Перспективы развития топливного рынка от эксперта, зам. директора фирмы ГЭЙНФУЛ Анастасии Буниной

История больших изменений
Автор: Иванов А.В.

Одним из приоритетных направлений развития энергетический и химической отрасли, так как величина и скорость роста мусорных свалок является глобальной проблемой, является получение топлива из пластиковых отходов на площадках Московской и Калужской областей. Проблема свалок - одна из самых актуальных в мире. Например, в небольшом городе России на свалку ежегодно отправляются сотни тонн отходов. По данным счётной̆ палаты, к 2050 году россияне будут выбрасывать 100 млн.т мусора ежегодно. Согласно исследованию НИУ ВШЭ до переработки доходит только 12% пластика, среди которого 42% — ПЭТ-тара.

Полагаясь на эти показатели, решено было разработать специальную технологию переработки полиэтилена. В 2023 году страна столкнулась с нехваткой дизеля в регионах, и вопрос его получения из пластика встал очень остро.

Нестандартное решение: Оптимальный катализатор

Технологии переработки пластика в дизельное топливо известны давно, однако они весьма дорогостоящи и требуют значительного энергопотребления, и не решаются на среднем бизнес уровне. При этом требуется чистый пластик, каковым он обычно не бывает. Поэтому в России на одном из предприятий решили разработать оптимальный катализатор совместно с квалифицированными экспертами.

В результате была создана уникальная технология с использованием катализатора, который позволяет:

• эффективно использовать загрязненный полиэтилен, что способствует устранению экологических проблем;

• значительно повышает процент выхода топлива с 77% в среднем до 90%;

• позволяет снизить температуру нагрева пластика с 400 градусов до 150-180

градусов. Это заметное улучшение не только повышает энергоэффективность процесса, но и вносит огромный вклад в снижение затрат на производство.

На разработанный катализатор и технологию с его использованием уже подана заявка на патент, а теоретическая часть уже представлена на выставках в Москве.

Уникальное решение привлекло внимание экспертного совета в Сколково, как инновационное, научно реализуемое и с высоким потенциалом коммерциализации.

Эта разработка открывает перспективы для нефтегазовой отрасли и переработки отходов, а также может иметь долгосрочное влияние на устойчивое производство полимеров и охрану окружающей среды.

Незамерзающее топливо. Развитие топливных решений

При этом специалисты не остановились на одной разработке и взялись за проект добавки к топливу для работы в условиях крайнего Севера. Талантливый эксперт работает с крупными нефтекомпаниями, которым необходимо, чтобы их техника работала в условиях до минус 50 градусов.

В 2019 году компания-разработчик предложила уникальное решение в рамках тендера на поставку транспортного топлива на объекты в Архангельской и Иркутской областях. Был предложен инновационный подход к подбору горючего в зависимости от сезона. Одним из наиболее распространенных методов подхода является механический, при котором компоненты смешиваются в определенных пропорциях с помощью специальных аппаратов. Именно этот метод стал решением для крупнейших клиентов на Севере. Он предполагает разработку добавки, которая учитывает характеристики техники и позволяет избежать замерзания горючего, в соотношении 80-90 % летнего и 10-20 % добавки. В условиях Севера добавка, разработанная российским экспертом, обеспечивает экономию в размере 33 % на каждую тонну топлива.

Подобные разработки дают надежду на то, что в будущем мы сможем улучшить экологическую атмосферу в стране и мире, крупные компании смогут перерабатывать отходы в топливо, тем самым ответственней относится к окружающему миру, а техника в городах Крайнего Севера всегда будет работать, если использовать топливо с правильным составом.