Статья

Нефтяной пролог Сибириады

К 60-летию открытия первой нефти в Западной Сибири
Автор: АЛЕКСАНДР МАТВЕЙЧУК, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН
Первого сентября этого года труженики российского ТЭК в 54-й раз отмечают День работников нефтяной и, газовой и топливной промышленности. Этот профессиональный праздник был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1965 года, и его предписано отмечать «ежегодно в первое воскресенье сентября месяца». В значительной степени данное решение правительства было вызвано развертыванием широкомасштабного освоения богатейших природных кладовых «черного золота» Западной Сибири, открытием Трехозерного, Усть-Балыкского, и Мегионского месторождений, а также гигантского Самотлора. Однако своеобразным прологом к этому стала добыча первой тонны западносибирской нефти в сентябре 1959 года недалеко от селения Шаим.

Долгий путь к сибирской нефти

История создания крупнейшего в мире Западносибирского нефтегазового комплекса содержит множество ярких страниц, рассказывающих о героической работе первопроходцев: геологов, нефтяников и газовиков. В 1932 году академик Иван Губкин выдвинул пророческую идею о необходимости планомерных поисков нефти на восточном склоне Уральского горного хребта. Потребовалось семь лет, чтобы руководство отрасли решило все же обратиться к этому предложению.

22 ноября 1939 года был подписан приказ наркома нефтяной промышленности СССР Л.М. Кагановича «О расширении разведочных работ на нефть в Сибири». Данный документ устанавливал конкретные сроки для организации комплексной геофизической экспедиции в Западную Сибирь и подготовки технической базы нефтепоисковых работ на четырех перспективных площадях региона. В первую очередь было запланировано проведение крелиусного бурения (колонковое бурение малыми диаметрами до глубины 1000 м) на 12 участках. Однако с началом Великой Отечественной войны эти планы по понятным причинам так и не были не осуществлены в полной мере.

foto

Вскоре после победы СССР над нацистской Германией перспективный нефтегазоносный регион оказался в зоне внимания ученого сообщества. 4 июля 1945 года Комплексная комиссия по нефти и газу при Президиуме Академии наук СССР приняла постановление «О перспективности нефтеносности Западной Сибири». В нем говорилось: «Проведенными работами за прошлые годы организациями Наркомнефти, Комитета по делам геологии и Трансбура установлены основные черты геологического строения и перспективы нефтеносности Западной Сибири... Работы, проведенные до войны, позволили провести геотектоническое районирование всей территории Западной Сибири, выявив зоны, наиболее благоприятные для поисков нефти и газа...».

Комиссия АН СССР призвала правительство: «Восстановить ранее существовавшие геолого-разведочную и геофизическую организации для выполнения поисковых и разведочных работ на нефть в Западной Сибири... Разработать конкретный план по нефти и природному газу в Западной Сибири с использованием выходов сводных работ по перспективам нефтеносности...» Здесь же содержался призыв к активному осуществлению маршрутных геологических и комплексных геофизических исследований, а также к бурению опорных геологических скважин.

В поисках союзника в решении этого вопроса вице-президент Академии наук СССР Иван Бардин 15 сентября 1945 года обратился с письмом к наркому нефтяной промышленности Николаю Байбакову. В нем содержалась убедительная аргументация, доказывающая необходимость возобновления геологоразведочных работ в Западной Сибири, начатых в 1940 году и свернутых во время Великой Отечественной войны.

1фото

Еще несколько лет в отраслевых ведомствах шли дискуссии по этому вопросу, и, наконец, 21 апреля 1948 года был подписан приказ №108 по Главному управлению нефтяной геологии Министерства геологии СССР «О развитии геолого-разведочных работ на нефть и газ в Западной Сибири и неотложной помощи Центральной Западно-Сибирской нефтеразведочной экспедиции – о бурении опорных скважин».

17 июня 1948 года был издан новый приказ, №375, по тому же министерству – «Об утверждении Западно-Сибирской экспедиции по разведке нефти и природных газов – круглогодичной».

Существенную помощь в определении основных направлений геолого-разведочных работ в регионе оказало состоявшееся в конце ноября 1950 года в Новосибирске совещание геологов, геофизиков, нефтяников Министерства геологии и АН СССР. Его участники рассмотрели вопрос «Об изученности перспектив газонефтеносности и направлении поисково-разведочной работ на 1951 год в районах Западной и Восточной Сибири, Якутской АССР и Дальнего Востока».

И, наконец, три последующих года настойчивой, трудной работы принесли свои долгожданные плоды. 21 сентября 1953 года опорная скважина Р-1 вблизи старинного сибирского села Березово дала мощный фонтан природного газа, подтвердив перспективу нефтегазоносности региона и тем самым обеспечив мощный импульс для широкомасштабных поисковых работ в Западной Сибири. В начале 50-х годов ХХ века на тюменских просторах приступили к активной работе тресты «Тюменьнефтегеология» и «Запсибнефтегеофизика».

Первая нефть на Конде

В конце 50-х годов руководство Тюменского геологического управления, во главе которого находился известный геолог Юрий Эрвье (1909–1991), определило в качестве одного из перспективных районов для проведения геологоразведочных работ на нефть территорию Кондинской впадины. Она расположена в Кондинском районе Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области. В июне 1959 года сюда прибыла бригада бурового мастера Семена Урусова (1926–1991) из Приуральской комплексной геологоразведочной экспедиции. Это был коренной сибиряк, он родился в д. Гилевка Ялуторовского района Тюменского округа Уральской области. Его юность пришлась на годы Великой Отечественной войны, он храбро сражался в рядах Советской Армии, был отмечен орденом и несколькими медалями. После войны успешно работал бурильщиком, а затем буровым мастером в ряде геологических экспедиций.

Место для первой буровой скважины П-2 было определено в 25 км от небольшой деревни Шаим. Вначале буровое оборудование было доставлено по реке на барже, а затем по пробитой просеке и далее через болота, устланные сосновыми слегами, с помощью тракторов. Бригада Семена Урусова состояла из семи человек. Приступив к работе, они верили, что обязательно найдут нефть.

И вскоре их надежды оправдались – в скважине П-2 была получена первая нефть Западной Сибири. И хотя приток был небольшой, всего одна тонна в сутки, это открытие окрылило нефтеразведчиков, и дальнейшие поиски продолжились с новыми силами. Геологами были определены точки под три новые буровые, получившие наименования Р-7, Р-6 и Р-5.

О получении первой западносибирской нефти 4 октября 1959 года сообщила газета «Тюменская правда» в заметке «Открыта первая тюменская нефть»: «25 сентября на Мулымьинской структуре, вблизи села Шаим, на глубине 1405 м был открыт нефтеносный пласт, суточный дебит которого по предварительным данным составляет свыше 1 тонны легкой нефти. Проходку скважины вела бригада буровиков под руководством мастера, коммуниста Семена Никитича Урусова… Бригада т. Урусова скоро приступит к бурению следующей скважины в открытом нефтеносном районе. Учитывая, что село Шаим находится на расстоянии 280 км от села Малый Атлым, где также было обнаружено наличие нефти, можно рассчитывать на большие перспективы первого нефтеносного района в Сибири. Близость района к промышленным центрам Урала и железной дороге открывает возможности для быстрого промышленного освоения запасов нефти и газа. Тюменская область в скором будущем может стать новым советским Баку!»

В сложных условиях наступившей сибирской зимы бригада Урусова начала бурение скважины Р-7. И к концу марта 1960 года ее удалось довести до проектной глубины 1 тыс. 436 м, где был взят очередной пробный керн, а в трещинах породы была обнаружена нефть. Это придало новые силы всем членам буровой бригады Семена Урусова. И через три недели пришел долгожданный успех – скважина начала фонтанировать.

После получения известия с буровой руководители Тюменского территориального геологического управления телеграфировали в областной комитет партии: «Докладываем вам, что из скважины №7 Мулымьинской площади 25 апреля 1960 года впервые в Тюменской области получена промышленная нефть. Суточный дебит нефти составляет 10–12 тонн. Скважина поставлена на приток и дальнейшее изучение».

Стало ясно, что нефтеразведчики нащупали верное направление своего поиска на Кондинской площади, и добыча большой нефти Западной Сибири уже не за горами.

Большая шаимская нефть

Обнадеживающие признаки нефтеносности района привели руководство Тюменского территориального геологического управления к решению организовать в начале 1960 года самостоятельную Шаимскую нефтеразведочную экспедицию. Ее возглавил геолог Михаил Шалавин (1908–1970). Местом ее базирования был выбран поселок Чантырья – самый близкий населенный пункт к железнодорожной станции Сосьва, через которую в зимний период можно было осуществить материально-техническое обеспечение геологоразведочных работ.

Теперь надежды нефтеразведчиков возлагались на скважину Р-6. И вновь ее бурение было доверено бригаде Семена Урусова. И ее проходка на глубину 1 тыс. 523 м была закончена всего за 18 дней. А затем пришел и долгожданный успех. В радиограмме Михаила Шалавина начальнику Тюменского территориального геологического управления Юрию Эрвье от 21 июня 1960 года сообщалось: «Скважина Р-6 фонтанировала через 5-дюймовую обсадную колонну без спущенных насосно-компрессорных труб через 4-дюймовую задвижку в земляной амбар. Емкость амбара определили в 350–400 м3. После перфорации нижней части объекта и смены технической воды на нефть скважина периодически фонтанировала... с дебитом 350–500 тонн в сутки. Точный дебит определить невозможно ввиду того, что скважину пришлось по техническим причинам два раза останавливать. Амбар сейчас почти полностью заполнен нефтью, давление... сообщу позднее».

Три продуктивные скважины на Мулымьинской площади убедительно подтвердили открытие Шаимского (Трехозерного) месторождения, доказав правильность направления геологического поиска. В интервью газете «Тюменская правда» 23 июня 1960 года директор Института геологии и геофизики Сибирского отделения Академии Наук СССР, академик Анатолий Трофимук подчеркнул: «Это первая большая нефть Сибири, имеющая промышленное значение. На протяжении ряда лет нашим разведчикам недр удавалось обнаружить нефтяные залежи в разных районах азиатской части СССР. Но только тюменские геологи и буровики добыли нефть, имеющую бесспорный промышленный потенциал. По имеющимся теперь данным можно сказать, что Конда в самом недалеком будущем станет крупным нефтепромыслом страны».

В свою очередь, начальник Тюменского территориального геологического управления Юрий Эрвье в газете «Тюменская правда» особо отметил весомый вклад знатного бурового мастера Семена Урусова и членов его бригады: бурильщиков Владимира Шидловского, Алексея Распопова, Сергея Куталова, Владимира Тетеревникова, помощника бурильщика Виктора Колмакова, старшего дизелиста Ивана Усольцева, слесаря Ивана Шестакова.

25 июня 1960 года телеграфист почтовой станции поселка Чантырья принял телеграмму следующего содержания: «Из Тюмени. Начальнику Шаимской нефтеразведочной экспедиции товарищу Шалавину М.В., буровому мастеру товарищу Урусову С.Н. Дорогие товарищи! Обком партии и облисполком горячо поздравляют Вас, членов бригады буровой Р-6, всех рабочих, инженерно-технических работников и служащих Шаимской нефтеразведочной экспедиции с замечательной трудовой победой – открытием первого в Сибири месторождения промышленной нефти. Преодолевая трудности своим самоотверженным трудом, Вы превращаете область в высокоперспективный район страны, приближаете время, когда огромные природные богатства ее земных недр будут поставлены на службу Родине… Желаем Вам, дорогие товарищи, новых больших трудовых успехов во славу нашей любимой Родины».

Последующие скважины в Шаимском нефтяном районе продолжала успешно бурить бригада Семена Урусова, почти ежегодно добивавшаяся самой высокой в СССР скорости проходки в разведочном бурении. За это ей было присвоено звание «Лучшая буровая бригада Министерства геологии СССР». И в апреле 1963 года буровой мастер Урусов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Что касается скважины-первооткрывательницы западносибирской нефти П-2, то она эксплуатировалась вплоть до начала 1978 года и дала 82 тыс. тонн нефти. А 28 июля 1978 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об учреждении медали «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Одними из первых в Тюменской области в канун празднования очередного Всесоюзного дня работников нефтяной и газовой промышленности этой награды были удостоены знатный буровой мастер Семен Урусов и все члены его бригады.


В 1932 году академик Иван Губкин выдвинул пророческую идею о необходимости планомерных поисков нефти на восточном склоне Уральского горного хребта

4 июля 1945 года Комплексная комиссия по нефти и газу при Президиуме Академии наук СССР приняла постановление «О перспективности нефтеносности Западной Сибири»

21 сентября 1953 года опорная скважина Р-1 вблизи старинного сибирского села Березово дала мощный фонтан природного газа, подтвердив перспективу нефтегазоносности региона и тем самым обеспечив мощный импульс для широкомасштабных поисковых работ в Западной Сибири

25 сентября 1959 года на Мулымьинской структуре, вблизи села Шаим, на глубине 1405 метров был открыт нефтеносный пласт, суточный дебит которого по предварительным данным составляет свыше 1 тонны легкой нефти

Из скважины №7 Мулымьинской площади 25 апреля 1960 года впервые в Тюменской области получена промышленная нефть. Суточный дебит нефти составляет 10–12 тонн

На протяжении ряда лет нашим разведчикам недр удавалось обнаружить нефтяные залежи в разных районах азиатской части СССР. Но только тюменские геологи и буровики добыли нефть, имеющую бесспорный промышленный потенциал