Перспективы погрузки нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте
<style>
h2 {
font-size: 16px
}
</style>
По оценкам ИПЕМ, в 2016 году тенденция по сокращению погрузки сырой нефти сохранится и будет сопряжена с вводом в эксплуатацию новых трубопроводов. Погрузка энергетических газов будет расти вместе с ростом внутреннего потребления, а погрузка остальных нефтепродуктов сохранится на прежнем уровне, либо покажет небольшой рост, что будет зависеть от изменений экономической ситуации в стране. </h2>
<br />
В 2015 году погрузка нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте России составила 251,2 млн тонн, что на 2% ниже уровня предыдущего года. В общей структуре погрузки доля нефти и нефтепродуктов осталась практически на уровне 2014 года и составила 10,2% (-0,1%). В то же время в структуре погрузки нефти и нефтепродуктов произошли значительные изменения. Так, погрузка нефти и нефтепродуктов на экспорт выросла на 1%, а погрузка во внутреннем сообщении снизилась на 4,5%.
<br />
<br />
<h3> Сырая нефть </h3>
<br />
Погрузка сырой нефти в 2015 году снизилась на 12,9% и составила 26,9 млн тонн. Основной причиной этого стала возросшая конкуренция со стороны трубопроводного транспорта. По итогам года доля сырой нефти в погрузке нефти и нефтепродуктов снизилась на 1,3% и составила 10,7%.
<br />
<br />
Ощутимо снизился в 2015 году объем погрузки сырой нефти во внутреннем сообщении (до 24,6 млн тонн). Снижение за год составило 14,4%. В то же время в погрузке на экспорт наблюдается прирост на 7,3%. Важным фактором перераспределения потоков стал вступивший в силу в 2015 году «налоговый маневр» в нефтяной отрасли, согласно которому сократились вывозные таможенные пошлины, но выросла ставка НДПИ. Это повысило привлекательность экспорта нефти. Одной из причин падения погрузки сырой нефти во внутреннем сообщении можно также назвать ввод в эксплуатацию новых мощностей трубопроводного транспорта. В частности, был запущен отвод от Хабаровского НПЗ до нефтепровода ВСТО, проектная мощность которого составляет 6 млн тонн/год.
<br />
<br />
<h3> Нефтепродукты </h3>
<br />
Объем погрузки нефтепродуктов также оказался ниже уровня предыдущего года, хотя снижение было незначительным и составило 0,6%. Таким образом, погрузка нефтепродуктов в 2015 году на железнодорожной сети составила 224,3 млн тонн. Основную долю в структуре погрузки нефтепродуктов заняли мазут, энергетические газы, дизельное топливо и бензин.
<br />
Погрузка мазута в 2015 году составила 72,4 млн тонн, что на 1,2% ниже уровня предыдущего года. При этом в структуре погрузки нефти и нефтепродуктов доля мазута выросла на 0,3% и составила 14,5%. Также интересно отметить, что, несмотря на увеличение вывозных таможенных пошлин в результате запуска «налогового маневра», погрузка мазута на экспорт в 2015 г. выросла только на 4,2% до 51,5 млн тонн. В то же время погрузка мазута во внутреннем сообщении снизилась на 12,1% до 20,9 млн тонн. Отметим, что производство мазута в России за год также снизилось на 8,8% до 71,7 млн тонн.
<br />
<br />
Объем погрузки дизельного топлива снизился на 5,9% (до 51,2 млн тонн), а его доля в погрузке нефти и нефтепродуктов снизилась на 0,8% до 20,4%. Наряду с этим снижение объемов производства дизельного топлива в 2015 г. составило 1,6%. При этом снижение наблюдалось как при погрузке на экспорт (-5,3%), так и во внутреннем сообщении (-6,5%). Объем погрузки дизельного топлива в 2015 году составил 25 и 26,2 млн тонн соответственно.
<br />
<br />
Существенно вырос в 2015 году объем погрузки энергетических газов (до 46 млн тонн). Прирост составил 16,8%. В структуре погрузки нефти и нефтепродуктов доля энергетических газов выросла на 2,9% до 18,3%. Примечательно, что объем погрузки энергетических газов во внутреннем сообщении увеличился значительно сильнее, чем на экспорт (21,7% против 11,1%). Таким образом, погрузка на экспорт составила 20,5 млн тонн, а во внутреннем сообщении – 25,6 млн тонн.
<br />
<br />
Рост экспортной погрузки энергетических газов в первую очередь связан с обнулением вывозных таможенных пошлин с февраля 2015 года, произведенным в связи с падением цен на нефть и со спецификой формулы расчета пошлин. В то же время рост погрузки во внутреннем сообщении обусловлен увеличением внутреннего спроса. Во многом это стало следствием усилий государства в развитии рынка газомоторного топлива. Так, в настоящее время запущена программа государственного субсидирования покупки городского транспорта на газомоторном топливе. Кроме того, в России ведется активное развитие сети газозаправочных станций.
<br />
<br />
Погрузка бензина в 2015 году осталась практически на уровне предыдущего года и составила 36,5 млн тонн. Доля бензина в структуре погрузки нефти и нефтепродуктов также изменилась незначительно (-0,3%). Отметим, что производство бензина по сравнению с предыдущим годом выросло на 1,8% до 39,1 млн тонн.
<br />
<br />
<h3> Перспективы </h3>
<br />
Таким образом, основные сдвиги, произошедшие в структуре погрузки нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте, обусловлены введением «налогового маневра», а также возросшей конкуренцией со стороны альтернативных видов транспорта. Существенное влияние также оказала и общая кризисная ситуация в экономике страны, вызвавшая снижение производства некоторых продуктов нефтяной промышленности, и, соответственно, погрузки.
<br />
<br />
Изменение налогового законодательства создало благоприятные условия для экспорта нефти и нефтепродуктов, в результате чего мы наблюдаем переориентацию части грузов на экспортное направление. Также сохраняется тренд на увеличение погрузки энергетических газов, внедрение более широкого использования которых является одним из приоритетов государства.
<br />
<br />
В то же время, железнодорожный транспорт теряет часть рынка в пользу активно развивающегося трубопроводного. Тем более с помощью трубопроводов начинают транспортировать уже не только сырую нефть, но и высококачественные низкосернистые нефтепродукты. Нужно отметить, что доля трубопроводного транспорта еще больше увеличится после завершения строительства трубопровода в Новороссийск.
<br />
<br />
Исходя из этого, можно сделать вывод, что тенденция по сокращению погрузки сырой нефти сохранится и будет сопряжена с вводом в эксплуатацию новых трубопроводов. Погрузка энергетических газов будет расти вместе с ростом внутреннего потребления, а погрузка остальных нефтепродуктов сохранится на прежнем уровне, либо покажет небольшой рост, что будет зависеть от изменений экономической ситуации в стране.
<br />
<br />
Еще одним фактором, который может оказать существенное влияние на погрузку нефтепродуктов на железнодорожной сети, является возможный отказ от государственного регулирования тарифа на транспортировку нефтепродуктов трубопроводным транспортом. Этот вопрос был поднят в декабре 2015 года представителем ОАО «АК «Транснефть» на заседании Экспертного совета ФАС России по развитию конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов. Напомним, что сейчас этот тариф ограничен 70% от величины железнодорожного тарифа. Дерегулирование трубопроводного тарифа и возможное его увеличение непосредственно транспортной компанией в перспективе может повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта в перевозках нефтепродуктов.
<br />
<br />
Кроме того, в ближайшей перспективе в полной мере проявятся результаты проведенного в 2015 году «налогового маневра», в результате чего дополнительно может увеличиться погрузка нефтепродуктов на экспорт.
<br />
<br />
<font color="#0054A5"><b>Дмитрий Нарежный,
<br />
Эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок,
<br />
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)</b></font>
<br />
О потребностях и перспективе нефтепереработки НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Рафинатом Яруллиным, Генеральным директором, сопредседателем научно-технического совета АО «Татнефтехиминвест-холдинг».
О перспективах развития сектора ВИЭ в России и мире в условиях глобального энергетического кризиса НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с директором Ассоциации развития возобновляемой энерге- тики (АРВЭ) Алексеем Жихаревым.
События последних месяцев перечеркнули все существующие прогнозы экономического развития России. Страна оказалась в условиях, когда есть риск оказаться откинутой на десятилетия назад. Автор данного материала полагает, что именно достижение углеродной нейтральности может стать тем путем, который...
В статье сформированы и проанализированы сценарии для европейского газового рынка на 2022- 2025 годы. Они основаны на гипотезах о разных объемах трубопроводных поставок из России, импорта СПГ, а также перспективах собственной добычи, включая восстановление добычи на Гронингенском месторождении...
Начало октября ознаменовалось целым рядом событий, которые указывают на серьезные преобразования, происходящие на мировом нефтяном рынке. Решение ОПЕК+ о снижении квот на добычу сразу на два млн баррелей в сутки при стабильном спросе не имеет аналогов в истории. Впервые стало возможным говорить...
Схема атлантического нефтеэкспорта и встречных, хотя подчас неровных, платежей либо взаимозачетов с участием Москвы, Каракаса и Гаваны – снова на первых полосах деловых СМИ. Топливно-сырьевой мост, родившийся на гребне «холодной войны», но затем исчезнувший, сейчас восстанавливается. Речь, однако, уже...
Использование термических методов воздействия на пласт позволяет значительно увеличить добычу нефти за счет вовлечения в производство нефтематеринских пород. Для доставки теплоносителя к пласту в оптимальном диапазоне температур с устья скважины необходимо обеспечить минимальные тепловые потери по...
О перспективах развития Арктики и СМП НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Алексеем Фадеевым, д.э.н., исполнительным директором Ассоциации полярников Мурманской области, профессором Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского университета Петра Великого.
В этом году случилось множество дерзких хакерских атак на предприятия как с целью получения выкупа, так и с идеологическими мотивами. Корпоративная защита в условиях новой киберреальности сталкивается с огромным количеством вызовов, многие из которых можно классифицировать, предугадать и предотвратить....
О том как компания реагирует на актуальные вызовы мировых рынков, а также о реализации идей экономики замкнутого цикла «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Павлом Ляховичем, членом правления – исполнительным директором ООО «СИБУР».
Экономика замкнутого цикла – концепция с разумными постулатами, но неочевидными маршрутами следования. Задача статьи – оценить реалистичность идей «экономики замкнутого цикла» с учетом всех существующих политических и технологических барьеров, с которыми сегодня сталкиваются даже самые продвинутые...
На экономику замкнутого цикла можно посмотреть с точки зрения принципов и соответствующих решений, которые ее апологеты намерены распространить на всю экономику нашей планеты. Мы обычно думаем о том, что ЭЗЦ – это только про то, как превратить отходы в доходы. Это не совсем так. Замкнутый цикл ...
Переработка нефтешламов может быть коммерчески выгодным процессом для производств. Для этого необходима корректировка законодательства, поддержка технологических компаний, стимулирование венчуров. На примере одного кейса показано, как отходы ТЭК можно трансформировать в доходы.
Санкции, введенные против России после февраля 2022 г., изменили условия функционирования газового рынка Европы и российской газовой отрасли. Поставки природного газа из России в Европу по разным причинам сокращаются, цены на природный газ растут, а европейский энергетический кризис усугубляется....
Для европейского рынка отказ от российского газа сопоставим с запуском двойного суперцикла производства СПГ в США. Нужно ли это США? Потянет ли Европа? Интрига пока сохраняется
Пока покупатели и продавцы СПГ ожидают роста его рынка, перевозчики размещают рекордные по объемам и стоимости заказы на строительство газовозов. Одновременно в России готовятся новые логистические схемы для транспортировки газа.
Планы России по развитию Северного морского пути можно смело назвать грандиозными. Но модель будущего СМП пока представлена в виде очень абстрактных мазков. Одна из причин – стремительно меняющаяся с февраля 2022 года реальность, которая делает неочевидными классические параметры расчетов – спрос...
Европа, игнорируя мировой энергетический кризис, упорно движется по пути отказа от транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Переходу на электромобили мешает многократный рост цен на литий, а также непредсказуемо дорожающая электроэнергия. Россия же продолжает копировать подход...
В феврале 2016 года начался экспорт СПГ США, и сразу же последовали попытки вытеснить им российский природный газ в Европе – на основном для нашего газа экспортном рынке. По мнению автора, США с помощью младоевропейцев (восточноевропейских стран ЕС) выстраивают и реализуют стратегию проникновения американского...
С 26 сентября в газовой отрасли только и разговоров, что о «Северных потоках». Точнее – о неизвестно откуда взявшихся повреждениях, которые привели к утечкам на четырех нитках газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с экспертами и представителями...
В течение последних месяцев Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) преследуют технические и юридические сложности. На этом фоне было высказано много различных предположений участниками рынка, и были сделаны громкие политические заявления. Амбициозность некоторых заставляла задуматься о неизвестных...
Альтернативный маршрут транспортировки нефти Казахстана через Азербайджан, о необходимости создания которого 16 лет говорит Нур-Султан (Астана), по-прежнему можно воспринимать как «восточные легенды, сказки, тосты».
По берегам Атлантики PR-фирмы и службы корпоративных связей «витийствуют» в поисках выхода из остро конфликтной обстановки в мировой энергетике. В большинстве своем они «закрашивают в зеленый цвет» дела и планы ТЭК, который подстраивается под климатический фон. Но вот беда: топливные санкции против...
ХМАО-Югра считается основным нефтегазоносным регионом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Как сегодня обстоят дела с добычей? Наблюдаются ли какие-то особенности в связи с новыми глобальными рыночными условиями? «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с руководителем Научно-аналитического...
Расширение возможностей нефтепереработки при стабильном спросе – создание высокотехнологичных материалов для дорожного покрытия. Для этого могут быть использованы тяжелые нефти, вторичное сырье, а также инновационные добавки. Подобное направление также может рассматриваться в фокусе циркулярной экономики....