Статья

МЭА: спад цен на нефть сильно отразится на нефтедобыче России

Автор: АНАСТАСИЯ НИКИТИНА, "Нефтегазовая Вертикаль" (по материалам МЭА)
Крупнейшей жертвой спада цены на нефть является Россия. МЭА ожидает, что сокращение нефтедобычи составит 560 тыс. барр/с между 2014 и 2020 гг. Предполагается, что общая добыча жидких углеводородов в России упадет с 10,9 млн барр/с в 2014 году до 10,4 млн барр/с в 2020 году. Добыча конденсата увеличится и в 2020 году составит в среднем 975 тыс. барр/с/
С момента выхода Среднесрочного обзора нефтяного рынка прошло всего восемь месяцев, но прогноз МЭА по нему резко изменился. С тех пор цены на нефть упали более чем на 50%. ОПЕК сменила стратегию управления поставками. Компании урезали бюджеты. Страны-экспортеры столкнулись с нехваткой финансирования. Инвестиции в upstream были сокращены.

В МЭА считают, что крупнейшей жертвой спада цены на нефть является Россия. В Агентстве ожидают, что нефтедобыча России в среднесрочной перспективе (до 2020 года) снизится в результате воздействия ценового спада и санкций со стороны Запада.

Существенными вызовами для нефтяного сектора страны являются связанные с санкциями ограничения на использование технологий и привлечение финансирования, а также снижение курса национальной валюты. Все это усугубляет и без того сильное истощение зрелых месторождений России. В итоге все эти факторы приведут к сокращению российской нефтедобычи на 560 тыс. барр/с между 2014 и 2020 гг.

Если бы цены на нефть не изменились с того момента, как были введены первые санкции, эти меры, возможно, в среднесрочной перспективе имели бы лишь ограниченное влияние на нефтедобычу России. А в сочетании с падением цен, санкции, скорее всего, будут иметь пагубные последствия на уровень добычи страны. В ближайшей перспективе особенно неприятными для России станут санкции в отношении финансирования, которые ограничат возможности страны обращаться на рынки заемного капитала.


Российская нефтедобыча с 2014 по 2020 гг.

Российская нефтедобыча с 2014 по 2020 гг.

Повышение национальных процентных ставок и падение курса рубля только подчеркнуло экономические проблемы, стоящие перед РФ. Санкции в отношении технологий будут иметь далеко идущие последствия на добычу нефти в конце рассматриваемого периода прогноза, так как с момента введения санкций приостановлено много проектов по трудноизвлекаемой нефти.

После введения новых санкций компания Total объявила о приостановлении сотрудничества с ЛУКОЙЛом в рамках СП по совместной разработке месторождений трудноизвлекаемой нефти в Западной Сибири. ExxonMobil приостановила свое участие в рамках совместного предприятия с «Роснефтью» после того, как в Карском море была пробурена скважина «Университетская-1» и были найдены потенциально значительные объемы углеводородов.

Также Корпорация приостановила совместные работы с «Роснефтью» по добыче нефти баженовской свиты. Российские компании будут продолжать свою деятельность на месторождениях нетрадиционной нефти и в Арктике, но отсутствие доступа к технологиям приведет к значительному снижению их способности к разработке этих запасов, а ведь освоение таких ресурсов является ключевым фактором роста нефтедобычи страны после 2020 года.
Отсутствие доступа к средствам приведет к снижению капитальных затрат, что не только повлияет на будущую добычу с гринфилдов, но также и на поддержание нефтедобычи на зрелых месторождениях. Более того, в будущем их ожидают еще более высокие темпы истощения. По данным Rystad Energy data, ожидается, что уровень капиталовложений в России в 2015 году упадет до $62 млрд. В конце 2014 года ЛУКОЙЛ сообщил об урезании своих капзатрат на $2 млрд и пересмотре планов по бурению на брануфилдах в Западной Сибири, а также о намерениях улучшить денежный поток.

Даже без санкций работать в российском секторе upstream сложно. Неоднократные изменения в налоговом режиме, отсутствие нормативно-правовой прозрачности и всегда присутствующая угроза поглощения компании государством – вот несколько основных факторов, делающих инвестиции в Россию рискованными.

Разработка гринфилдов сильно зависит от налоговых льгот и других уступок со стороны правительства. В условиях низкой ценовой конъюнктуры и без доступа к необходимым средствам российские добывающие компании будут откладывать крупные проекты с длительным периодом окупаемости. Также ожидается, что будут перенесены сроки нескольких проектов, которые были намечены на 2016 и 2017 гг.

Задержки проектов будут иметь долгосрочные последствия для нефтедобычи России. Учитывая значительные снижения добычи на существующих месторождениях (на некоторых до 14%), дополнительные объемы нефти с гринфилдов имеют важнейшее значение для будущего роста. Предполагается, что общая добыча жидких углеводородов в России упадет с 10,9 млн барр/с в 2014 году до 10,4 млн барр/с в 2020 году. Добыча конденсата увеличится и в 2020 году составит в среднем 975 тыс. барр/с.

Учитывая западные санкции, направленные на добычу трудноизвлекаемой нефти, прогноз не предполагает значительных изменений вплоть до 2018 года, несмотря на налоговые льготы для месторождений такой нефти. В целом, западные компании все меньше участвую в российском апстриме за исключением Schlumberger, которая недавно приобрела долю в российской компании Eurasia Drilling Company Limited. Западные компании сейчас являются всего лишь нишевыми игроками в российском нефтегазовом секторе с точки зрения процента их акционерного капитала в общей нефтедобычи страны.