02 января 2021 Статья

Компания года – Nord Stream 2

Оператор Nord Stream 2 AG, который строит газопровод в Европу «Северный поток – 2», заслуженно стал компанией года. Трубопроводный проект ежедневно обсуждают по обе стороны Атлантического океана. Европейское сообщество раскололось на два лагеря: за и против газопровода. Каждый день в судах и медиапространстве юристы и топ-менеджмент Nord Stream 2 AG вынуждены отбиваться от исков открытых врагов и бывших партнеров, отдельных компаний и целых стран, но, несмотря ни на что, «караван идет», идет к своей цели. «Нефтегазовая вертикаль» – о перипетиях 2020 года, связанных со строительством «Северного потока – 2».

Компания года – Nord Stream 2

Оператор Nord Stream 2 AG, который строит газопровод в Европу «Северный поток – 2», заслуженно стал компанией года. Трубопроводный проект ежедневно обсуждают по обе стороны Атлантического океана. Европейское сообщество раскололось на два лагеря: за и против газопровода. Каждый день в судах и медиапространстве юристы и топ-менеджмент Nord Stream 2 AG вынуждены отбиваться от исков открытых врагов и бывших партнеров, отдельных компаний и целых стран, но, несмотря ни на что, «караван идет», идет к своей цели. «Нефтегазовая вертикаль» – о перипетиях 2020 года, связанных со строительством «Северного потока – 2».

Камень преткновения – Газовая директива ЕС

До окончания строительства газопровода «Северный поток – 2» осталось 160 из 2360 километров, но именно их не могут достроить уже больше года. Причина задержки – американские санкции. Палата представителей конгресса и сенат США в конце 2019 года ввели ограничения в рамках документа PEESA, или «Закона о защите европейской энергетической безопасности». Санкции касались компаний, которые оказывают поддержку Nord Stream 2. Швейцарская компания Allseas немедленно прекратила работы. Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что «Газпром» способен закончить стройку своими силами, но процесс затянется.

Дело осложняло и то, что Дания никак не могла одобрить разрешение на строительство газопровода в собственных территориальных водах. Но к концу 2019 года разрешение выдало Датское энергетическое агентство (DEA). Решение немедленно оспорила Украина, предположив, что стройка вредна для окружающей среды, а экспертизы DEA не являются достаточным основанием для продолжения строительных работ. Позднее Дания удовлетворила еще один запрос Nord Stream 2 об использовании кораблей не только с динамическим, но и с якорным позиционированием.

В декабре Nord Stream 2 возобновила укладку труб в море и даже запросила у Федерального агентства мореплавания и гидрографии Германии разрешение на работы в зимнее время года.

Но уже в январе 2020 года Nord Stream 2 столкнулась с новыми проблемами. «Газпром» попросили немецкие власти исключить газопроводы «Северный поток» и «Северный поток – 2» из норм газовой директивы ЕС. Действие директивы распространяется на отрезок газопровода длиной всего в 12 морских миль, примыкающих к берегам Германии. Новая версия газовой директивы от 12 декабря 2019 года предполагает переход трубопровода независимому оператору и передачу возможности использования третьей стороне. Кроме того, по завершении строительства «Газпрому» отдадут только 50% мощностей газопровода. Исключению из директивы подлежат газопроводы, построенные до 23 мая 2019 года. По мнению «Газпрома», к этому времени газопровод был большей частью завершен, а безвозвратные инвестиции составили 5,8 млрд евро. По мнению представителей Nord Stream 2, споры по этому пункту идут вразрез с экономическими выгодами и целесообразностью, ведь в противном случае пострадают компании, которые профинансировали половину проекта, порядка 5 млрд евро: британо-голландская Royal Dutch Shell, австрийская OMV, французская Engie и немецкие Uniper и Wintershall.

В течение года Европейский суд и иные инстанции неоднократно отклоняли исковые требования Nord Stream 2 AG и Nord Stream AG исключить их из акта, поскольку не обнаруживали следов его применения конкретно против этих компаний. 20 мая 2020 года немецкие власти освободили «Северный поток» от действия газовой директивы на 20 лет. Рассмотрение по «Северному потоку – 2» затянулось.

Раскол Европы

Газопровод «Северный поток – 2» изначально позиционировался как сугубо экономический проект по бесперебойному обеспечению стран Евросоюза газом. Но дискуссии давно вышли за рамки экономической целесообразности и перешли в разряд политических. Главным противником стали Соединенные Штаты. Их позицию разделили страны Европы, которые выполняют указания сильного союзника. Всячески препятствуют строительству страны Прибалтики, Украина и Польша. Они делают громкие заявления и инициируют судебные процессы против Nord Stream 2 и «Газпрома».

Например, Юрий Витренко, исполнительный директор «Нафтогаза», обвинил Германию в том, что та «способствует экономическому удушению Украины», поддерживая «Северный поток – 2». Украина опасается потерять доходы от транзита российского газа в Европу и стать ненужной на европейской энергетической арене. Будучи министром Энергетики Александр Новак неоднократно пояснял, что «Северный поток – 2» никак не повлияет на поставки газа через Украину.

Польские компании и власти также ополчились на проекты «Газпрома». Компания PGNiG обвинила российского коллегу в том, что строительство нового газопровода обесценит польских газовых операторов. Не секрет, что Польша готовила для себя роль газового хаба американского СПГ в сотрудничестве с партнерами из США. Впрочем, Германия на это пригрозила ответными санкциями: привезенный СПГ из Америки ЕС могут обложить значительной пошлиной. В сентябре Польша предложила Германии свои мощности – газопровод Baltic Pipe – вместо «опасного» «Северного потока – 2». Запуск Baltic Pipe намечен на 2022 год.

В октябре 2020 года польский антимонопольный регулятор UOKiK оштрафовал «Газпром» на 7,6 млрд долларов. Как показывает международная правовая практика, иск на подобную сумму – большая редкость, поскольку 10% годового оборота компании – максимальная сумма, которую можно затребовать. Депутат бундестага ФРГ, член комитета по международной политике Вальдемар Гердт высказался в прессе, что в принципе не понимает, на какой юридической базе основан иск. Австрийская компания OMV выразила уверенность, что работает в рамках закона.

Польская нефтегазовая компания PGNiG в начале ноября 2020 года заявила о снижении цен на природный газ, который «Газпром» поставляет по «Ямальскому» контракту. Польша рассчитывает в будущем на СПГ из США. Соглашение между Польшей и Россией на поставку газа было подписано в 1996 году и истекает в 2022 году. Польская сторона не планирует продлевать договор.

Великобритания ожидаемо выступила против проекта. Член британского парламента Дэниел Кавчински прямым текстом обвинил Германию в предательстве и открыто призвал присоединиться к США и не допустить усиления России в Европе.

Неспокойно и в самой Германии: активизировались сторонники и противники проекта. С одной стороны, исполнительный директор ассоциации Zukunft Erdgas («Будущее природного газа») Тимм Келлер приветствовал проект. По его мнению, в условиях полного отказа от атомной и угольной энергетики Германии дополнительный импорт экологичного топлива составит 120 млрд кубометров газа в год. Мощность «Северного потока – 2» сможет покрыть лишь часть объема, не помешает диверсификации энергоресурсов и благоприятно скажется на конкуренции. Кроме того, отказавшись от энергии угля и атома, а теперь и от верного источника газа, Германия поставит под угрозу свою энергобезопасность и будет обязана выплатить ущерб в 10 млрд евро.

С другой стороны, организация Deutsche Umwelthilfe официально обратилась в высший административный суд земли Мекленбург — Передняя Померания (Грайфсвальд) с просьбой запретить запуск газопровода «Северный поток — 2». Активисты аргументировали позицию возможными утечками метана в воду и атмосферу. Высказываются и должностные лица. Так, Фридрих Мерц, вероятный преемник Меркель на посту канцлера от партии Христианско-демократический союз, заявил, что на проект могут наложить двухлетний мораторий, чтобы избавиться от давления США и России.

Впрочем, глава МИД Германии Хайко Маас и ряд других должностных лиц уверены: газопровод рано или поздно будет достроен и запущен.

И без того напряженную ситуацию усилила новость об отравлении Алексея Навального в августе 2020 года. С призывом к дискуссии и возможным аннулированием своего же разрешения выступила премьер-министр Дании Метте Фредриксен. Однако в этом случае датским властям пришлось бы выплатить «Газпрому» не только прямые убытки, но и упущенную выгоду, а это сотни миллионов евро, и дальше заявлений в прессе Дания не пошла. Канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала не связывать отравление российского оппозиционера с экономическим проектом. Свой призыв отказаться от российского газопровода озвучили и в сейме Литвы.

Давление со стороны США

Спекуляции относительно возобновления работ Nord Stream 2 неоднократно появлялись в прессе. Например, в августе обнаружили судно-трубоукладчик «Россини» недалеко от города Засниц. Якобы 140 рабочих ежедневно, несмотря на международные запреты, продолжают работу, курсируя в порт Мукран, базу проекта.

Не отстают и американские СМИ. В сентябре американское издание Politico опубликовало статью, где перечислялись шесть способов отказаться от «Северного потока – 2», которыми могла бы воспользоваться Германия. Среди них – отозвать разрешения на строительство газопровода, выданное ранее, или ввести общенациональные ограничения на российские энергоносители.

Американские сенаторы пригрозили адресно – владельцам порта Мукран на острове Рюген. Все операции, которые проводятся через американские финансовые компании и системы, могут заморозить и тем самым поставить существование порта под угрозу. Однако фактически портом владеют город Засниц и земля Мекленбург — Передняя Померания, поэтому, согласно изданию Süddeutsche Zeitung, должностные лица Германии раскритиковали эти меры и назвали проект в интересах людей и экономики земли.

В полной готовности в порту Мукран дрейфовало краново-монтажное трубоукладочное судно «Академик Черский». Корабль добирался до берегов Германии три месяца из Находки. Весь июль и до 5 августа ожидала в немецком Ростоке и якорная баржа «Фортуна», которая затем ушла: собственники баржи отказались от участия в проекте. В середине сентября появилась информация, что в порт Мукран направился корабль снабжения «Иван Сидоренко». Другое судно-снабженец «Остап Шеремет» находился в порту Калининграда. Однако, не пробыв в Мукране и двух суток, «Иван Сидоренко» развернулся и отправился домой. В начале октября отбыл и «Академик Черский».

Причиной стало решение Международной группы клубов страхования судовладельцев (IG P&I) отказать судам, участвующим в прокладке газопровода, в страховке из-за вероятных санкций со стороны США. Без страховки законодательство стран Европы, в том числе Дании, запрещает проводить работы в своих территориальных водах. Ограничение касается судов, помогающих проектам «Северный поток – 2» и «Турецкий поток».

16 сентября стало известно и о том, что немецкие власти попытались откупиться. Американцам предложили профинансировать строительство терминалов приема сжиженного природного газа (СПГ) в Брунсбюттеле и Вильгельмсхафене. Сделку за 1 млрд евро предложил немецкий Минфин в обмен на снятие санкций против «Северного потока – 2».

В середине сентября правительство США призвало Европарламент провести «независимое международное расследование» в отношении стройки и дела Навального. «При каждой нашей встрече я спрашивал у представителя США, почему они вводят незаконные санкции в отношении третьих сторон. Ответ всегда один и тот же: "Наше правительство сделает все возможное, чтобы остановить этот проект"», – заявил депутат Европарламента от ФРГ Максимилиан Крах.

Сергей Лавров назвал вопрос с «Северным потоком – 2» «делом чести» для немцев.

Также Вашингтон намерен создать коалицию против газопровода и тем самым закрепить документально и без того неформально существующий союз Америки, стран Центральной и Восточной Европы, и Прибалтики. Европа раскололась. В ответ на это правительство Германии посчитало, что американские санкции противоречат нормам международного права.

Nord Stream 2 реагирует на угрозы заявлениями, что располагает ресурсами для самостоятельного завершения проекта.

А в конце октября стало известно о новом пакете санкций, который разрабатывают американцы. От них могут пострадать более 120 компаний из 12 стран Европы, так или иначе задействованные в проекте, и в Германии на это тут же отреагировали, назвав санкции «неприемлимыми». «Такой подход совершенно исключён среди союзников… Экстерриториальные санкции США против европейских участников проекта являются недопустимым вмешательством в международное право», - заявил глава Восточного комитета экономики Германии Оливер Хермес.