Статья

Ожидание Энергостратегии-2035

Принятия Энергетической стратегии РФ до 2035 года отрасль ждет уже не первый год. Документ, учитывая изменения конъюнктуры мирового рынка, постоянно дорабатывался и изменялся, однако до сих пор так и не увидел свет в утвержденном варианте, хотя в апреле 2019 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручал до 1 декабря 2019 года внести в правительство проект актуализированной Энергетической стратегии России на период до 2035 года.

Принятия Энергетической стратегии РФ до 2035 года отрасль ждет уже не первый год. Документ, учитывая изменения конъюнктуры мирового рынка, постоянно дорабатывался и изменялся, однако до сих пор так и не увидел свет в утвержденном варианте, хотя в апреле 2019 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручал до 1 декабря 2019 года внести в правительство проект актуализированной Энергетической стратегии России на период до 2035 года.

По информации «Нефтегазовой Вертикали», проект стратегии перерабатывался в течение года несколько раз. С последней версией, согласно которой «стратегическая цель развития энергетики России на период до 2035 года – это ускоренный переход (модернизационный рывок) к эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере, максимально содействовать динамичному социально-экономическому развитию и обеспечению национальной безопасности Российской Федерации», корреспонденты журнала ознакомились в конце октября 2019 года.

Достижение поставленных целей потребует:

· поддержания добычи нефти и газового конденсата в период до 2024 года в диапазоне 555–560 млн тонн, а в период до 2035 года – в диапазоне 490–550 млн тонн в год;

· обеспечения добычи газа в период до 2024 года в диапазоне 795–820 млрд м3, а в период до 2035 года – 850–924 млрд м3.

Стоит отметить, что еще осенью 2018 года Минэнерго подготовило проект дорожной карты по освоению нефтяных месторождений и увеличению добычи нефти в РФ. Как тогда подчеркивал вице-премьер РФ Дмитрий Козак после совещания по технологическому развитию нефтяной отрасли, первым шагом в этом направлении должно стать утверждение единой методики по инвентаризации запасов нефтяных месторождений, разработанной Минприроды и Минэнерго. На основе этой инвентаризации, отмечал вице-премьер, будут разработаны дифференцированные механизмы стимулирования добычи трудноизвлекаемых запасов нефти.

Тогда Козак, отмечал, что в настоящий момент ситуация с добычей в России благоприятная, но в ближайшие годы объемы добычи могут падать, «если не принять срочных мер». При этом в том же году Александр Новак прогнозировал, что если ничего не делать, «мы можем столкнуться с негативными последствиями уже скоро. В 2018 году ожидаем 553 млн тонн, на пик выйдем в 2021 году – 570 млн тонн. После чего может начаться постепенное снижение, и в 2035 году мы можем снизить добычу до 310 млн тонн, то есть потерять 243 млн тонн, или 44% общей добычи». Через год пессимизма чуть поубавилось. Как заметил на площадке «Российской энергонедели» в октябре заместитель министра энергетики Павел Сорокин, если не стимулировать добычу нефти, к 2035 году производство в России может снизиться примерно на 40% (217 млн тонн), до 339,1 млн тонн в год. Инвестиции в сектор сократятся на 2,3 трлн рублей, а бюджетные доходы от нефтянки – на 4,1 трлн рублей.

При этом, по словам Сорокина, в случае применения мер стимулирования капитальные затраты нефтяников могут увеличиться еще на 40–50% к 2024 году, т.е. более чем на 600 млрд рублей в год, и привести к росту добычи относительно текущих планов. «Это создаст дополнительный спрос на продукцию отечественной промышленности, что уже даст мультипликатор, который нужен для выполнения планов роста ВВП. Нефтяная отрасль должна стать драйвером и источником трансформации, потому что она может обеспечить заказ для всех остальных отраслей науки, промышленности, чтобы они потом стали тоже конкурентоспособными за счет использования наработок в других отраслях», – отмечал Павел Сорокин.

В последней же версии проекта стратегии отмечается, что «основные предполагаемые источники инвестиций для реализации Стратегии носят внебюджетный характер». Что касается оценки состояния отрасли, то в документе сказано, что объемы добычи и производства энергетических ресурсов из добытого сырья, производства топлива и электрической энергии в России устойчиво превышают внутреннее потребление: по нефти – более чем в 1,9 раза, по газу – в 1,5 раза, по углю – в 1,8 раза, по дизельному топливу – в 2,6 раза, по автомобильному бензину – в 1,1 раза.