Статья

Ограничение доступа к газопроводу OPAL

Несмотря на все политические препоны, проект «Северный поток-2 «вышел на финишную прямую. А выдача Данией разрешения на прокладку магистрали в своих прибрежных водах окончательно сняла все сомнения по поводу того, что новый газопровод все же будет построен и станет важнейшим коридором для поставки российского газа на европейский рынок. В этой связи активизировались попытки воздвигнуть новые барьеры для «голубого топлива» из РФ в Европе. Одна из них – ограничение доступа к газопроводу OPAL.

Несмотря на все политические препоны, проект «Северный поток-2 «вышел на финишную прямую. А выдача Данией разрешения на прокладку магистрали в своих прибрежных водах окончательно сняла все сомнения по поводу того, что новый газопровод все же будет построен и станет важнейшим коридором для поставки российского газа на европейский рынок. В этой связи активизировались попытки воздвигнуть новые барьеры для «голубого топлива» из РФ в Европе. Одна из них – ограничение доступа к газопроводу OPAL.

ОPAL служит сухопутным продолжение газопровода «Северный поток» (мощность – 55 млрд м3 в год) и проходит по территории Германии от города Грейфсвальда до Ольбернхау, соединяя Nord Stream с газотранспортными сетями Евросоюза. Он является одним из крупнейших инфраструктурных энергетических проектов в ФРГ. Его строительство было завершено в 2011 году, и уже в августе того же года он был соединен с «Северным потоком».

Длина трубопровода составляет 470 км, диаметр труб – 1,4 метра, пропускная способность – 36 млрд м3 в год. Стоимость строительства OPAL оценивается примерно в 1 млрд евро.

Проект газопровода был разработан немецкой компанией OPAL NEL TRANSPORT GmbH (дочерняя структура Wingas), в оперативном управлении которой он в настоящее время и находится.

Продолжением OPAL является газопровод Gazela (166 км), проходящий по территории Чехии и вновь выходящий на территорию Германии, соединяясь с газопроводом MEGAL.

Поскольку OPAL расположен на территории Германии, он автоматически подпадает под действие Третьего энергетического пакета ЕС, согласно которому 50% магистрали должно принадлежать третьим сторонам. Но Россия принципиально не может согласиться на это требование, поскольку «Газпром» является единственным поставщиком газопровода «Северный поток», наполняющего в свою очередь OPAL. Поэтому Россия и Германия изначально пытались обойти данное ограничение.

Эти усилия увенчались успехом в октябре 2016 года. Еврокомиссия приняла решение о выводе газопровода OPAL из-под норм Третьего энергопакета до 2033 года. Благодаря этому «Газпром» мог на исключительных правах бронировать 50% (около 12,3 млрд м3) из примерно 25 млрд транзитных мощностей трубы, а также получить через аукционы с третьими сторонами все остальные 50% транзитной мощности.

Предполагалось, что оставшиеся объемы, поступающие по «Северному потоку», будут прокачиваться через второй наземный отвод, Nel, мощностью 20 млрд м3 в год.

Однако уже в декабре того же года Европейский суд по иску польской компании PGNiG и правительства Польши приостановил решение Еврокомиссии о доступе «Газпрома» к OPAL в качестве обеспечительной меры на период судебного разбирательства.

«Газпрому» удалось одержать очередную победу в июне 2017 года, когда Европейский суд снял упомянутую обеспечительную меру. В результате уже в июле 2017-го загрузка OPAL выросла более чем на четверть за счет сокращения транзита газа по территории Украины.

Новый поворот данного сюжета произошел в 2019 году, когда стало очевидным, что «Северный поток-2» уже не остановить и противникам «российской газовой экспансии» надо выдумывать новые барьеры для «голубого топлива» из РФ. В результате 10 сентября Европейский суд отменил решение Еврокомиссии об изменении режима использования газопровода OPAL как принятое с нарушением принципа энергетической солидарности. Три дня спустя, 13 сентября, немецкий регулятор запретил «Газпрому» использовать дополнительные мощности OPAL.

В результате «Газпром» теперь может бронировать лишь половину мощности OPAL. Поэтому после решения Европейского суда российский концерн уменьшил прокачку сырья по данной магистрали и, соответственно, снизил загрузку «Северного потока».

Хотя временное решение данной проблемы у «Газпрома» есть. Напомним, что в качестве сухопутного продолжения газопровода «Северный поток-2» ведется сооружение дублера OPAL – газопровода Eugal. Его продолжением на территории Чехии станет газопровод Capacity4Gas компании NET4GAS (параллелен существующей магистрали Gazela). Первая нитка Eugal будет введена в эксплуатацию в начале 2020 года, а «Северный поток-2», вероятно, не будет готов к этому моменту. Поэтому «Газпром» может направить в Eugal газ из первого «Северного потока», сохранив его загрузку на максимуме. Но после пуска Nord Stream 2 необходимо будет искать новые варианты.

Еще в 2017 году Европейский суд принял решение о том, что «Газпром» не является стороной судебного разбирательства по поводу OPAL. Из этого следует, что он не обладает правом подавать апелляцию на решение по данному вопросу. Это могут сделать лишь Еврокомиссия или правительство ФРГ. Представители ЕК заявили, что они обжаловать постановление суда не будут, а Германия воспользовалась своим правом и 19 ноября подала апелляцию.

Глава Минэнерго Александр Новак заявил, что введенное ограничение повлияет на переговоры по газу с Украиной и Еврокомиссией, а также затронет ситуацию с энергоснабжением европейских стран.

Негативную реакцию постановление Европейского суда вызвало в деловых кругах Германии. «Когда я услышал об этом решении, я был удивлен, я не ожидал такого. Что касается обоснования того решения, которое принял суд, для меня оно несколько запутано и неясно», – заявил генеральный директор компании Wintershall Dea Марио Мерен. Он пояснил, что у него возник вопрос, каким образом могли быть не в полной мере учтены интересы Польши, если на протяжении последних лет ни одна компания, кроме «Газпрома», не претендовала на получение 50% транзитных мощностей OPAL через аукционы.

Зато решение Европейского суда было с восторгом встречено в самой Польше. Так, глава польской нефтегазовой компании PGNiG Петр Вожняк заявил, что если бы для «Газпрома» не ограничили доступ к OPAL, то «нам в юго-восточной Польше не хватило бы газа». «Увеличенные объемы газа пошли бы по трубопроводу Nord Stream 1», – сказал он. Глава PGNiG добавил, что теперь «тот объем газа, на который «Газпром» должен сократить использование OPAL, будет перекачиваться через Украину, то есть частично через Дроздовичи, и должен попасть в Польшу». Вожняк уверен, что если бы решение по OPAL произошло позже, это грозило «трагическим по своим последствиям перерывом в поставках газа, что наша транспортная сеть и клиенты не могут себе позволить».

Решение Европейского суда может иметь далеко идущие последствия, выходящие за рамки вопроса о загрузке OPAL. Принятое европейскими судьями постановление делает маловероятным достижение «Газпромом» соглашения с Еврокомиссией и о полной загрузке «Северного потока-2». Польская сторона наверняка будет настаивать на том, что данная магистраль может нанести ей ущерб, ссылаясь на решение Суда ЕС по OPAL и вновь призывая к «европейской солидарности». А значит, у Nord Stream 2 практически нет шансов получить исключение из режима Третьего энергопакета.

А ведь только при эксплуатации трубы на все 100% можно будет отказаться от транзита российского газа через Украину. Ранее «Газпром» намеревался заключить с Киевом короткий транзитный контракт (на один-три года) и за это время завершить строительство «Северного потока-2» и «Турецкого потока». Теперь же нет уверенности, что он сможет использовать новые мощности на все 100%. А значит, решение Европейского суда вынуждает «Газпром» заключить длительный транзитный контракт с Киевом.