МЭА: ПРОГНОЗ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ’ 2015. Часть 2.
Часть 2 обзора «Прогноза Мировой Энергетики (WEO)» Международного Энергетического агентства.
- Перейти к МЭА: ПРОГНОЗ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ’ 2015. Часть 1.
- Перейти к МЭА: ПРОГНОЗ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ’ 2015. Часть 3.
Нефтедобыча в Сценарии Новых Мер Экономической Политики (СНМЭП)
Согласно прогнозу МЭА, нефтедобыча в мире в СНМЭП на протяжении всего прогнозируемого периода вырастет, однако в течение долгого времени будет замедляться. Кроме того, в ней произойдет географический сдвиг – от стран вне ОПЕК к странам ОПЕК. В СНМЭП мировая нефтедобыча увеличится с 89,5 млн барр/с в 2014 до 95,3 млн барр/с в 2025 и превысит 100 млн барр./с в 2040 году.
Открытие и разработка новых месторождений и применение новых технологий не приостановит спад добычи традиционной нефти. Несмотря на это, на нефть в 2040 году все еще будет приходиться около 2/3 мирового потребления при увеличении доли глубоководных месторождений, таких как в Бразилии и Мексиканском заливе. В течение прогнозируемого периода весь чистый рост в нефтедобыче придется на ГКЖ и нетрадиционную нефть.
Дополнительные объемы ГКЖ придут в основном из стран Ближнего Востока, Северной Америки, Африки и России. Допдобыча высоковязкой тяжелой нефти и битуминозной нефти придется на Канаду и Венесуэлу. Прогноз по добыче трудноизвлекаемой нефти за пределами США (в России, Канаде, Аргентине, Мексике, Китае и в других странах) останется на относительно низких уровнях, отражая преобладающие рыночные условия и нерешенные значимые технологические, экономические и правовые проблемы.
Прогнозируется, что в совокупности добыча трудноизвлекаемой нефти вне США достигнет к 2040 году 1,7 млн барр/с. Мировой объем производства на НПЗ с 2014 по 2040 годы увеличится на 8,3 млн барр/с. Однако региональные тренды разнятся. Так, в странах ОЭСР прирост составит около 8 млн барр/с, а вне ОЭСР – все 16 млн барр/с.
В СНМЭП ожидается четкое смещение обратно к зависимости от ОПЕК в плане снабжения мира нефтью, что идет вразрез с текущими тенденциями, когда лидирующую позицию заняли США (см. «Нефтедобыча по региону в СНМЭП»). В конце текущего десятилетия страны вне ОПЕК начнут ощущать эффект от сокращения инвестиций. Среди наиболее затронутых этим эффектом – Бразилия, Россия и Канада.
Нефтедобыча по региону в СНМЭП, млн барр/с
Помимо низких цен на нефть, каждая из этих стран сталкивается с собственными проблемами, такими как инфраструктурные ограничения в Канаде, ограничения капитала в Бразилии и экономические санкции в России. Добыча нефти в США будет держаться гораздо лучше, чем многие ожидают в условиях низких цен на нефть.
Так, к 2020 году страна увеличит добычу трудноизвлекаемой нефти до 5,1 млн барр/с. но снизит до 3,3 млн барр/с в 2040 г. Общая нефтедобыча в США (включая ГКЖ) вырастет до 13,2 млн барр/с в 2020 году,а в 2040 году снова сократится – до 10,6 млн барр./с.
В совокупности, остальные нефтедобывающие страны вне ОПЕК столкнулся с падением добычи нефти в 3,8 млн барр/с с 2014 по 2040 гг.
Однако в течение данного периода будут и взлеты, и падения. В течение прогнозируемого периода увеличится добыча нефти в Мексике, Казахстане (проект Кашаган), Австралии (шельф) и Аргентине (трудноизвлекаемая нефть). В то же время нефтедобыча снизится в Европе (в Великобритании и Норвегии), Китае, Индию и Юго-Восточной Азии (в основном в Индонезии и Таиланде).
Так как многие страны ОПЕК серьезно зависят от экспортных нефтяных доходов, период низких цен на нефть может привести к крупным экономическим проблемам. В то время как некоторые страны ОПЕК (такие как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и ОАЭ) в последние годы использовали повышенные доходы от экспорта нефти для формирования финансовых запасов, ряд других стран тратили значительную часть своих нефтяных доходов на текущие правительственные расходы.
В таких обстоятельствах значительное падение цен на нефть может сильно урезать запланированные расходы государств, включая инвестиции в будущую добычу нефти. В совокупности нефтедобыча стран ОПЕК в СНМЭП увеличится с 37 млн барр/с в 2014 году до 42 млн барр/с в 2025 году, а к 2040 году превысит 49 млн барр/с.
Саудовская Аравия сохранит главенствующую роль на мировом нефтяном рынке и будет поддерживать свои мощности примерно на уровне 12,5 млн барр/с и середины 2020х сможет вернуть свой статус крупнейшего в мире производителя нефти. Также рост добычи ожидается в ОАЭ, Катаре (в основном ГКЖ и СЖТ после 2030 г.) и Кувейте (здесь сыграют свою роль инвестиции в существующие месторождения).
Некоторые страны, обладающие наибольшим потенциалом роста нефтедобычи, также сталкиваются еще и с огромными проблемами в привлечении инвестиций. Очевидный потенциал необязательно означает реальный рост производства, учитывая постоянные проблемы с безопасностью (как в Ираке и Иране), а также стеснение в финансовых средствах, очевидное в таких странах, как Венесуэла, Ангола и Нигерия.
Несмотря на то, что за прошедший год добыча нефти в Ираке была стабильной, проблемы внутренней безопасности страны, а также ее намерение урезать инвестиции в апстрим не дают прогнозировать будущее с определенностью. В СНМЭП нефтедобыча в Ираке в 2025 году достигнет 5,7 млн барр/с, а в 2040 году 7,9 млн барр/с.
Зато по Ирану все не так неопределенно. Предполагается, что со страны будут сняты санкции, и это обещает ренессанс нефтедобывающей отрасли страны. После проведения столь необходимых ремонтно-восстановительных работ, ожидается, что добыча нефти в 2025 году достигнет 4,7 млн барр/с и в 2040 году – 5,4 млн барр/с.
Нигерия и Ангола прочувствовали на себе влияние от низких цен на нефть. В Нигерии к 2020 году уровень нефтедобычи немного снизится, но в 2040 году достигнет пика в 2,9 млн барр/с. Ангольские объемы добычи нефти стабилизируются примерно на уровне в 1,5 млн барр/с (впрочем, могло бы быть и больше, если бы были прорывные технологии по разработке подсолевой нефти).
В Венесуэле неопределенность прогноза усиливается значительными финансовыми трудностями; в сценарии СНМЭП страна вплоть до середины 2020х гг. будет поддерживать текущие уровни добычи, а в дальнейшем они начнут постепенное снижение.
Прогноз по добыче в странах вне ОПЕК в 2020 году пересмотрен в сторону понижения, на 1,1 млн барр/с в сравнении с WEO-2014. Россия, Бразилия и Канада примут удар на себя. К 2020 году цены на нефть достигнут уровней, которые позволят нефтедобыче в некоторых ключевых странах отчасти восстановиться. Тем не менее, общая добыча региона вне ОПЕК после 2020 года достигнет плато примерно в 55 млн барр/с, а затем будет стабильно падать (см. «Нефтедобыча вне ОПЕК в СНМЭП»).
Нефтедобыча вне ОПЕК в СНМЭП
Россия столкнется с двойной угрозой для своего сектора апстрим. Из-за низких цен на нефть страна сокращает инвестиции, да еще и в обстановке санкций, ограничивающих доступ к западным источникам финансирования и технологий. Пока это не так очевидно, так как Россия летом 2015 года установила новый рекорд добычи нефти и конденсата, а также потому что многие компании отчитались о повышении рублевой прибыли. Однако этого недостаточно для поддержания долгосрочного роста.
По прогнозу МЭА, последствия сокращения капитальных расходов и введения санкций в отношении новых проектов Россия заметит уже в концe текущего десятилетия. Таким образом, нефтедобыча страны к 2020 году скатится обратно к 10,5 млн с 11 млн барр/с в 2014 году.
Финансовые санкции, по мнению МЭА, подействуют раньше. Потому что некоторые альтернативные источники денежных средств, такие как Фонд Национального Благосостояния России, либо китайские источники, пока не принесли особой пользы, как то ожидалось. Кроме того, на добычный прогноз России также влияют технологически ограничения, учитывая амбиции страны как по разработке Арктики, так и некоторых сложных в разработке запасов, включая трудноизвлекаемую нефть.
При очень небольшом объеме добычи с арктических проектов, замедлении разработки месторождений трудноизвлекаемой нефти и более быстрых темпах сокращения добычи традиционной нефти, долгосрочный прогноз по нефтедобычи России меняется в сторону понижения (см. «Сравнительно изменение нефтедобычи России при СНМЭП»). Так, уровень добычи страны в 2040 году составит 9 млн барр/с, что на 0,7 млн барр/с меньше в сравнении с WEO-2014.
Сравнительное изменение нефтедобычи России (СНМЭП)
В долгосрочной перспективе мировая торговля сырой нефтью (+6,9 млн барр/с) вырастет больше, чем торговля нефтепродуктами (+2,7 млн барр./с). В среднесрочной перспективе все будет наоборот. В рамках этой общей картины потребность США в импортной нефти к 2040 году снизится на 1,5 млн барр/с. В 2015 году месячные объемы импорта нефти Китаем уже превзошли американские, но при этом часть импорта предназначена скорее для хранения, чем для отправки на НПЗ. Т.е., прежде чем Китай прочно обоснуется в качестве крупнейшего в мире импортера нефти, может пройти еще некоторое время.
По прогнозу МЭА, к началу 2030х гг. Китай превысит исторический рекордный уровень импорта США (свыше 10 млн барр/с в 2005 году) и впоследствии продолжит увеличивать свою зависимость от международного рынка нефти. В 2030 году Индия также обгонит США в качестве второго в мире крупнейшего импортера нефти.
Со стороны предложения самый крупный прирост экспорта нефти обеспечат страны Ближнего Востока (3,5 млн барр/с) и Канада (3 млн барр/с). Кроме того, значительно (+2,3 млн барр/с) нарастит экспорт нефти Бразилия.
Потребность в импортной нефти азиатских НПЗ в целом превысит объемы экспортных мощностей Ближнего Востока. Поэтому рынок стран Персидского залива и ЮВА будет все больше импортировать нефть из других стран и регионов, таких как Западная Африка, Россия, Каспийский регион и Южная Америка (см. «Нефтяной баланс стран Персидского залива и ЮВА в СНМЭП»).
Нефтяной баланс стран Персидского залива и ЮВА в СНМЭП, млн барр/с
Продолжение обзора будет опубликовано завтра.
Перейти к МЭА: ПРОГНОЗ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ’ 2015. Часть 1.
О потребностях и перспективе нефтепереработки НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Рафинатом Яруллиным, Генеральным директором, сопредседателем научно-технического совета АО «Татнефтехиминвест-холдинг».
О перспективах развития сектора ВИЭ в России и мире в условиях глобального энергетического кризиса НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с директором Ассоциации развития возобновляемой энерге- тики (АРВЭ) Алексеем Жихаревым.
События последних месяцев перечеркнули все существующие прогнозы экономического развития России. Страна оказалась в условиях, когда есть риск оказаться откинутой на десятилетия назад. Автор данного материала полагает, что именно достижение углеродной нейтральности может стать тем путем, который...
В статье сформированы и проанализированы сценарии для европейского газового рынка на 2022- 2025 годы. Они основаны на гипотезах о разных объемах трубопроводных поставок из России, импорта СПГ, а также перспективах собственной добычи, включая восстановление добычи на Гронингенском месторождении...
Начало октября ознаменовалось целым рядом событий, которые указывают на серьезные преобразования, происходящие на мировом нефтяном рынке. Решение ОПЕК+ о снижении квот на добычу сразу на два млн баррелей в сутки при стабильном спросе не имеет аналогов в истории. Впервые стало возможным говорить...
Схема атлантического нефтеэкспорта и встречных, хотя подчас неровных, платежей либо взаимозачетов с участием Москвы, Каракаса и Гаваны – снова на первых полосах деловых СМИ. Топливно-сырьевой мост, родившийся на гребне «холодной войны», но затем исчезнувший, сейчас восстанавливается. Речь, однако, уже...
Использование термических методов воздействия на пласт позволяет значительно увеличить добычу нефти за счет вовлечения в производство нефтематеринских пород. Для доставки теплоносителя к пласту в оптимальном диапазоне температур с устья скважины необходимо обеспечить минимальные тепловые потери по...
О перспективах развития Арктики и СМП НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Алексеем Фадеевым, д.э.н., исполнительным директором Ассоциации полярников Мурманской области, профессором Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского университета Петра Великого.
В этом году случилось множество дерзких хакерских атак на предприятия как с целью получения выкупа, так и с идеологическими мотивами. Корпоративная защита в условиях новой киберреальности сталкивается с огромным количеством вызовов, многие из которых можно классифицировать, предугадать и предотвратить....
О том как компания реагирует на актуальные вызовы мировых рынков, а также о реализации идей экономики замкнутого цикла «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Павлом Ляховичем, членом правления – исполнительным директором ООО «СИБУР».
Экономика замкнутого цикла – концепция с разумными постулатами, но неочевидными маршрутами следования. Задача статьи – оценить реалистичность идей «экономики замкнутого цикла» с учетом всех существующих политических и технологических барьеров, с которыми сегодня сталкиваются даже самые продвинутые...
На экономику замкнутого цикла можно посмотреть с точки зрения принципов и соответствующих решений, которые ее апологеты намерены распространить на всю экономику нашей планеты. Мы обычно думаем о том, что ЭЗЦ – это только про то, как превратить отходы в доходы. Это не совсем так. Замкнутый цикл ...
Переработка нефтешламов может быть коммерчески выгодным процессом для производств. Для этого необходима корректировка законодательства, поддержка технологических компаний, стимулирование венчуров. На примере одного кейса показано, как отходы ТЭК можно трансформировать в доходы.
Санкции, введенные против России после февраля 2022 г., изменили условия функционирования газового рынка Европы и российской газовой отрасли. Поставки природного газа из России в Европу по разным причинам сокращаются, цены на природный газ растут, а европейский энергетический кризис усугубляется....
Для европейского рынка отказ от российского газа сопоставим с запуском двойного суперцикла производства СПГ в США. Нужно ли это США? Потянет ли Европа? Интрига пока сохраняется
Пока покупатели и продавцы СПГ ожидают роста его рынка, перевозчики размещают рекордные по объемам и стоимости заказы на строительство газовозов. Одновременно в России готовятся новые логистические схемы для транспортировки газа.
Планы России по развитию Северного морского пути можно смело назвать грандиозными. Но модель будущего СМП пока представлена в виде очень абстрактных мазков. Одна из причин – стремительно меняющаяся с февраля 2022 года реальность, которая делает неочевидными классические параметры расчетов – спрос...
Европа, игнорируя мировой энергетический кризис, упорно движется по пути отказа от транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Переходу на электромобили мешает многократный рост цен на литий, а также непредсказуемо дорожающая электроэнергия. Россия же продолжает копировать подход...
В феврале 2016 года начался экспорт СПГ США, и сразу же последовали попытки вытеснить им российский природный газ в Европе – на основном для нашего газа экспортном рынке. По мнению автора, США с помощью младоевропейцев (восточноевропейских стран ЕС) выстраивают и реализуют стратегию проникновения американского...
С 26 сентября в газовой отрасли только и разговоров, что о «Северных потоках». Точнее – о неизвестно откуда взявшихся повреждениях, которые привели к утечкам на четырех нитках газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с экспертами и представителями...
В течение последних месяцев Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) преследуют технические и юридические сложности. На этом фоне было высказано много различных предположений участниками рынка, и были сделаны громкие политические заявления. Амбициозность некоторых заставляла задуматься о неизвестных...
Альтернативный маршрут транспортировки нефти Казахстана через Азербайджан, о необходимости создания которого 16 лет говорит Нур-Султан (Астана), по-прежнему можно воспринимать как «восточные легенды, сказки, тосты».
По берегам Атлантики PR-фирмы и службы корпоративных связей «витийствуют» в поисках выхода из остро конфликтной обстановки в мировой энергетике. В большинстве своем они «закрашивают в зеленый цвет» дела и планы ТЭК, который подстраивается под климатический фон. Но вот беда: топливные санкции против...
ХМАО-Югра считается основным нефтегазоносным регионом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Как сегодня обстоят дела с добычей? Наблюдаются ли какие-то особенности в связи с новыми глобальными рыночными условиями? «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с руководителем Научно-аналитического...
Расширение возможностей нефтепереработки при стабильном спросе – создание высокотехнологичных материалов для дорожного покрытия. Для этого могут быть использованы тяжелые нефти, вторичное сырье, а также инновационные добавки. Подобное направление также может рассматриваться в фокусе циркулярной экономики....