Обзор российского рынка нефтепродуктов за 02.03.15
столь резкое удорожание бензина зафиксировано в отсутствии значимых аварий и ремонтов на НПЗ.
Цены на топливо пошли на вертикальный взлет
Разгон биржевых цен на нефтепродукты продолжился на минувшей неделе: индексы СПбМТСБ по бензинам выросли на 2,8–8,2%, по дизтопливу — на 2,7–6,2%, авиакеросину — на 10,5%. В минувшую пятницу разница между индексами Премиум-95 и Регуляр-92 составила 464 рубля, что на 1639 рублей меньше по сравнению с 20 февраля. Сокращение разницы между ценами высокооктановых бензинов, как правило, наблюдается во время недостатка товара на свободном рынке и ажиотажного спроса. В такие периоды основная задача состоит в том, чтобы успеть купить какой-либо бензин, а вопрос выбора между марками уходит на второй план.
Минимальный уровень биржевых индексов бензинов в этом году был зафиксирован 22 января. С 23 января по 27 февраля индекс для бензина Регуляр-92 вырос на 21,4%, или на 6047 рублей, для Премиум-95 — на 10,9%, или на 3435 рублей. Примечательно, что столь резкое удорожание бензина зафиксировано в отсутствии значимых аварий и ремонтов на НПЗ.
Взлет цен: только рынок и никаких манипуляций?
Если смотреть исключительно на экономическую подоплеку ситуации, сложившейся на биржевом и мелкооптовом рынке (в мелком опте цены тоже начали бурно расти), то вопросов к нефтяным компаниям возникнуть вроде бы не должно. С середины января биржевые цены на автобензин, авиакеросин и дизельное топливо были ниже экспортного паритета. Поскольку экспорт нефтепродуктов оказался выгоднее их реализации на внутреннем рынке, нефтяные компании повернули потоки товара на внешние рынки. Так, в январе среднесуточный экспорт автомобильного бензина составлял 15,5 тыс. т/сут., а с 1 по 26 февраля — 18,1 тыс. т/сут. На российском рынке сократилось предложение, и нефтепродукты начали дорожать. Это стандартная логика, она соответствует базовым экономическим принципам.
Налоговый маневр ухудшил экономику переработки нефти на белорусских НПЗ. Из-за маневра белорусским переработчикам стало выгодно поставлять нефтепродукты в направлении России лишь при сравнительно высоких ценах на рынке РФ. С понедельника по четверг прошедшей недели экспортный паритет для Регуляр-92 производства Мозырского НПЗ на станции Злынка-Экспорт составлял 36680–38250 ₽/т. При ценах на рынке России ниже этого уровня белорусским производителям выгоднее поставлять бензин в Северо-Западную Европу. Эти закономерности в полной мере нашли отражение в статистике. В январе из Беларуси в Россию поставлялось 3,2 тыс. т/сут. автобензина, а 1–26 февраля — лишь 1,57 тыс. т/сут.
Поставки белорусского бензина в Россию в феврале практически прекратили крупные российские давальцы. «Татнефть» в I квартале 2015 года не осуществляет давальческую переработку нефти на Новополоцком НПЗ. По данным трейдеров, давальческую переработку также приостановили «Интерсервис» и «Энерго-ойл».
Налоговый маневр сделал более выгодным экспорт сырой нефти, и неудивительно, что нефтяные компании увеличили объемы экспорта сырья в январе–феврале. Участники рынка ожидают сокращения объемов переработки нефти в марте из-за резкого роста ее внутренней цены.
Есть еще один фактор — пресловутые «ножницы Кудрина». В январе действовали сравнительно высокие ставки экспортных пошлин на фоне низких цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке. Это привело к тому, что бензины было невыгодно отгружать на экспорт, в результате на российском рынке наблюдался профицит. Однако в феврале нефть и нефтепродукты начали дорожать, а пошлины, напротив, снизились, что привело к увеличению привлекательности экспортных поставок нефтепродуктов. Это означает, что российские и белорусские производители продолжат активно экспортировать нефтепродукты, если только мировые цены на нефть и нефтепродукты не упадут, и внутренний рынок не станет привлекательнее.
Подробнее в Обзоре российского рынка нефтепродуктов за 24.02.15
О потребностях и перспективе нефтепереработки НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Рафинатом Яруллиным, Генеральным директором, сопредседателем научно-технического совета АО «Татнефтехиминвест-холдинг».
О перспективах развития сектора ВИЭ в России и мире в условиях глобального энергетического кризиса НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с директором Ассоциации развития возобновляемой энерге- тики (АРВЭ) Алексеем Жихаревым.
События последних месяцев перечеркнули все существующие прогнозы экономического развития России. Страна оказалась в условиях, когда есть риск оказаться откинутой на десятилетия назад. Автор данного материала полагает, что именно достижение углеродной нейтральности может стать тем путем, который...
В статье сформированы и проанализированы сценарии для европейского газового рынка на 2022- 2025 годы. Они основаны на гипотезах о разных объемах трубопроводных поставок из России, импорта СПГ, а также перспективах собственной добычи, включая восстановление добычи на Гронингенском месторождении...
Начало октября ознаменовалось целым рядом событий, которые указывают на серьезные преобразования, происходящие на мировом нефтяном рынке. Решение ОПЕК+ о снижении квот на добычу сразу на два млн баррелей в сутки при стабильном спросе не имеет аналогов в истории. Впервые стало возможным говорить...
Схема атлантического нефтеэкспорта и встречных, хотя подчас неровных, платежей либо взаимозачетов с участием Москвы, Каракаса и Гаваны – снова на первых полосах деловых СМИ. Топливно-сырьевой мост, родившийся на гребне «холодной войны», но затем исчезнувший, сейчас восстанавливается. Речь, однако, уже...
Использование термических методов воздействия на пласт позволяет значительно увеличить добычу нефти за счет вовлечения в производство нефтематеринских пород. Для доставки теплоносителя к пласту в оптимальном диапазоне температур с устья скважины необходимо обеспечить минимальные тепловые потери по...
О перспективах развития Арктики и СМП НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Алексеем Фадеевым, д.э.н., исполнительным директором Ассоциации полярников Мурманской области, профессором Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского университета Петра Великого.
В этом году случилось множество дерзких хакерских атак на предприятия как с целью получения выкупа, так и с идеологическими мотивами. Корпоративная защита в условиях новой киберреальности сталкивается с огромным количеством вызовов, многие из которых можно классифицировать, предугадать и предотвратить....
О том как компания реагирует на актуальные вызовы мировых рынков, а также о реализации идей экономики замкнутого цикла «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Павлом Ляховичем, членом правления – исполнительным директором ООО «СИБУР».
Экономика замкнутого цикла – концепция с разумными постулатами, но неочевидными маршрутами следования. Задача статьи – оценить реалистичность идей «экономики замкнутого цикла» с учетом всех существующих политических и технологических барьеров, с которыми сегодня сталкиваются даже самые продвинутые...
На экономику замкнутого цикла можно посмотреть с точки зрения принципов и соответствующих решений, которые ее апологеты намерены распространить на всю экономику нашей планеты. Мы обычно думаем о том, что ЭЗЦ – это только про то, как превратить отходы в доходы. Это не совсем так. Замкнутый цикл ...
Переработка нефтешламов может быть коммерчески выгодным процессом для производств. Для этого необходима корректировка законодательства, поддержка технологических компаний, стимулирование венчуров. На примере одного кейса показано, как отходы ТЭК можно трансформировать в доходы.
Санкции, введенные против России после февраля 2022 г., изменили условия функционирования газового рынка Европы и российской газовой отрасли. Поставки природного газа из России в Европу по разным причинам сокращаются, цены на природный газ растут, а европейский энергетический кризис усугубляется....
Для европейского рынка отказ от российского газа сопоставим с запуском двойного суперцикла производства СПГ в США. Нужно ли это США? Потянет ли Европа? Интрига пока сохраняется
Пока покупатели и продавцы СПГ ожидают роста его рынка, перевозчики размещают рекордные по объемам и стоимости заказы на строительство газовозов. Одновременно в России готовятся новые логистические схемы для транспортировки газа.
Планы России по развитию Северного морского пути можно смело назвать грандиозными. Но модель будущего СМП пока представлена в виде очень абстрактных мазков. Одна из причин – стремительно меняющаяся с февраля 2022 года реальность, которая делает неочевидными классические параметры расчетов – спрос...
Европа, игнорируя мировой энергетический кризис, упорно движется по пути отказа от транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Переходу на электромобили мешает многократный рост цен на литий, а также непредсказуемо дорожающая электроэнергия. Россия же продолжает копировать подход...
В феврале 2016 года начался экспорт СПГ США, и сразу же последовали попытки вытеснить им российский природный газ в Европе – на основном для нашего газа экспортном рынке. По мнению автора, США с помощью младоевропейцев (восточноевропейских стран ЕС) выстраивают и реализуют стратегию проникновения американского...
С 26 сентября в газовой отрасли только и разговоров, что о «Северных потоках». Точнее – о неизвестно откуда взявшихся повреждениях, которые привели к утечкам на четырех нитках газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с экспертами и представителями...
В течение последних месяцев Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) преследуют технические и юридические сложности. На этом фоне было высказано много различных предположений участниками рынка, и были сделаны громкие политические заявления. Амбициозность некоторых заставляла задуматься о неизвестных...
Альтернативный маршрут транспортировки нефти Казахстана через Азербайджан, о необходимости создания которого 16 лет говорит Нур-Султан (Астана), по-прежнему можно воспринимать как «восточные легенды, сказки, тосты».
По берегам Атлантики PR-фирмы и службы корпоративных связей «витийствуют» в поисках выхода из остро конфликтной обстановки в мировой энергетике. В большинстве своем они «закрашивают в зеленый цвет» дела и планы ТЭК, который подстраивается под климатический фон. Но вот беда: топливные санкции против...
ХМАО-Югра считается основным нефтегазоносным регионом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Как сегодня обстоят дела с добычей? Наблюдаются ли какие-то особенности в связи с новыми глобальными рыночными условиями? «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с руководителем Научно-аналитического...
Расширение возможностей нефтепереработки при стабильном спросе – создание высокотехнологичных материалов для дорожного покрытия. Для этого могут быть использованы тяжелые нефти, вторичное сырье, а также инновационные добавки. Подобное направление также может рассматриваться в фокусе циркулярной экономики....