Куда газ?

Автор: Кирилл Молодцов - председатель редакционного совета журнала НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Думаю, вопрос – куда сбывать газ – ни для кого уже не является странным. Все в курсе и про сжатие экспорта, и про цены на газ на внешних рынках, и про условия реализации дружественным странам, и про торможение с поставками СПГ. Каким образом будет выстраиваться концепция и экономика газовой отрасли в будущем – вот что нас должно интересовать.

Конечно, тут сразу приходит мысль о создании внутреннего рынка газа, об увеличении переработки, о грамотном подходе к развитию газомоторного сегмента, о формах газификации, об усилении технологий. Это должно заложить фундамент для будущей интеграции в глобальные экономические цепочки. Но уже на новом витке – не в качестве поставщика сырья, а в качестве продавца технологий и продукции высоких переделов. Кроме того, формирование внутреннего рынка газа даст толчок и для роста благосостояния социума, поднимет качество жизни населения.

Для этого нужно разблокировать рыночные механизмы, стимулировать конкуренцию среди средних и малых производителей, создавать условия, когда будет выгодно идти в переработку, покупать сырье по прозрачной и договорной цене, не боясь поглощения и нечестных правил игры.

Сегодня внутренние цены на газ растут. И если все сохранится так, как сейчас, то и цены будут подниматься – хотя и постепенно, но будут, и число недовольных увеличится. Если же предоставить добывающим компаниям возможность продавать газ по рыночным ценам, то это откроет окно возможностей.

У нас же не только «Газпром» добывает газ. Есть и другие компании: «НОВАТЭК», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз». Между прочим, это около 40% добываемого газа. Сегодня эти компании сдают газ «Газпрому» по регулируемым ценам, так как его не выгодно продавать внутри России. А ведь есть еще и нефтяной попутный газ! И ведь его тоже можно использовать для расширения рыночного предложения.

Сегодня только оптимальный баланс спроса и предложения может стимулировать рост и развитие отрасли. Тогда на рынок придет много компаний, которые будут перерабатывать, газифицировать, производить оборудование и даже качественные моторы и машины. Это даст толчок для развития внутренней переработки, сделает выгодной реализацию товаров внутри, а не на экспорт. Сегодня при актуальной ситуации, при, скажу прямо, мало на что влияющих актуальных биржевых торгах, перспектив развития газопереработки не видно.

Тоже самое можно сказать и по поводу технологий. В последнее время очень много говорится о поддержке инноваций и технологическом суверенитете. Но что делается в реальности? Бизнес в кулуарах многочисленных отраслевых конференций, посвященных освоению шельфа, переработке газа и т.п., рассказывает, что технологические компании предпочитают открывать филиалы за рубежом, перевозить туда сотрудников, конструкторов, инженеров и вести бизнес там. И не только технологические, но и перерабатывающие. Почему? Потому что все сложно, в первую очередь с обратной связью между бизнесом и властью, а также с налогами. Об этом много говорили на прошедшем в Питере ПМЭФ.

Бизнес ждет разумной системы налогообложения с прозрачной, открытой схемой. Постоянно растущие налоги, пошлины не являются стимулом для роста инвестиций в НИОКР, инновации. Создание разумных условий для ведения бизнеса может стать драйвером для роста экономики.

Можно, конечно, перечислить эти необходимые опции еще раз. Сокращение бюрократических препонов, налоговые льготы, снижение ключевой ставки, формирование конкурентной среды, создание финансовой инфраструктуры для частного бизнеса, социальные гарантии для молодых специалистов.

В сдвоенном номере НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ (июнь-июль) мы хотели понять, куда двигаться газовой отрасли, где искать основания для роста. Предлагаем подумать и по поводу ННК, нам кажется, что этот сегмент очень важен для ТЭК, но почему-то недооценен и не имеет достаточного набора правовых и налоговых механизмов для развития. Еще в фокусе внимания выпуска – угольная отрасль. Здесь наблюдаем массу негативных факторов, уже давно ни для кого не новых: сложная транспортировка, снижение цен на глобальном рынке, негибкая фискальная политика, «убитая» углехимия. Заголовок моей колонки звучит так: «Куда газ»? Но можно и продолжить: куда уголь? Мы давно ждем внятную концепцию развития энергетической отрасли России от правительства. Но ее пока нет. А ведь уже нужно действовать. Не просто понимать, куда идти, а решать конкретные задачи. Чтобы оптимизировать процесс, надо находить консенсус с бизнесом и наукой.

Текущие месяцы – время конструктивных и знаковых решений в области фискальной политики государства, от этого во многом зависит ее технологический суверенитет. Я надеюсь, что отраслевые ведомства сформируют разумные условия, комфортную среду для развития бизнеса, чтобы компании могли инвестировать в технологии и не опасались внезапных форс-мажоров.