На угольном фронте без перемен

Автор: Александр Котов - руководитель направления консалтинга Neft Research
Текущий год не принес российским угольным компаниям долгожданных позитивных изменений. Добыча угля медленно, но снижается, экспорт падает, а его рентабельность остается отрицательной из-за заметного удешевления твердого топлива, увеличения фискальной нагрузки и роста логистических и производственных затрат угольных компаний. Экономика поставок угля на экспорт в 2025 г. вряд ли кардинально улучшится. Отгрузку по Восточному полигону затрудняют как низкая пропускная способность железнодорожной инфраструктуры на отдельных участках, так и острая нехватка локомотивов. Эксперты рынка предрекают резкий взлет грузового тарифа РЖД в следующем году: с 17,2% до 22,7%.
Добыча снижается медленно, экспорт падает быстро

К 2024 г. на рынке угля сложилась уникальная ситуация: несмотря на негативную рентабельность экспорта и его снижение (по предварительным оценкам, за первое полугодие – минус 7-9% г./г., до 93-96 млн т), добыча балансирует на примерно одном уровне, резко не уменьшаясь.

Так, по данным ЦДУ ТЭК, производство угля в России в январе-августе составило 283,8 млн т, что на 1,3% меньше, чем годом ранее.

Сохранение производства на стабильном уровне продиктовано длинным инвестиционным циклом в угольной отрасли. Впрочем, после его окончания может произойти резкий обвал производства.

Санкции подталкивают угольные компании к увеличению инвестиций в поддержание производства.

Усложнение логистических цепочек поставок оборудования для добычи угля приводит к росту удельных инвестиций в поддержание производства. По скорости данный процесс превосходит стагнацию объемов добычи, в результате чего растет и валовый объем инвестиций отрасли. Наращивание инвестиций обеспечивается резервами, созданными в 2021-2022 гг. и заемными средствами, что создает риски банкротства небольших угледобытчиков (см. рис. 1, 2).


4_1.png


4_2.png

Между тем главный угольный регион страны, Кузбасс, отчитался о падении добычи угля с начала 2024 г. на 8% (или на 12,9 млн т) г./г., до 147,3 млн т, сообщило областное Министерство угольной промышленности.

Производство коксующегося угля в Кемеровской области за рассматриваемый период составило 47,3 млн т (снижение на 2,6 млн т к уровню 2023 г.), энергетического – 100 млн т (сокращение на 10,3 млн т г./г.). Также на 2,6 млн тонн уменьшились остатки угля на промежуточных и прирельсовых складах и в бункерах обогатительных фабрик – до 18,5 млн т.

В пресс-службе Западно-Сибирской железной дороги рапортуют, что план по вывозу угля из Кузбасса на экспорт в восточном направлении за девять месяцев 2024 г. выполнен в полном объеме: вывезено 39,9 млн т. Напомним, всего по итогам года и с учетом недовоза, тянущегося с 2023 г., РЖД должны вывезти из Кузбасса на восток 54,1 млн т угля.

Битва за квоты

Вместе с тем пока неясно, смогут ли вообще угледобывающие регионы страны вывозить уголь по квотам на экспорт на восток в следующем году.

2 октября глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров обратился к Владимиру Путину с предложением не заключать в 2025 г. соглашения с угледобывающими регионами, сохранив квоту только для Кузбасса – в объеме 55,3 млн т (из них угля – около 48 млн т), при условии вывоза не только угля, но и других грузов. Продление соглашений, согласно позиции Белозерова, создаст риски недофинансирования инвестпрограммы ОАО «РЖД», потери до 30 тыс. рабочих мест, консервации строек и не позволит достичь национальной цели по увеличению несырьевого экспорта. В свою очередь, глава Кузбасса Илья Середюк на Российской энергетической неделе (РЭН) в конце сентября говорил, что регион подал заявку на квоту на 2025 г., которая должна быть не менее 68 млн т. Власти других регионов, в частности Хакасии и Тувы, выступили против отмены соглашений.

Квоты

Квоты на вывоз угля из регионов действуют с 2021 г. Первоначально они были выделены только Кузбассу – после поручения Владимира Путина к 2024 г. увеличить вывоз угля из региона на восток на 30% относительно 2021 г. В 2021 г. квота была установлена в 53 млн т. Постепенно количество регионов увеличивалось, в 2022 г. добавились Бурятия, Хакасия и Тува, потом Якутия, а в 2024 г. – и Иркутская область. Суммарные квоты на 2024 г. для шести регионов – около 100 млн т (Кемеровская обл. – 54,1 млн т, Якутия – 26,3 млн т, Бурятия – 8,5 млн т, Хакасия – 6,5 млн т, Иркутская обл. – 3,3 млн т, Тыва – 0,65 млн т).

Оппонирующее госмонополии Минэнерго тоже настаивает на сохранении и увеличении региональных квот (см. рис. 3).


4_3.png

В ведомстве выступают за возобновление соглашений без исключений и с ростом объемов с текущих около 100 млн т. По мнению экспертов, лоббистские позиции ОАО «РЖД» сейчас достаточно сильны, но и Кузбасс может добиться своего, а вот другим регионам придется договариваться в частном порядке.

Уголь по этим соглашениям едет по железной дороге на восток с приоритетом, что при ограниченной пропускной способности Восточного полигона влияет на перемещение прочих грузов. В этом году предоставить квоту просила и Новосибирская область – 10 млн т на восток и 20 млн т на северо-запад, а Хакасия настаивала на увеличении квоты с 6,5 млн до 10 млн т.

Если же все-таки железнодорожное лобби возьмет верх в кабинетном перетягивании каната, то добыча угля в России в 2025 г. может заметно сократиться (см. рис. 4).


4_4.png

Впрочем, пока резкого провала в производстве угля нет. Избыточные объемы добычи, несмотря на снижение экспортных поставок, идут в увеличение складских запасов, что в долгосрочной перспективе также создает риски для рынка.

В базовом сценарии NEFT Research в 2024 г. ожидается снижение добычи в России на уровне 3% г./г., до 425 млн т. Одна из причин снижения показателя – ухудшение ситуации с расчетами с дружественными странами.

Другими основными приметами работы российской угольной отрасли в 2024 г. стали: увеличение фискальной нагрузки, дальнейшая стагнация внутреннего потребления, пик поставок на Дальний Восток и исчерпание провозной мощности Восточного полигона (загрузка – 97%).

Кто виноват?

Снижение мировых цен – основная причина падения доходности экспортных поставок угля из России в текущем году.

В 2024 г. стоимость твердого топлива на мировом рынке опустилась до уровней начала 2021 г.

Цены на энергетический уголь в 2024 г. стабилизировались на фоне неактивного спроса на твердое топливо в АТР. Цены на металлургический уголь в текущем году продолжают уменьшаться вслед за дестабилизацией мирового рынка стали (см. рис. 5).


4_5.png

Санкционное давление привело к перестройке экспортной логистики угля: рост потока на восток, падение на направлении северо-запад (см. рис. 6).


4_6.png

С 2021 г. экспортная погрузка угля железнодорожным транспортом в южном и северо-западном направлениях стабильно снижается, преимущественно на фоне усиления санкционного давления на Россию со стороны Европы.

Экспорт в АТР через Восточный полигон постепенно исчерпывает потенциал железнодорожной инфраструктуры. Суммарное количество вагоноотправок (всех грузов) в направлении Дальнего Востока за семь месяцев 2024 г. выросло на 1,1% к аналогичному периоду 2023 г.: из них угля – на 6% г./г. за счет вытеснения лесных грузов (-13,6% г./г.), чермета (-33,5% г./г.), зерна (-5,2% г./г.), удобрений (-25,9% г./г.).

Для дальнейшего увеличения транспортировки угля с сохранением объемов экспорта прочих грузов необходимо восстанавливать перевозки в направлении юга и северо-запада.

На внутреннем рынке угля последние три года отмечается стагнация (см. рис. 7, 8). Увеличение поставок угля на ТЭС компенсируется снижением спроса на твердое топливо в металлургическом секторе. Участники рынка выражают опасения, что энергокомпании закупают уголь в складские запасы.


4_7.png


4_8.png

Что делать?

Учитывая перегруженность восточного направления, приоритет для экспортных поставок – юг и северо-запад.

С точки зрения поддержки отрасли значимый эффект могут обеспечить только прямые экономические меры, а не точечные инициативы по квотированию/перераспределению потоков (см. рис. 9). До 1 000 руб. с тонны могли бы дать отмена экспортной пошлины и возврат к понижающим коэффициентам и скидкам РЖД.


4_9.png

Даже после этого доходность угольщиков останется в «красной зоне», и (при отсутствии роста цен) целесообразно говорить о дополнительных мерах прямого субсидирования.

Сложившаяся загрузка железнодорожных мощностей (>95% на востоке) делает целесообразным поддержку поставок на южном и северо-западном направлениях (см. рис. 10).


4_10.png

Пропускная способность Восточного полигона в 2024 г. составляет: 176,5 млн т = (173+180)/2 млн т/год.

При условной длине состава в 71 вагон и средней фактической статнагрузке в 70,84 т это эквивалентно 6,8 тыс. вагоноотправок (в/о) в сутки.

Фактическая пиковая загрузка Восточного полигона в 2024 г. – 6,6 тыс. в/о в сутки, т.е. 97% от мощности.

На направлениях юга и северо-запада количество отправок угля составляет 13% и 33% соответственно, что свидетельствует о наличии пропускной способности для вывоза угля.

Даже в условиях сопоставимой экономики, учитывая перегруженность Восточного направления, необходим комплекс оперативных мер по развитию провозных мощностей на юг и северо-запад для увеличения эффективности логистики и снижения доли таких затрат за счет роста объемов отгрузок и увеличения конкуренции среди стивидоров.

С точки зрения динамики спроса (рост Индии и ЮгоВосточной Азии) особенно перспективным видится развитие экспортных поставок угля через порты Черного моря.

Спрос на уголь в Индии и странах ЮВА будет расти на фоне дороговизны газа и бурного экономического развития. Наиболее оптимальный маршрут поставок российского угля в эти регионы лежит через порты АЧБ (см. рис. 11).


4_11.png

Значимый рост отправок в направлении портов Дальнего Востока возможен только в оптимистичном варианте прогноза при условии:

  • ослабления вторичного санкционного давления со стороны условно дружественных стран (например, сокращение закупок угля из РФ частью китайских трейдеров, опасающихся санкций США)
  • расшивки узких мест инфраструктуры Восточного полигона

Перспективы восстановления отправок российского угля через порты Северо-Запада в направлении Европы отсутствуют даже в оптимистичном варианте прогноза.

Таким образом, мировая рыночная конъюнктура делает развитие черноморского портового узла одной из наиболее приоритетных средне- и долгосрочных целей.