Статья

Минэнерго выступило за допуск иностранцев на Арктический шельф

В российской части Арктики сосредоточена четверть отечественных запасов жидких углеводородов и более 70% газа. Их стоимость, по предварительным оценкам, составляет $20 трлн. Начальные извлекаемые ресурсы УВС акваторий арктических морей оценены в 120 млрд тонн условного топлива.

В российской части Арктики сосредоточена четверть отечественных запасов жидких углеводородов и более 70% газа. Их стоимость, по предварительным оценкам, составляет $20 трлн. Начальные извлекаемые ресурсы УВС акваторий арктических морей оценены в 120 млрд тонн условного топлива.

По мнению министра энергетики РФ Александра Новака, Арктическая зона, в том числе континентальный шельф, обладает большим потенциалом роста добычи углеводородного сырья – как минимум на 30–40 млн тонн нефти и до 150 млрд м3 газа. Однако для решения этой задачи необходимо привлечение значительных инвестиций в освоение месторождений и создание транспортной инфраструктуры. Способны ли российские компании справиться с этим самостоятельно, без привлечения капиталов из-за рубежа?

Согласно действующему законодательству, претендовать на разработку недр российского шельфа Арктики могут только подконтрольные государству компании (в которых государству принадлежит не менее 50%), имеющие как минимум пятилетний опыт работы на шельфе. С 2016 года введен мораторий на выдачу новых лицензий на морские месторождения, и сейчас фактически к арктическому шельфу допущены только две госкомпании – «Газпром» и «Роснефть».

Иностранные компании ранее стремились получить доступ к морским арктическим ресурсам РФ путем создания стратегических партнерств и совместных предприятий с российскими госкомпаниями. Так, в 2011 году «Роснефть» подписала Соглашение о стратегическом сотрудничестве с ExxonMobil по лицензионным участкам на шельфе Карского и Черного морей. В феврале 2013 года «Роснефть» и ExxonMobil расширили стратегическое партнерство, дополнительно включив в соглашение семь лицензионных участков в Арктике общей площадью около 600 тыс. км2, а также в Чукотском море, море Лаптевых и Карском море.

Кроме того, «Роснефть» заключила со Statoil соглашение, предусматривающее освоение лицензионных участков на российском шельфе в Баренцевом и Охотском морях. Также «Роснефть» и Eni S.p.A. подписали соглашение о сотрудничестве по проектам на шельфе Баренцева и Черного морей. Но введение западных санкций заставило зарубежные компании заморозить свое участие в проектах на шельфе российской Арктики.

В связи с этим российские власти обсуждают новые механизмы стимулирования притока иностранных капиталов в Арктический регион. Так, в августе 2019 года министр энергетики РФ Александр Новак заявил о целесообразности привлечения иностранных инвесторов к разработке арктического шельфа. «Мы считаем, что это в рамках нераспределенного фонда недр можно рассмотреть, и в принципе, на мой взгляд, поскольку это перспективные проекты», – сказал он.

При этом Новак отметил, что законодательство и сегодня не запрещает привлекать зарубежные компании к проектам в Арктике, но для повышения их привлекательности можно было бы разработать «дополнительные инструменты, механизмы». Минэнерго, в частности, выступает за предоставление налоговых льгот при реализации проектов на Арктическом шельфе РФ.

«Вопрос, который требует обсуждения, и, на мой взгляд, он очень важный – это изменение фискальной системы, которое бы позволило, в принципе, проекты в Арктике сделать более привлекательными», – отметил Новак. «Наше предложение заключается в том числе и в том, чтобы перевести эти проекты, которые сегодня на арктическом шельфе в перспективе могут реализовываться, в четвертую категорию [сложности]. То есть предусмотреть более льготные режимы налогообложения, которые бы позволили повысить доходность и привлечь инвесторов», – добавил министр.

Вместе с тем Минэнерго призвало закрепить за российскими госкомпаниями контроль в консорциумах, которые смогут получить лицензии на шельфе. Но существуют и другие идеи на этот счет. Так, вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий развитие Дальнего Востока и Арктики, в конце июля предложил президенту Владимиру Путину внедрить в России норвежскую модель освоения шельфа. Согласно ей, за госкомпаниями может остаться только 30% в консорциумах с иностранными корпорациями.