21 июля 2016 Статья

Лицензия на пользование Эргинским месторождением на самом громком аукционе года. 1

Автор: АНДРЕЙ МЕЩЕРИН «Нефтегазовая Вертикаль»
На роль самого громкого события года в недропользовании претендует аукцион, по итогам которого будет назван обладатель совмещенной лицензии на пользование Эргинским участком недр в ХМАО. На гигантском участке, сопоставимом по площади с половиной Санкт-Петербурга, учтены извлекаемые запасы нефти в объеме 102,7 млн тонн – такие запасы уходят с молотка крайне редко. К тому же участок находится в непосредственной близости от самого крупного на сегодня в России Приобского месторождения. А это и прекрасная инфраструктура, и перспектива в разы увеличить начальные запасы.

На роль самого громкого события года в недропользовании претендует аукцион, по итогам которого будет назван обладатель совмещенной лицензии на пользование Эргинским участком недр в ХМАО. На гигантском участке, сопоставимом по площади с половиной Санкт-Петербурга, учтены извлекаемые запасы нефти в объеме 102,7 млн тонн – такие запасы уходят с молотка крайне редко. К тому же участок находится в непосредственной близости от самого крупного на сегодня в России Приобского месторождения. А это и прекрасная инфраструктура, и перспектива в разы увеличить начальные запасы.


Этим летом или в начале осени должен состояться аукцион, в ходе которого будет решаться, кто же станет обладателем совмещенной лицензии на одно из немногих остающихся в нераспределенном фонде крупных месторождений нефти – Эргинского. Интерес к этому участку недр столь велик, что, как минимум, три лоббиста заблаговременно обратились к В.Путину с просьбой поддержать их стремление поучаствовать в проекте. Тоже своего рода состязательный процесс.

Статья "Интрига года: эргинский аукцион"

Бал претендентов

Борьба за права на Эргинский участок недр – это отнюдь не «наш последний и решительный бой». В нераспределенном фонде недр остаются еще около полутысячи месторождений нефти с совокупными запасами порядка 27 млрд тонн. Эргинский участок – жемчужина 2016 года, не более того.

Между тем, заполучить эту жемчужину хотели бы многие. На соседнем Приобском месторождении уже много лет ведут добычу «РН-Юганскнефтегаз» и «Газпромнефть – Хантос». Их и называют главными претендентами.

Собственно, на территории Югры работают почти все крупные компании. А те, которые еще не имеют здесь крепких позиций, мечтают исправить это упущение. Эргинский участок может заинтересовать ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК, «Независимую нефтегазовую компанию».

«Сургутнефтегаз» с его объемным денежным мешком является самым желанным участников любых торгов. Если компания вступает в борьбу за нужный ей актив, то бьется она за него со всей решимостью, поднимая нередко в разы первоначальную цену – подарок судьбы для организаторов.
И уровень запасов нефти, которые можно извлечь из недр Эргинского участка, и высокий интерес к этому лоту позволяют государству продать права на него за приличные деньги. Можно выручить порядка 25 млрд рублей, а то и больше. Притом, что за весь прошлый год продажа прав на участки недр, содержащих УВС, принесла в казну 33,8 млрд рублей.

Нужно только так организовать торги, чтобы в них могли принять участие как можно больше претендентов. Соперничая между собой, они принесут казне максимальный выигрыш.
Имя победителя из числа серьезных нефтяных компаний, с точки зрения интересов государства, принципиального значения не имеет. Все они обладают достаточным опытом, технологиями и средствами для успешной реализации проекта.

Парад лоббистов

К сожалению, предыстория будущего аукциона по Эргинскому участку дает повод усомниться в том, что все потенциальные участники торгов будут к ним допущены, а само состязание будет справедливым. Уступая давлению лоббистов, чиновники готовы включить в условия аукциона дополнительные условия, которые ограничивают круг возможных участников торгов и позволяют оказавшимся в более выигрышном положении претендентам купить лицензию подешевле.

Еще в прошлом году из публикаций СМИ стало известно о том, что глава «Газпрома» А.Миллер обратился к В.Путину с просьбой включить в условия будущего аукциона по Эргинскому участку несколько дополнительных условий: по форме нейтральных, а по сути – помогающих отсечь потенциальных конкурентов «Газпром нефти».

Во-первых, было предложено обязать победителя аукциона начать разработку месторождения в течение первого года – темпы труднодостижимые для любого другого претендента, кроме работающей рядом «Газпром нефти». Во-вторых, была вброшена псевдопатриотичная идея о том, что вся эргинская нефть должна без остатка перерабатываться в России – на крупном НПЗ с высокой глубиной переработки и специализацией на выпуске продукции пятого экологического класса. Не нужно быть мастером по разгадыванию кроссвордов, чтобы понять, что имеется ввиду Омский НПЗ – крупнейший завод России, лидирующий в отрасли по глубине переработки и, по совпадению, принадлежащий «Газпром нефти».

По весне занес в Кремль предложения по устройству судьбы Эргинского участка и глава «Национальной нефтегазовой компании» Э.Худайнатов. Он предложил указать в условиях аукциона на необходимость перерабатывать добытое в Западной Сибири сырье исключительно на Дальнем Востоке. Формальным поводом для этого стала якобы недостаточная обеспеченность сырьем Хабаровского НПЗ, принадлежащего ННК.

А в июне глава Российского фонда прямых инвестиций К.Дмитриев попросил В.Путина указать в условиях аукциона, что победитель должен привлечь к участию в Эргинском проекте в качестве миноритарного партнера арабский фонд Mubadala. РФПИ еще несколько лет назад договорился о том, что Mubadala инвестирует в российскую экономики $7 млрд, однако достойное применение этим деньгам находится с трудом.

Вряд ли арабский инвестфонд можно назвать обузой для российского недропользователя. Скорее, такого рода партнерство станет подарком судьбы: деньги лишними никогда не бывают, а уже в условиях современной санкционной действительности – тем более.

Но большой вопрос, всем ли потенциальным российским претендентам на Эргинский участок удастся подружиться с арабскими инвесторами. Тем, наверное, более интересен альянс с госкомпанией. К тому же у Mubadala уже есть соглашение о стратегическом партнерстве с «Роснефтью», что дает этой компании определенное преимущество.

Конечно, В.Путин не дает прямых указаний правительству относительно конкретных деталей того или иного аукциона. Но когда обращения лоббистов приходят в министерство из Кремля с поручением главы государства «разобраться и доложить», приходится реагировать. И очень трудно ответить «нет»...

Конец I части статьи. О «ложке дёгтя», которую представляют из себя особенности порядка проведения аукциона читайте во второй части статьи чуть позже или в статье 12-го номера Вертикали «Интрига года: эргинский аукцион»...