Статья

Коротко о главном

Международная группа импортеров СПГ (GIIGNL) опубликовала свой ежегодный отчет за 2018 год, согласно которому экспорт отечественного СПГ в Европу и страны АТР превысил американский в совокупном объеме почти на 30 %. За прошлый год Россия поставила в страны Европы 4,43 млн тонн СПГ, а США – только 2,7 млн тонн. Причем основным покупателем отечественного сжиженного газа в Европе стала Великобритания – стратегический партнер США. За указанный период наша страна поставила на Британские острова 1,15 млн тонн СПГ, а США – 0,87 млн тонн. Стоит отметить, что Польша, не раз заявлявшая о приоритете американского СПГ, закупила в США в прошлом году всего 0,06 млн тонн, отдав предпочтение катарскому сжиженному газу – 1,68 млн тонн.

Датский каприз

Запланированные сроки окончания строительства «Северного потока-2» опять оказались под сомнением, на этот раз из-за позиции властей Дании, предложивших «Газпрому» проложить газопровод по новому маршруту. Такое мнение было высказано в отчете международного рейтингового агентства Moody`s по нефтегазовому сектору России и стран СНГ. Официальный Копенгаген не отклонил, но и не одобрил ни одну из двух уже поданных оператором строительства Nord Stream 2 AG заявок, но попросил произвести экологическую оценку еще одного варианта маршрута прокладки газопровода в датской исключительной экономической зоне к югу от острова Борнхольм.

Вопреки заявлениям в Twitter представителей украинского «Нафтогаза», пожелание Дании совсем не означает запрет со стороны властей этой страны на строительство газопровода по двум ранее запланированным маршрутам. Однако, несомненно, что экологическая оценка нового маршрута займет значительное время – по мнению экспертов от 3 до 6 месяцев, – что совсем не устраивает «Газпром». Российская компания рассчитывала закончить строительство и официально запустить «Северный поток-2» с 1января 2020 года, на следующий день после того, как истечет договор о транзите газа с Украиной. Теперь же, в результате откровенной затяжки времени родиной сказочника Андерсена, «Газпром» может оказаться вынужден смягчить риторику в переговорах с украинской стороной, настаивающей на продолжении поставок в Европу через свою территорию.

Впрочем, полное прекращение транзита лишь допускалось официальными лицами России и Украины. В действительности даже запуск «Северного потока-2» и второй нитки «Турецкого потока» в начале 2020 года не позволили бы полностью отказаться от прокачки российского газа через Украину. В перспективе такое возможно, но с 2021-го, а скорее с 2022 года. Проблема не в строительстве трубопроводов, а в отсутствии соответствующих мощностей приемной инфраструктуры в Европе, которые будут полностью готовы лишь в 2021 году. Поэтому договариваться с Киевом все равно пришлось бы. Затяжка времени со стороны Дании может существенно повлиять на объемы транзита российского газа через Украину, увеличив их с возможных 10–15 млрд м3 до 40–50 млрд м3. Последнее, конечно же, очень выгодно Киеву и позволит снизить потери поступлений в казну в условиях дефицита бюджета.

Министр энергетики России Александр Новак, общаясь с журналистами в рамках Красноярского экономического форума, выразил уверенность, что затягивание согласования маршрута «Северного потока-2» с Данией не окажет влияния на сроки реализации проекта. Аналогичную точку зрения высказал глава «Газпрома» Алексей Миллер в интервью телеканалу «Россия-1», подтвердив, что строительство «Северного потока-2» будет закончено в текущем году.

Россия обогнала США

Международная группа импортеров СПГ (GIIGNL) опубликовала свой ежегодный отчет за 2018 год, согласно которому экспорт отечественного СПГ в Европу и страны АТР превысил американский в совокупном объеме почти на 30%. За прошлый год Россия поставила в страны Европы 4,43 млн тонн СПГ, а США – только 2,7 млн тонн. Причем основным покупателем отечественного сжиженного газа в Европе стала Великобритания – стратегический партнер США. За указанный период наша страна поставила на Британские острова 1,15 млн тонн СПГ, а США – 0,87 млн тонн. Стоит отметить, что Польша, не раз заявлявшая о приоритете американского СПГ, закупила в США в прошлом году всего 0,06 млн тонн, отдав предпочтение катарскому сжиженному газу – 1,68 млн тонн.

В страны АТР российские компании отгрузили 12,86 млн тонн СПГ, а США – 10,73 млн тонн. Главными импортерами отечественного продукта стали Япония (6,82 млн тонн), Тайвань (2,30 млн тонн) и Южная Корея (2,05 млн тонн). При этом в последнюю страну США поставили 4,57 млн тонн СПГ, а их экспорт в Китай составил 2,16 млн, против наших 1,15 млн тонн. Примечательно, что по объемам импорта СПГ Соединенные штаты продолжают опережать Россию (20,65 млн тонн и 18,33 млн тонн, соответственно), но значительная часть американского СПГ (5,85 млн тонн) уходит в страны Нового Света.

В ноябре прошлого года была запущена третья очередь «Ямал СПГ» мощностью 5,5 млн тонн в год, но в отчет GIIGNL ее производство уже не попало. Также в следующем году серьезное влияние на китайский газовый рынок должен оказать запуск газопровода «Сила Сибири».

У нефти США снижается качество

По информации Bloomberg, у импортеров американской сланцевой нефти появились претензии к ее качеству. Сразу два нефтеперерабатывающих завода SK Innovation и Hyundai Oilbank Южной Кореи – страны, которая является крупнейшим покупателем американской нефти в регионе, – забраковали поставки из США. Причинами этого послужило наличие в нефти посторонних примесей – металлов, продуктов окисления и даже химикатов, используемых для очистки нефтехранилищ.

Проблему связывают с изъянами американской нефтяной транспортной инфраструктуры, а конкретнее – с ее недостаточной мощностью для прокачки растущих объемов сланцевой нефти. В процессе транспортировки из магистральных трубопроводов в гигантские резервуары в Мексиканском заливе, а затем на дальнемагистральные танкеры, сырье вбирает в себя химикаты, посторонние примеси и кислородосодержащие соединения других видов топлива, которые там хранились и перевозились ранее. В итоге у поставляемой из США продукции снижается качество.

Для исправления ситуации нужны дополнительные инвестиции в транспортную инфраструктуру, что, несомненно, скажется на себестоимости «черного золота» из США, которая и так значительно выше себестоимости нефти, например, добываемой в России, не говоря уже о совсем дешевой нефти Ближнего Востока. Представители корейских компаний уже официально предупредили заокеанских поставщиков, что продолжат жестко контролировать качество поставляемой сланцевой нефти из США.