Неуловимый ПНГ
Классическая проблема экологии
Как отметил президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль, за последние годы, с момента принятия постановления Правительства по поводу ПНГ, сделано немало. Уровень использования попутного нефтяного газа сегодня достигает 83-84%. Однако более точной статистики не существует, поскольку измерительные приборы имеют низкую эффективность. По оценкам Г.Шмаля, сегодня на факелах сжигается 14-15 млрд м3 ПНГ в год.
Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин подчеркнул, что руководство Палаты активно поддерживает общественную дискуссию на эту важнейшую тему. Оно также приложит все усилия к тому, чтобы зафиксировать все точки зрения и инициативы, систематизировать и обобщить их в виде рекомендаций и предложений для последующего направления в органы законодательной и исполнительной власти.
Директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц напомнил, что эффективное использование и прекращение сжигания попутного газа является классической проблемой экологии. Выступая 30 марта на арктическом форуме в Архангельске, президент Финляндии Саули Нийнисте заметил, что глобальное сжигание ПНГ (примерно 147 млрд м3 в год) в 40 раз превышает объемы потребления газа в его стране.
Многие нефтедобывающие государства осознают свою долю ответственности за «судьбу» попутного газа. В России ситуация с ПНГ в последние годы также улучшилась. Тем не менее, остаются острые нерешенные проблемы. В первую очередь, это вопрос точности учета, то есть соотношения данных компаний, государства и независимого мониторинга. Крайне тревожным является тот факт, что, согласно официальной отчетности, ситуация улучшается из года в год, а согласно результатам спутникового мониторинга происходит увеличение объемов сжигания.
Таинственное исчезновение
Тему точности данных об утилизации ПНГ продолжил руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников.
Он отметил, что в постсоветский период объем извлечения ПНГ в России начал увеличиваться с середины 1990-х годов . Согласно официальной статистике, он вырос с 25 млрд м3 в 1995 году до 69,7 млрд м3 в 2016-м. Факторами, оказывающими прямое влияние на этот процесс, стали рост добычи нефти в новых регионах (в первую очередь, в Восточной Сибири) и внедрение систем учета ПНГ на уже действующих месторождениях.
При этом, несмотря на наметившуюся в последние годы позитивную тенденцию снижения объемов сжигания ПНГ, текущая экономическая ситуация (низкие цены на нефть и газ) оказывает негативное влияние на положение дел в этой области.
Согласно данным ЦДУ ТЭК, добыча ПНГ в 2015 и 2016 годах заметно сократилась по сравнению с максимальным значением, достигнутым в 2014 году. Однако в указанный период условия добычи нефти не подверглись заметным изменениям – не вводились в разработку новые месторождения с качественно иными характеристиками сырья. Поэтому было бы логично ожидать, что масштабы извлечения ПНГ будут соответствовать объему добываемой нефти. Однако наблюдается иная картина: производство нефти сократилось с 2014 по 2016 год менее чем на 3%, а объем получаемого ПНГ – более чем на 8,5%. Такое расхождение динамики неизбежно вызывает вопросы о достоверности данных. Куда же таинственным образом «исчез» ПНГ?
Вместе с тем, существенного увеличения доли полезного использования попутного газа не происходило вплоть до 2014 года. Начиная с 2000-х годов этот показатель держался на стабильном уровне – в пределах 73-79%. И лишь в 2014-2015 годах он повысился до 85-86% (согласно публичной отчетности компаний).
Представители правительства заявляют, что уровень переработки ПНГ в 2016 году достиг 90%. В качестве причины такого заметного уменьшения объемов сжигания ПНГ правительственные эксперты упоминают принятые в июле 2014 года поправки к закону «Об охране окружающей среды». Согласно им, предприятие обязано устанавливать свои технологические нормативы на уровне применения наилучших доступных технологий (НДТ). Закон ставит в прямую зависимость скорость, с которой компания внедряет НДТ, и размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Общий объем инвестиций в повышение уровня полезного использования ПНГ был оценен правительством в 200 млрд рублей. Министерство энергетики ожидает, что целевой показатель утилизации попутного газа в 95% будет достигнут к концу текущего десятилетия.
Таким образом, согласно статистической информации, которой оперируют представители Минприроды и Минэнерго, в стране по-прежнему происходит повышение уровня использования ПНГ. Однако данные, полученные с помощью методов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) свидетельствуют, что начиная с 2014 года в России наблюдается существенный рост объемов сжигания ПНГ.
Такое расхождение оценок, по мнению А.Книжникова, связано с недостатками системы измерений и учета ПНГ в России.
Им сверху видно все
Начиная с 1970-х годов широкое распространение получили методы мультиспектрального дистанционного зондирования поверхности Земли с геостационарных и низкоорбитальных спутников. Первоначально они служили для ночных наблюдений за облачным покровом и лесными пожарами. Однако качественное улучшение сенсоров, рост числа спутников и облегчение доступа к данным ДЗЗ позволили применять эти методы для проведения широкого спектра научных и прикладных исследований. В том числе, в сфере климатологии, экологии, демографии и экономики.
Систематические ночные наблюдения за поверхностью Земли велись непрерывно с 1992 года с использованием спутников DMSP. По результатам многолетних наблюдений в 2009 году был разработан метод оценки объемов сжигаемого ПНГ по странам. Оказалось, что они в целом стабильны и составляют примерно 150 млрд м3 в год. Согласно данным этого анализа, Россия неизменно занимала первое место по масштабам сжигания ПНГ, достигнув максимальных показателей в 2005 году (это согласуется с официальной статистикой).
В 2011 году совместными усилиями Национального управления океанических и атмосферных исследований США и NASA был запущен спутник Suomi NPP, первый в серии Joint Polar Satellite System (JPSS). Данные наблюдений, проводимых этими спутниками, могут приниматься на наземных станциях несколько раз в день. На спутниках устанавливается мультиспектральная камера, которая позволяет вести высокочувствительные наблюдения ночной поверхности Земли.
Сразу после этого было начато создание карт стабильных ночных огней (СНО), в категорию которых попадают и факелы ПНГ. Из-за существенно более высоких чувствительности и разрешения новых сенсоров резко увеличился объем данных, которые было необходимо обрабатывать. Поэтому ранее применявшаяся методика была существенно изменена. Первая версия карты средней яркости ночных огней Земли была представлена в декабре 2012 года.
За одни сутки новая система ДЗЗ детектирует порядка 20 тыс. событий, которые можно условно разделить на «горячие» (электрические огни и газовые факелы) и «теплые» (пожары, вулканы и высокотемпературные производства – например, плавильные или цементные печи).
Сопоставление данных спутникового мониторинга и ГИС позволяет уточнить координаты факела (точность до 50 метров). А при условии осуществления калибровки можно даже сделать вывод об абсолютных объемах сжигания ПНГ с точностью до 20% (хотя точность измерения для каждого отдельного факела существенно выше).
На территории России также развернута сеть государственных, научных и коммерческих станций, позволяющая получать данных мультиспектрального наблюдения. Для обработки такого потока данных в 2016 году в Институте космических исследований РАН началась разработка специальной технической платформы. Полученная информация может быть использована, в том числе, для формирования каталога факелов. Это позволит оценить динамику сжигания ПНГ по отдельным месторождениям и по стране в целом.
Всем миром против факелов
По мнению представителей Всемирного фонда дикой природы, решить проблему ПНГ поможет зарубежный опыт. В апреле 2015 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Президент Всемирного Банка Джим Ён Ким объявили о начале совместной инициативы «Полное прекращение регулярного факельного сжигания ПНГ к 2030 году» (Zero Routine Flaring by 2030 Initiative). Эта инициатива объединяет правительства, нефтяные компании и прочие структуры, которые готовы объединить усилия для решения этой важной проблемы.
На конец 2016 года к этой инициативе примкнули уже 22 правительственных организации, 29 нефтедобывающих компании и 13 институтов развития. Как подчеркивает Всемирный фонд дикой природы, несмотря на различия в целях, подходах и используемых инструментах, участники инициативы едины в главном: непродуктивное сжигание попутного нефтяного газа не соответствует задачам устойчивого развития.
В ходе многолетних исследований, проводимых специалистами Национального управления океанических и атмосферных исследований США с использованием ресурсов, предоставленных NASA, было установлено, что объем непродуктивно сжигаемого попутного нефтяного газа колоссален. Он достигает 3,5% от мирового объема добычи природного газа (примерно 140 млрд м3). А количество образующейся при этом двуокиси углерода составляет примерно 10% от объема выбросов стран Евросоюза.
Правительства, которые присоединились к инициативе, обязуются сформировать устойчивую законодательную, правовую и инвестиционную среду, способствующую привлечению инвестиций в инфраструктуру переработки ПНГ. Они также содействуют формированию спроса на продукты его переработки. Это позволит нефтедобывающим компаниям реализовывать свои проекты по прекращению непродуктивного сжигания ПНГ на стабильной основе.
Кроме того, правительства будут требовать, чтобы планы по освоению новых месторождений включали в себя мощности по полной переработке ПНГ или по его консервации путем обратной закачки в пласты.
В свою очередь, нефтяные компании, присоединившиеся к инициативе, возьмут на себя обязательства полностью прекратить сжигание ПНГ на своих месторождениях, даже если они были введены в разработку до принятия упомянутого соглашения.
Организации, связанные с институциональным развитием, создадут финансовые рычаги для осуществления намеченных договоренностей.
Россия пока в стороне
Реализация упомянутой инициативы позволит монетизировать ценные углеводородные ресурсы, что соответствует интересам как нефтедобывающих компаний, так и правительств. При этом будет снижено негативное воздействие на окружающую среду. Наиболее удачные практики могут послужить образцом для адаптации. Причем это относится не только к собственно технологиям добычи и переработки нефти и ПНГ, но и к механизмам финансирования соответствующих проектов, а также к мерам законодательного обеспечения.
Де-факто объединенными усилиями правительств и бизнеса происходит выработка новых индустриальных стандартов. Компании начинают более активно применять инновации, связанные с монетизацией попутного газа. Это дает толчок к развитию передовых технологий нефтедобычи и нефтепереработки. А благодаря «сетевому» сотрудничеству в рамках инициативы и поддержке правительственных структур эти инновации быстро распространяются на всю отрасль.
Наконец, облегчается взаимодействие нефтяных компаний с международными банковскими организациями, финансирующими проекты, связанными с нефтедобычей.
В настоящий момент Россия участвует в упомянутой инициативе только на уровне правительства. Но каких-либо активных действий в ее рамках пока не наблюдается. По мнению Всемирного фонда дикой природы, это является серьезным упущением как со стороны государственных структур, так и нефтяных компаний.
Многие российские ВИНК уже осуществляют нефтедобычу и переработку ПНГ с показателями, соответствующими тем, что содержатся в тексте инициативы. И поэтому глупо упускать такую хорошую возможность заявить о своих достижениях в этой области и одновременно получить доступ к экспертной и информационной поддержке на международном уровне.
Поэтому Всемирный фонд дикой природы призывает российские нефтедобывающие компании и банки развития присоединиться к Zero Routine Flaring by 2030 Initiative.
с Алексеем Панкиным, директором «ХЕТЕНГ-инжиниринг-БЕЛ».
не попадает на рынок. Кто зарабатывает на этом? И о чем говорит текущий тренд?
дорог страны. Создание «перевозчика без вагонов», потеря доходности железнодорожной монополией,
рост доли логистических издержек во всех отраслях экономики страны – малая часть результатов неудачного реформирования...
от доллара и перейти на расчеты в другой валюте или бартером? Чем можно обеспечить рубль? Четкие
ответы на эти вопросы хотелось бы услышать от министра финансов. Но главный по госбухгалтерии предпочитает...
побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи?
нефтегазовому блоку Азери-Чираг-Гюнешли, с которого в Азербайджане ведут отсчет новой нефтяной
эры – третьей в энергетической истории страны (первая – XIX век, начало промышленной добычи нефти...
Турция строит судоходный канал, параллельный Босфору. Этот проект уже стал долгостроем: его...
15 лет тому назад новости о Штокмановском проекте были в фокусе внимания прессы. Речь шла о реализации проекта по освоению уникального Штокмановского газоконденсатного месторождения с запасами газа в 3,9 триллиона кубометров и строительстве трех очередей завода СПГ у поселка Териберка на берегу Баренцева...