц алюминия в кофе. Капсула позволяет сохранить полноценное качество порции свежемолотого кофе в течение 12 месяцев, но даже по истечении срока продукт не представляет риска для здоровья, а всего лишь теряет некоторые ароматические нотки». Порционная упаковка изготавливается в производственном центре Nespresso, расположенном в швейцарском городе Орб.

Nespresso – это бренд, рассчитанный на аудиторию кофейных гурманов, включающий комплекс мероприятий по продвижению и поддержанию лояльности клиентов – собственный клуб. Таким образом, экологичные стандарты и философия сбережения ценных природных ресурсов каждый день продвигаются в среду поклонников кофе.

В Европе имеются специальные пункты, где использованные капсулы Nespresso можно сдать в переработку. Забота об окружающей среде заявлена как целевой ориентир всей компании.

Автора! Эрик Фавр. Родился в Лозанне, там же окончил факультет Аэродинамики Технологического института и в 1975 году устроился в Управление упаковки компании Nestlé. В изобретении помогла жена Анна-Мария, итальянка, большая любительница кофе, а в раскрытии окисления как секрета вкусного кофе – безымянный римский бариста.

Пять идей2 1.jpg

Принцип: Share!

Суть дела: пользуйся товарами и услугами коллективно, а это значит – стремись к повторному использованию всего, чем пользуешься сам.

Бренд: Airbnb (самый известный сетевой сервис краткосрочной аренды жилья).

Идея: предоставлять для съема путешественникам жилые дома и квартиры. В них всегда много личных вещей, книг, предметов декора. У квартиры, найденной на сайте, всегда есть свой характер. Смысл в том, чтобы приехать в любую точку мира и почувствовать себя местным. Не нужно строить гостиницы, расходуя на это средства и ресурсы. Достаточно самого обычного жилья.

Автора! Идея Airbnb родилась у двоих безработных друзей, Брайана Чески и Джо Гэббиа. Это был способ оплатить их собственное жилье. Пишут, в 2008 году в СанФранциско проходила конференция по промышленному дизайну, отели в городе были забиты, и друзья решили сдать три надувных матраса в гостиной плюс завтрак по $70 за ночь. В феврале 2008 года был зарегистрировали сайт Airbedandbreakfast.com, который впоследствии переименовали в Airbnb.

пять идей3.jpg

Принцип: Optimize!

Суть дела: среди прочих возможностей оптимизации в современном обществе лидирует использование возможностей ИТ, больших данных, автоматизации, дистанционного зондирования и управления.

Бренд: Cisco (принадлежит компании Cisco Systems, Inc., основанной в 1984 году).

Идея: технологии объединения различных электронных сетей в одну мегасеть, поверх существующих разнородных стандартов.

История: Как сказано в одной из презентаций компании, сегодня Cisco занимает достойное положение в интернет-экономике и помогает многим людям полностью изменить подход к работе, обучению, развлечениям и даже к жизни! В «деловых кругах» сказали бы, что Cisco обслуживает три главных сегмента рынка: 1) крупные организации, включая корпорации, правительственные предприятия, инженерные сети и учебные заведения, нуждающиеся в сложных сетевых решениях, которые, как правило, связывают различные местоположения; 2) поставщиков услуг, включая интернет-провайдеров, телефонные и кабельные компании, и провайдеров беспроводной связи; 3) мелкие и средние предприятия, нужды которых включают операционные сети, подключение к интернету, и/или связь с бизнес-партнерами. А началось все с изобретения роутера – многопротокольного маршрутизатора. Дальнейшая история изобиловала бы массой специальных терминов. Главное же в том, что человечество получило возможность объединиться в одну глобальную сеть.

Автора! Влюбленная пара, затем муж и жена Леонард Бозэк и Сандра Лернер. В 1984 году, работая в Стэнфорде, Бозэк создал способ объединения двух локальных сетей в отделах, где работали он и его жена, протянув для этого 500 ярдов кабеля по кампусу.

Пять идеи4.jpg

Принцип: Loop!

Суть дела: вовлекай во вторичный оборот, извлекай ресурсы из отбросов и отвалов, используй то, что уже было в употреблении.

Бренд: Cat (принадлежит компании Caterpillar, производителю техники для добывающей, строительной, транспортной и прочих отраслей).

Идея: точная профилизация техники под нужды производства, минимизирующая затраты и позволяющая полностью извлекать полезный ресурс из так или иначе разрабатываемого сырья.

История: Именно эта компания начала производить зерноуборочные комбайны еще в 1886 году. А в 1904 году разработало и выпустило в продажу гусеничный трактор, который и дал название компании. Caterpillar переводится с английского как «гусеница». Еще до Первой мировой войны трактора ее приехали по экспорту в Россию. Для добывающей промышленности производятся бурильные машины, гидроэкскаваторы для горных работ, драглайны, канатные экскаваторы с электроприводом, скреперы, оборудование для длинных забоев подземной разработки, а также для проведения добычи ресурсов в твердых породах. Сегодня, судя по сайту-визитке, в корпорацию входит свыше 480 подразделений, которые расположены в 50 различных государствах на всех континентах, за исключением Антарктиды, но машины компании работают и в антарктических льдах. Штаб-квартира компании находится в США. Между прочим, под брендом Cat предлагаются услуги по использованию б/у машин и запчастей, клиенту помогут найти средства на покупку новой или б/у техники, сформировав выгодный пакет кредитования или лизинга. Все это уже несколько иначе, но все же продолжает исходную идею – специализация под любые потребности.

Автора! Предшественником Caterpillar стала компания Stockton Wheel Company, которую в 1883 году основали братья Холт в Калифорнии. Об идее, осенившей братьев, нашим современникам известно гораздо больше, чем о них самих в то время, когда их осенила эта идея.

Пять идеи5.jpg

Принцип: Virtualize!

Суть дела: сделай виртуальным все то, что может быть перенесено из внешнего мира в мир твоей фантазии или твоего интеллекта.

Бренд: Netflix (принадлежит одноименной американской компании со штаб-квартирой в Лос-Гатос, Калифорния).

Идея: заменить традиционные кинотеатры, которые после этого стали называться «офлайновыми», на кинотеатры, работающие онлайн, то есть сопровождающие зрителя в его жизни, где бы он ни находился и когда бы ни захотел оказаться при этом в кино.

История: история компании Netflix проста, как ее идея, но следует иметь в виду, что в данном случае идея родилась далеко не сразу. Как сообщается, первоначальная бизнес-модель Netflix включала в себя физические продажи и прокат фильмов на DVD. Через год после основания, то есть в 1998 году, компания сосредоточилась на модели «DVD по почте», поставляя диски напрокат. Тогда она работала еще строго на территории США. И только в 2007 году Netflix расширила свой бизнес за счет внедрения сервиса потокового вещания, сохранив при этом службу проката DVD и Blu-ray. В марте 2015 года знаковый сервис стал доступен в Японии. После этого начался бум, продолжающийся до сих пор. 6 января 2016 года на мировой выставке электроники CES компания выпустила пресс-релиз о том, что сервис запустился и доступен для регистрации пользователей в 190 странах мира. Увы, сервис недоступен в Китае, где правительство регулирует интернет, а также «на территории Крыма, КНДР и Сирии ввиду ограничений правительства США на деятельность американских компаний».

Автора! На этот раз никакой романтики, строго «бизнес и ничего личного» – компания основана 29 августа 1997 года Ридом Хастингсом и Марком Рэндольфом, скромными американскими предпринимателями. Но зато какой эффект!

В заключение этого обзора стоит выделить отдельно проблему, которая за яркими примерами не очень видна. По каждому из принципов экономики замкнутого цикла в отдельности можно указать компании-лидеры, служащие задорными примерами для многих игроков современного рынка и вдохновляющие стартаперов.

Другое дело, что назвать компанию, которая воплотила бы в жизнь все пять принципов, не говоря уже о том, чтобы воплотить их с одинаковой яркостью, уже гораздо более затруднительно. Возможно, Илон Маск както может своей деятельностью ответить на этот глобальный вызов, не стопроцентно, конечно, но подавая какие-то надежды.

Если мы посмотрим на основную массу компаний, начиная с Upstream-сегмента, то сможем прикинуть, как далеко еще мировой экономике до идеала и глянцевых примеров, в принципе-то, конечно, таких убедительных, блестящих и заразительных.