30 ноября 2015 Статья

МЭА: ПРОГНОЗ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ’ 2015. Часть 1.

Автор: АНАСТАСИЯ НИКИТИНА «Нефтегазовая Вертикаль» (по материалам Международного энергетического агентства)
За 12 месяцев, прошедших с выхода предыдущего Прогноза Мировой Энергетики (WEO) в мировом энергетическом комплексе произошло немало изменений. Резко упали цены на нефть, цены на другие топлива двигались с нефтяными ценами в тандеме во многих частях мира. Такие страны, как Индия и Индонезия от понижения цен на нефть выиграли и постепенно сворачивают топливные субсидии...

За 12 месяцев, прошедших с выхода предыдущего Прогноза Мировой Энергетики (WEO) в мировом энергетическом комплексе произошло немало изменений. Резко упали цены на нефть, цены на другие топлива двигались с нефтяными ценами в тандеме во многих частях мира. Такие страны, как Индия и Индонезия от понижения цен на нефть выиграли и постепенно сворачивают топливные субсидии. В обстановке беспорядков в странах Ближнего Востока открылась дверь для выхода на рынок Ирана, одной из крупнейших в мире стран по запасам нефти. Меняется роль Китая как двигателя мировых трендов, так страна входит в менее энергоемкую фазу своего развития. В 2014 году на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) пришлось почти половина новых генерирующих мощностей…






Центральным сценарием данного прогноза является Сценарий Новых Мер Экономической Политики (СНМЭП). Также подробно обзор рассматривает и Сценарий Низких Цен на нефть (СНЦ).


Использование энергии во всем мире в СНМЭП к 2040 году увеличится на одну треть, в основном за счет Индии, Китая, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. На страны вне ОЭСР придется весь рост мирового энергопотребления. Страны ОЭСР наоборот, снизят потребление (пик достигнут в 2007 году). Во главе этих снижений стоят Европейский Союз (-15% к 2040 году), Япония (-12%) и США (-3%). Доля неископаемых топлив увеличится с сегодняшних 19% до 25% в 2040 году. Среди ископаемых видов топлива природный газ – наименее углеродоемкий – единственный, доля которого будет расти.


Китай перестроит механизмы мирового спроса на энергию

Переход Китая к менее энергоемкой модели роста сильно повлиял на мировые тенденции. В мире энергетики у страны огромная роль: на протяжении прогнозируемого периода она останется крупнейшим в мире производителем и потребителем угля; будет вводить генерирующих мощность объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, больше, чем любая другая страна; и к 2030 году Китай перегонит США по потреблению нефти.


Спрос на энергию в Китае в 2040 году более чем вдвое превысит спрос США. Но структурные сдвиги в экономике, расширение сферы услуг, а не промышленности, означают, что для будущего экономического роста потребуется на 85% меньше энергии, чем в последние 25 лет.


Индия займет ключевое место на мировой энергетической арене

На Индию приходится крупнейшая доля прироста (около одной четвертой) мирового спроса на нефть. Сегодня Индия – дом для одной шестой населения мира и третья экономика в мире, но на страну приходится всего 6% от мирового энергопотребления, а каждый пятый человек в стране, то есть 240 млн человек, не имеют доступа к электричеству.


Ожидается, что благодаря программе модернизации и развития производственной базы увеличатся доходы населения, и 315 млн человек дополнительно будут жить в индийских городах в 2040 году. Индия вступает в длительный период быстрого роста энергопотребления. Спрос страны на нефть увеличится более чем в любой другой стране, и к концу рассматриваемого периода подойдет к отметке в 10 млн барр/с. Индия также наращивает развертывание низкоуглеродных технологий. Пока неясно, какими темпами будут строиться новые большие плотины и АЭС, поэтому страна будет сильно зависеть от солнечной и ветровой энергии (где у нее большой потенциал). Индия уверена, что к 2030 году доля неископаемых топлив в секторе электроэнергетики достигнет 40%.


Цены на нефть повысятся, но риск останется

В центральном сценарии МЭА (СНМЭП) цена на нефть в 2020 году составит $80/барр с дальнейшим ростом. Пик спроса придется на 2020 гг., когда он будет расти в среднем на 900 тыс. барр/с. Последующий рост до 103,5 млн барр/с в 2040 году будет сдержан повышением цен на нефть, попытками поэтапного отказа от субсидирования, политикой энергоэффективности и переключением на альтернативные виды топлива.


США, ЕС и Япония совестно к 2040 году прирастят нефтяной спрос на 10 млн барр/с.


Сокращение расходов на разведку и добычу, которое в 2015 году оценивается в более чем 20%, приведет к тому, что совокупная добыча стран вне ОПЕК пройдет пик до 2020 года, и он составит всего чуть более 55 млн барр/с.


Во главе роста добычи в странах ОПЕК будут стоять Ирак и Иран, однако обе страны столкнутся с крупными проблемами: риск нестабильность в Ираке, наряду с неразвитостью инфраструктуры и институтов: и потребность Ирана в технологиях и крупномасштабных инвестициях.


Для того чтобы только компенсировать сокращение добычи на существующих месторождениях и поддержания будущей добычи на сегодняшних уровнях, потребуется ежегодно вкладывать в сектор разведки и добычи нефти и газа $630 млрд. Это общая сумма, которую мировая нефтегазовая отрасль тратила в среднем каждый год в последние 5 лет. Текущий переизбыток со стороны предложения не дает никаких оснований для самоуспокоенности.


Короткий инвестиционный цикл в секторе трудноизвлекаемой нефти и его способность быстро отвечать на ценовые сигналы меняют направление работы игроков рынка. Но в связи с высокой интенсивностью, с которой ресурсы такой нефти разрабатываются в США, расходы только растут. В краткосрочной перспективе добыча трудноизвлекаемой нефти в США застопорится, но возобновит рост, когда восстановятся цены на нефть.


Но развитие индустрии трудноизвлекаемой нефти тормозится ростом расходов на добычу, так как компании-операторы истощают запасы продуктивных пластовых зон и переходят на менее продуктивные площади. Плато добычи такой нефти – чуть выше 5 млн барр/с - США пройдут в начале 2020 гг., а после ее уровень начнет постепенно снижаться.


Что если цены на нефть дольше продержатся низкими?

Нельзя исключать возможность более длительного периода низких цен на нефть. В СНЦ МЭА предполагают, что до конца текущего десятилетия цена на нефть останется примерно на уровне $50/барр, а в 2040 году постепенно восстановится до отметки $85/барр. Такая траектория основана на предположении более низких темпов роста мировой экономики в краткосрочной перспективе; более стабильной обстановки на Ближнем Востоке и устойчивого перехода нефтедобывающих стран ОПЕК к стратегии обеспечения своей большей доли на рынке; а также более устойчивой добычи нефти вне ОПЕК, особенно трудноизвлекаемой - в США.


При повышении спроса, особенно со стороны транспортного сектора, долговечность СНЦ зависит от возможностей и готовности крупных стран-держателей дешевых ресурсов добывать на более высоких уровнях, чем в СНМЭП. В СНЦ доля стран Ближнего Востока на мировом нефтяном рынке будет выше, чем в любой год за последние 40 лет.


Вероятность того, что события на мировом нефтяном рынке будут долгое время развиваться именно так, ослабляется негативным влиянием на доходы добывающих стран. Так, несмотря на более высокий уровень нефтедобычи, экспортные доходы стран ОПЕК упадут на четверть в сравнении с СНМЭП.


Более низкие цены – это не только хорошие новости для потребителей. Экономические выгоды уравновешиваются растущей зависимостью от стран Ближнего Востока. Есть также риск восстановления цены на нефть, если иссякнут инвестиции. Также усилятся опасения по поводу безопасности поставок газа, если цены останутся слишком низкими, чтобы делать необходимые инвестиции.


  Перейти к МЭА: ПРОГНОЗ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ’ 2015. Часть 2.