Статья

О драйверах развития нефтегазового машиностроения

Автор: РОМАН ПАНОВ, Первый вице-президент Газпромбанка
Углеводородное сырье сегодня играет важнейшую роль в глобальной экономике, и пока нет никаких оснований думать, что в среднесрочной перспективе эта ситуация изменится. Россия с ее гигантскими запасами нефти и газа очевидно является мировой энергетической супердержавой, а ее сырьевой потенциал – важным элементом всей мировой экономической системы. В то же время ставшее весьма популярным у ряда участников рынка использование весьма нерыночных инструментов в конкурентной борьбе прямым образом сказывается на российском нефтегазовом секторе.

Да, российские нефтегазовые компании адаптировались к новым условиям бизнеса: налоговые льготы, крупные инвестиции и девальвация рубля обеспечили рекордную добычу и рост финансовых показателей в последние годы, но в среднесрочной перспективе поддержание уровня нефтедобычи выглядит неоднозначно. На фоне ухудшения качества российских запасов это становится технологически сложной задачей, и в ситуации, когда у российских компаний имеется дефицит собственных разработок в этой сфере, введения новых льгот или финансовых вливаний со стороны государства будет недостаточно. При существующем ограничении доступа к западным решениям реализация программы импортозамещения технологий и оборудования просто необходима для обеспечения энергетической безопасности России.

Газпромбанк с момента своего основания является в значительной степени инвестиционным банком, в стратегические задачи которого входит создание условий для экономического роста и инвестиций в крупнейшие проекты развития нефтегазовой отрасли России, в частности, высокотехнологичного нефтегазового машиностроения, в котором наша страна может и должна быть мировым лидером.

Для решения этой задачи наш банк выступил партнером и основным инвестором знаменитого Уралмашзавода в проекте по созданию машиностроительного холдинга мирового уровня, который сможет, в том числе, обеспечивать потребности заказчиков в нефтесервисном оборудовании. Это необходимо также в связи с планируемым интенсивным освоением территорий Тазовской, Обской и Гыданской губ, Енисейского залива, так как у отечественных нефтегазовых компаний существует потребность в мобильных и легких модульных буровых установках грузоподъемностью до 650 тонн.

Буровая техника, приобретенная еще в начале 90-х годов прошлого столетия, работает на износ, и в ближайшее время она должна пойти на списание. Потенциальные заказчики выдвигают, казалось бы, взаимоисключающие требования: установка должна быть легкой для возможности транспортировки вертолетом, крайне прочной для столь высокой нагрузки и работать в условиях экстремально низких температур и сильных ветров. Уралмашзавод сегодня способен удовлетворить все указанные требования, спроектировать и произвести такое буровое оборудование, которое будет качественно отличаться от предложений, например, китайских конкурентов.

Рынок нефтегазосервиса стратегически важен для государства: чем меньше мы зависим от внешних факторов, тем меньше подвержены рискам. Кроме того, этот рынок может стать драйвером опережающего роста целого ряда отраслей, с выводом России на передовые технологические позиции по части нефтегазового оборудования и технологий. Уверен, что сейчас российскому машиностроению необходимо в полной мере использовать наши конкурентные преимущества, наши ноу-хау и отличную инженерную школу.

Например, отечественная металлургия имеет огромный задел в решении такой технологической проблемы, как обеспечение стабильности сплавов в условиях низких температур. Также машиностроение создало огромный список сплавов, исчисляемый тысячами марок, каждый из которых обладает особыми свойствами. Промышленный кластер российских предприятий способен не только разработать, но и произвести металлы с заданными уникальными свойствами, позволяющими производить буровое оборудование для безопасного освоения арктических месторождений.

Газпромбанк делает ставку на производство импортозамещающих технологий в нефтегазовом машиностроении. Банк структурирует соглашения, выступает организатором сделок для масштабных проектов, по сути, являясь сегодня драйвером развития машиностроения страны.

Также одним из важнейших факторов для поддержания объемов нефтедобычи является технология гидроразрыва пласта (ГРП), которая продолжает совершенствоваться в сторону проведения многостадийного ГРП. Очевидно, что реализация планов по добыче на нетрадиционных и сланцевых объектах, добыче в Арктике и поддержанию добычи на действующих месторождениях потребует разработки и производства собственного российского оборудования для многостадийного ГРП.

Особое внимание требует и развитие технологий, востребованных в том числе и в downstream. Доступ к таким технологиям в связи с внешними политическими факторами стал ограничен, но они, тем не менее, необходимы для реализации удаленных и арктических проектов и востребованы независимыми нефтедобывающими компаниями. Сегодня переработка нефти по существующей технологии дает выход до 60% светлых нефтепродуктов. Реализация проекта по разработке и производству малых установок подготовки нефти позволит получить дополнительно до 30% светлых нефтепродуктов, таких как бензин и дизель. Это высокотехнологичные разработки на стыке передовой физики и химии, с производством конечного продукта в виде модульной транспортабельной установки, готовой к поставке непосредственно на месторождение заказчика.

Развитие внутреннего рынка производства – задача государственного уровня. Для производителей оборудования, нефтесервиса и нефтегазовых компаний необходимо создать и гарантировать особые условия, позволяющие им значительно нарастить объемы производства, так как огромные средства, которые компании тратят на перевооружение, либо помогут развитию российской промышленности, либо будут направлены на приобретение импортного, в первую очередь китайского, оборудования.

РОМАН ПАНОВ

Государство многое делает и для стимулирования нефтедобычи (прежде всего, за счет оптимизации налоговой политики и развития инфраструктуры слаборазвитых, но перспективных газонефтеносных областей и районов), и для развития импортозамещающих технологий в нефтесервисе. При этом производителям оборудования все же не хватает доступа к заемному финансированию на приемлемых условиях.

Мы полагаем, что среди самых эффективных и действенных мер промышленной политики было бы расширение механизмов по субсидированию процентной ставки по кредитам для участников рынка, а также облегчение доступа к отраслевым субсидиям в рамках государственных программ и субсидирование части затрат (прежде всего, на условиях государственно-частного партнерства) на проведение НИОКР. Газпромбанк, со своей стороны, также активно работает с государственными органами и компаниями отрасли для создания полноценного и устойчивого спроса на конкурентную по своим основным характеристикам продукцию отечественных производителей нефтегазового оборудования и технологий. Уверен, что только совместные усилия и плотное взаимодействие позволяют нам обеспечить синергию для дальнейшего устойчивого развития российского нефтегазового сектора, а также промышленности и в целом экономики страны.