02 марта 2015 Статья

Обзор российского рынка нефтепродуктов за 02.03.15

Автор: Независимое агентство «АТР»
Разгон биржевых цен на нефтепродукты продолжился на минувшей неделе: индексы СПбМТСБ по бензинам выросли на 2,8–8,2%, по дизтопливу — на 2,7–6,2%, авиакеросину — на 10,5%.  Примечательно, что
столь резкое удорожание бензина зафиксировано в отсутствии значимых аварий и ремонтов на НПЗ.

Обзор российского рынка нефтепродуктовЦены на топливо пошли на вертикальный взлет

Разгон биржевых цен на нефтепродукты продолжился на минувшей неделе: индексы СПбМТСБ по бензинам выросли на 2,8–8,2%, по дизтопливу — на 2,7–6,2%, авиакеросину — на 10,5%. В минувшую пятницу разница между индексами Премиум-95 и Регуляр-92 составила 464 рубля, что на 1639 рублей меньше по сравнению с 20 февраля. Сокращение разницы между ценами высокооктановых бензинов, как правило, наблюдается во время недостатка товара на свободном рынке и ажиотажного спроса. В такие периоды основная задача состоит в том, чтобы успеть купить какой-либо бензин, а вопрос выбора между марками уходит на второй план.

Минимальный уровень биржевых индексов бензинов в этом году был зафиксирован 22 января. С 23 января по 27 февраля индекс для бензина Регуляр-92 вырос на 21,4%, или на 6047 рублей, для Премиум-95 — на 10,9%, или на 3435 рублей. Примечательно, что столь резкое удорожание бензина зафиксировано в отсутствии значимых аварий и ремонтов на НПЗ.

Взлет цен: только рынок и никаких манипуляций?

Если смотреть исключительно на экономическую подоплеку ситуации, сложившейся на биржевом и мелкооптовом рынке (в мелком опте цены тоже начали бурно расти), то вопросов к нефтяным компаниям возникнуть вроде бы не должно. С середины января биржевые цены на автобензин, авиакеросин и дизельное топливо были ниже экспортного паритета. Поскольку экспорт нефтепродуктов оказался выгоднее их реализации на внутреннем рынке, нефтяные компании повернули потоки товара на внешние рынки. Так, в январе среднесуточный экспорт автомобильного бензина составлял 15,5 тыс. т/сут., а с 1 по 26 февраля — 18,1 тыс. т/сут. На российском рынке сократилось предложение, и нефтепродукты начали дорожать. Это стандартная логика, она соответствует базовым экономическим принципам.

Налоговый маневр ухудшил экономику переработки нефти на белорусских НПЗ. Из-за маневра белорусским переработчикам стало выгодно поставлять нефтепродукты в направлении России лишь при сравнительно высоких ценах на рынке РФ. С понедельника по четверг прошедшей недели экспортный паритет для Регуляр-92 производства Мозырского НПЗ на станции Злынка-Экспорт составлял 36680–38250 ₽/т. При ценах на рынке России ниже этого уровня белорусским производителям выгоднее поставлять бензин в Северо-Западную Европу. Эти закономерности в полной мере нашли отражение в статистике. В январе из Беларуси в Россию поставлялось 3,2 тыс. т/сут. автобензина, а 1–26 февраля — лишь 1,57 тыс. т/сут.

Поставки белорусского бензина в Россию в феврале практически прекратили крупные российские давальцы. «Татнефть» в I квартале 2015 года не осуществляет давальческую переработку нефти на Новополоцком НПЗ. По данным трейдеров, давальческую переработку также приостановили «Интерсервис» и «Энерго-ойл».

Налоговый маневр сделал более выгодным экспорт сырой нефти, и неудивительно, что нефтяные компании увеличили объемы экспорта сырья в январе–феврале. Участники рынка ожидают сокращения объемов переработки нефти в марте из-за резкого роста ее внутренней цены.

Есть еще один фактор — пресловутые «ножницы Кудрина». В январе действовали сравнительно высокие ставки экспортных пошлин на фоне низких цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке. Это привело к тому, что бензины было невыгодно отгружать на экспорт, в результате на российском рынке наблюдался профицит. Однако в феврале нефть и нефтепродукты начали дорожать, а пошлины, напротив, снизились, что привело к увеличению привлекательности экспортных поставок нефтепродуктов. Это означает, что российские и белорусские производители продолжат активно экспортировать нефтепродукты, если только мировые цены на нефть и нефтепродукты не упадут, и внутренний рынок не станет привлекательнее.

Подробнее в Обзоре российского рынка нефтепродуктов за 24.02.15