26 марта 2018 Статья

Мартовский «Вектор», спецвыпуск «Нефтегазовой вертикали»

Автор: «Нефтегазовая Вертикаль»
Дорогие друзья, сегодня мы рады сообщить вам не только о выходе очередного аналитического спецвыпуска «Нефтегазовой вертикали» «Вектор», но и о запуске новой версии сайта, которая, как мы надеемся, вам придется по душе.

Дорогие друзья, сегодня мы рады сообщить вам не только о выходе очередного аналитического спецвыпуска «Нефтегазовой вертикали» «Вектор», но и о запуске новой версии сайта, которая, как мы надеемся, вам придется по душе.

К приближающемуся профессиональному празднику – Дню геолога – приурочено интервью министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского. Как отмечает министр, в 2017 году в стране было открыто 75 месторождений углеводородного сырья, предварительный прирост запасов за счет геологоразведочных работ составил по жидким углеводородам 550 млн тонн, по газу – 890 млрд м3.

При этом, по предварительным данным, затраты недропользователей на проведение геологоразведочных работ на нефть и газ оцениваются в 2017 году в 302 млрд рублей. В 2016 году затраты были меньше и составляли 252 млрд рублей. Так что есть основания говорить о росте интереса инвесторов. И значительную роль в этом играют усилия по совершенствованию регуляторного режима.

Вместе с тем, в глобальном масштабе геологоразведка переживает не лучшие времена. Как отмечает Дарья Сурова (компания Rystad Energy) в статье «Эра сложных запасов», в основных нефтедобывающих странах наблюдается ухудшение ресурсной базы. Это нашло свое отражение в двух основных тенденциях. Первая из них – уменьшение размера новых месторождений. Крупные активы открываются все реже, а доля средних (от 30 до 300 млн барр. н.э. извлекаемых запасов) и мелких (до 30 млн барр. н.э.) месторождений и залежей в общем объеме разведываемых запасов растет. И если в 1960-х годах на долю последних приходилось в среднем 15%, то в течение прошедшего десятилетия эта цифра, как правило, колебалась от 35% до 70%.

Вторая негативная тенденция заключается в росте доли «сложных» запасов – как нетрадиционных (нефть и газ сланцевых месторождений и плотных пород, метан угольных пластов), так и традиционных. Разработка последних может быть осложнена целым рядом факторов. Для интенсивного вовлечения в освоение этих ресурсов необходимо множество условий, в первую очередь – благоприятная институциональная среда.

В апреле в Москве пройдут ключевые отраслевые мероприятия – Национальный нефтегазовый форум и выставка «Нефтегаз-2018». В преддверии этих важнейших мероприятий «Нефтегазовая вертикаль» публикует интервью Павла Завального, председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, президента Российского газового общества, который традиционно является активным участником дискуссий в рамках форума.

В своем интервью П.Завальный отмечает, что в обозримом будущем углеводородный характер мировой энергетики сохранится. К 2040 году доля углеводородов снизится, но незначительно – всего на несколько процентных пунктов. Однако при этом доля нефти будет снижаться, а рыночные позиции газа усилятся. Предполагается, что спрос на газ будет расти опережающими темпами – на 1,4-1,6% в год и достигнет 25-26% мирового энергобаланса, в то время как глобальный спрос на энергию будет увеличиваться в среднем не более чем на 1%.

Анализируя в своем интервью «зоны особого внимания» в российской газовой промышленности, П.Завальный отмечает: «Мы должны заботиться об устойчивом развитии отрасли. По большому счету, устойчивость определяется двумя ключевыми моментами: расширенным воспроизводством запасов и стимулированием платежеспособного спроса на газ. Причем ситуация с запасами вполне благополучна: на протяжении многих лет их прирост существенно превосходит уровень текущей добычи. То есть с точки зрения ресурсного потенциала возможности развития отрасли весьма оптимистичны. Сдерживающим фактором является спрос».
Оптимистичной оценки будущего нефтегазового комплекса придерживается и компания ВР, недавно опубликовавшая свой очередной Прогноз развития мировой энергетики на период до 2040 года.

Как отмечает в статье «Нефть не сдает позиции» главный экономист Группы ВР по России и СНГ Владимир Дребенцов, спрос на нефть будет расти в течение почти всего прогнозного периода, однако стабилизируется ближе к его концу. Он полностью придется на развивающиеся экономики. В первые годы прогнозного периода увеличение поставок будет обеспечено за счет нефти плотных коллекторов США. В конце 2020-х годов ОПЕК перехватит инициативу, по мере принятия ближневосточными производителями стратегии расширения своей доли на рынке.

В свою очередь, спрос на природный газ будет расти быстрыми темпами благодаря ускоряющейся индустриализации и увеличению спроса на энергию в развивающихся экономиках, а также за счет продолжающегося перехода с угля на газ и повышения доступности недорогого сырья в Северной Америке и на Ближнем Востоке. К 2040 году США обеспечат почти четверть мировой добычи газа, а международные поставки СПГ вырастут более чем в два раза. Это значительно увеличит доступность газа во всем мире. При этом в начале 2020-х годов масштабы торговли СПГ превысят объемы межрегиональных поставок газа по трубопроводам.

Большой блок материалов в свежем номере «Вектора» посвящен анализу энергетических рынков стран постсоветского пространства. Как отмечается в статье С.Тихонова «Эхо братской дружбы», у России сложились, с одной стороны, неплохие и взаимовыгодные экономические связи с бывшими республиками СССР, которые добывают и экспортируют углеводороды, а с другой стороны, достаточно напряженные отношения со странами, осуществляющими транзит и импорт нефти и газа из РФ. Исключением является только Белоруссия, но в данном случае сыграл роль политический режим в этом государстве, не позволившем втянуть себя во внешние геополитические игры в ущерб своим национальным интересам.

В номере также публикуются обзоры состояния энергетических рынков Украины, Казахстана и Азербайджана.