02 января 2021 Статья

Одобрено начало проектно-изыскательских работ для газопровода «Сила Сибири – 2»

На фоне падения мирового спроса на энергоресурсы, вызванного пандемией коронавируса, по-прежнему актуальной остается задача диверсификации направлений поставок российских углеводородов на зарубежные рынки. Тем более что Китай, являющийся главным потенциальным потребителем нефти и газа из РФ, одним из первых справился с пандемией и даже вернулся к активному экономическому росту. Так, согласно данным Государственного статистического управления КНР, благодаря улучшению эпидемической обстановки ВВП Китая в III-м квартале 2020 года увеличился на 4,9%. А в целом, за первые три квартала прошедшего года, экономика страны прибавила 0,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

На фоне падения мирового спроса на энергоресурсы, вызванного пандемией коронавируса, по-прежнему актуальной остается задача диверсификации направлений поставок российских углеводородов на зарубежные рынки. Тем более что Китай, являющийся главным потенциальным потребителем нефти и газа из РФ, одним из первых справился с пандемией и даже вернулся к активному экономическому росту. Так,

согласно данным Государственного статистического управления КНР, благодаря улучшению эпидемической обстановки ВВП Китая в III-м квартале 2020 года увеличился на 4,9%. А в целом, за первые три квартала прошедшего года, экономика страны прибавила 0,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Международный валютный фонд значительно повысил прогноз экономического роста Китая по итогам 2020 года – ожидается, что он составит 1,9%. В результате экономика КНР в ушедшем году может стать единственной среди ведущих экономик мира, продемонстрировавшей рост. Кроме того, МВФ поднял прогноз экономического роста Китая на следующий год до 8,2%.

Соответственно, продолжается рост (хотя и умеренный) потребления энергоресурсов в Китае. Так, по данным Национальной энергетической администрации КНР (NEA), потребление природного газа в стране в 2020 году вырастет на 4,2%. Это минимальный показатель за пять лет, но и он смотрится впечатляюще на фоне отрицательной динамики в большинстве других стран. Спрос на природный газ в основном поддерживался за счет бытового потребления, которое в меньшей степени пострадало от пандемии и в первом полугодии продемонстрировало более чем 10%-ный рост в годовом выражении. Также отмечается, что потребление газа в сфере промышленности восстановилось до прошлогоднего уровня уже в конце июня.

А потребление электроэнергии в Поднебесной, по оценкам Китайской федерации электроэнергетических предприятий, в ушедшем году увеличилось на 4-5%.

Хотя Китай наращивает собственную добычу газа, он по-прежнему нуждается в значительных объемах импортного «голубого топлива». Ожидается, что добыча газа в КНР в 2020 году составит порядка 189 млрд м3, что на 9% выше, чем в 2019 году. А импорт, согласно прогнозу, будет находиться на уровне 140 млрд м3, при этом 50 млрд м3 придется на трубопроводный газ и 90 млрд м3 – на СПГ.

Неудивительно, что Россия планирует стать одним из крупнейших поставщиков газа в КНР. Напомним, в декабре 2019 года началась транспортировка «голубого топлива» с Чаяндинского месторождения в Китай по газопроводу «Сила Сибири». К сожалению, пандемия внесла свои корректировки в планы газового экспорта на восточном направлении. За первые восемь месяцев нынешнего года «Газпром» перекачал по новой магистрали лишь 2,3 млрд м3, хотя контракт предусматривал 5 млрд м3. Но уже осенью ситуация начала выравниваться, и в октябре суточные объемы поставок газа из России в Китай даже превысили контрактные обязательства.

Как заявил в июне председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, компания договаривается с партнерами из Китая об увеличении объемов транспортировки газа по новой магистрали на 6 млрд м3 – до 44 млрд м3 в год. «Рост поставок по «Силе Сибири» будет опережать динамику как импорта сжиженного природного газа, так и поставок центрально-азиатского газа в Китай», – подчеркнул Миллер.

Осенью 2020 года начался второй этап строительства газопровода «Сила Сибири» – сооружение участка от Ковыктинского до Чаяндинского месторождения. Новый участок должен быть сдан в эксплуатацию в конце 2022 года.

«Газпром» продолжает наращивание добычных мощностей на Чаяндинском месторождении в Якутии, служащим сырьевой базой для «Силы Сибири – 1». В частности, в 2020 году планировался ввод в эксплуатацию 103 газовых скважин, установки предварительной подготовки газа (УППГ-2) и установки мембранного выделения гелиевого концентрата. Кроме того, компания завершит расширение мощностей действующей установки комплексной подготовки газа (УКПГ-3).

«Газпром» также ведет работы по обустройству Ковыктинского месторождения в Иркутской области. В частности, осуществляет эксплуатационное бурение и расчистку площадки для сооружения первой УКПГ.

Одновременно с увеличением загрузки «Силы Сибири» прорабатываются и другие варианты обеспечения газовых поставок в Поднебесную, прежде всего – за счет строительства газопровода «Сила Сибири – 2». В марте 2020 года, в ходе встречи с президентом страны Владимиром Путиным, глава «Газпрома» Алексей Миллер предложил перейти к разработке технико-экономического обоснования и началу проектно-изыскательских работ для данного газопровода. И президент поддержал это предложение.

«Проведен предварительный технико-экономический анализ, который дал положительный ответ о том, что это целесообразно, экономически эффективно», – доложил глава «Газпрома» президенту страны. Миллер сообщил, что поставки газа будут ориентированы на рынок западного Китая. Их объем он оценил в 50 млрд м3 в год.

Впрочем, идея строительства второго газопровода в КНР не нова. Еще в 2015 году «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили соглашение об основных условиях трубопроводных поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай по «западному маршруту» (газопроводу «Сила Сибири – 2»). Изначально по данному маршруту планировалось перекачивать 30 млрд м3 газа в год.

Вначале предполагалось, что маршрут нового трубопровода пройдет через горный Алтай в восточные области Китая (так называемый проект «Алтай»). Однако этот проект подвергся существенной критике из-за сложностей его технической реализации, экологических проблем и высокой стоимости. Поэтому предпочтение было отдано другому варианту – транзиту через Монголию. В результате протяженность газопровода увеличится, но он будет проходить преимущественно по степным районам, что позволит уменьшить стоимость его сооружения. Еще одно преимущество данного варианта заключается в том, что российский газ будет сразу доставляться в густонаселенные области Центрального Китая. И, конечно, можно будет снабжать «голубым топливом» монгольских потребителей.

Еще в декабре 2019 года премьер-министр Монголии Ухнаагийн Хурэлсуха в ходе визита в Москву провел рабочие встречи с премьер-министром РФ Д.Медведевым и главой «Газпрома» Алексеем Миллером, по итогам которых объявил о старте проекта газопровода из России в КНР.

В августе 2020 года Алексей Миллер и вице-премьер Монголии Янгугийн Содбаатар подписали меморандум о намерениях в отношении создания компании специального назначения. Она будет учреждена в Монголии для разработки ТЭО проекта строительства и эксплуатации новой магистрали.

«Вы дали поручение по «Силе Сибири-2» начать проектно-изыскательские работы. Мы начали ПИРы и одновременно, конечно же, начали работу по монгольскому участку», – отчитался Алексей Миллер в ходе рабочей встречи с президентом Владимиром Путиным 16 сентября 2020 года.

Ожидается, что ТЭО проекта «Силы Сибири – 2» будет завершено в I-м квартале 2021 года, после чего состоится его обсуждение экспертами. Но уже очевидно, что ресурсной базой проекта могут стать месторождения Ямала и Надым-Пур-Тазовского региона ЯНАО, Ковыктинского месторождения и ресурсы Красноярского края.

Стоимость «Силы Сибири – 2», по оценке аналитиков, может достичь 1,3-1,5 трлн рублей. Вероятнее всего, основные затраты по проекту будут осуществлены после 2024 года, то есть по окончании процесса выхода «Силы Сибири – 1» на полную мощность.

Важным моментом является также то, что в проекте «Силы Сибири – 2» предусмотрено строительство перемычки с газопроводом «Сила Сибири – 1» (чего не было в предыдущем проекте «Алтай»). Ряд наблюдателей расценил это как тревожный знак – как свидетельство того, что ресурсная база «Силы Сибири – 1» (Чаяндинского месторождения) оказалась недостаточной для заполнения трубы. И, чтобы избежать срыва контрактов с Китаем, необходимо будет перебрасывать объемы газа из Западной Сибири в Восточную.

Но существует и другое объяснение. В ходе мартовской встречи с президентом страны Алексей Миллер подчеркнул, что перед «Газпромом» стоит задача объединения газотранспортных мощностей, которые уже есть в Восточной Сибири, с газопроводами европейской части России. «Без сомнения, это позволит обеспечить реверсные и аверсные поставки в том и в другом направлении, и еще больше повысит надежность газоснабжения наших российских регионов», – подчеркнул он. То есть, помимо обеспечения дальнейшей диверсификации экспортных поставок российского газа, «Сила Сибири – 2» должна решить и вторую важнейшую задачу – наконец-то соединить две изолированные газотранспортные системы страны и тем самым повысить надежность единой ГТС.