08 апреля 2016 Статья

Итоги I квартала на рынке бензина

Автор: Михаил Турукалов. Независимое агентство "Аналитика товарных рынков"
Итоги I квартала на рынке бензина. За I квартал 2016 года владимирский индекс для Регуляр-92 вырос на 22,3%, до 38782 ₽/т, а для Премиум-95 — на 23,0%, до 40620 ₽/т....

Акцизы отыграны заранее


За I квартал 2016 года владимирский индекс для Регуляр-92 вырос на 22,3%, до 38782 ₽/т, а для Премиум-95 — на 23,0%, до 40620 ₽/т.

Этот рост оказался рекордным во всех отношениях. Во-первых, за I квартал 2014 и 2015 годов индексы для бензинов вырастали на 11–12% и 5–6% соответственно. То есть в предыдущие годы цены на бензин не росли за январь–март почти на четверть.

Во-вторых, в конце марта 2014 и 2015 годов индексы для бензинов Регуляр-92 и Премиум-95 составляли от 33600 до 35500 ₽/т. Текущий уровень индексов по меркам прошлых лет, скорее, характерен для начала лета, а не для ранней весны.

Столь значительный рост цен на бензины произошел в основном из-за резкого увеличения ставок акциза. В 2015 году акциз на автобензин класса 5 составлял 5530 ₽/т, в I квартале 2016 года он находился на уровне 7530 ₽/т, а с 1 апреля акциз вырос до 10130 ₽/т. Ставка акциза после двух повышений выросла на 4600 рублей на тонну, или в 1,8 раза.

Если оценивать влияние роста акциза на экспортный паритет, необходимо добавить к 4600 рублям на тонну еще 18%, то есть, НДС. Получается, из-за роста акциза экспортный паритет для российского бензина автоматически вырос на 5428 рублей на тонну.

Очищенный от акцизной составляющей прирост биржевых индексов можно оценить на уровне 1500–2000 рублей на тонну. Это более чем умеренное повышение на фоне примерно 55-долларового роста котировок бензина на европейском рынке в январе–марте 2016 года.

Предотвратили профицит


В начале 2016 года нефтяные компании сократили производство автобензина и увеличили экспорт товара из РФ. Так, по данным ЦДУ ТЭК, среднесуточное производство высокооктанового бензина класса 4 и выше в январе 2016 года составило 100,8 тыс. т/сут. против 103,7 тыс. т/сут. в январе 2015 года и 106,9 тыс. т/сут. в декабре 2015 года.

Показательна тактика двух нефтяных компаний, владеющих НПЗ в Центральном федеральном округе. Одна из ВИНК в начале 2016 года остановила на технологический простой малую установку каталитического риформинга на своем НПЗ в ЦФО, что привело к снижению выработки автобензина на предприятии в январе–феврале текущего года на 5% в сравнении с таким же периодом 2015 года. Другая компания в феврале значительно снизила выработку товарного автобензина на своем заводе в ЦФО и активно экспортировала бензин каталитического крекинга с этого предприятия. В обоих случаях решение сократить производство бензина могло быть принято из-за низких цен товара на российском рынке.

Отгрузка высокооктанового бензина класса 4 и выше на рынок РФ в январе 2016 года составила 84,1 тыс. т/сут. против 99,6 тыс. т в сутки месяцем ранее и 94,9 тыс. т/сут. в январе 2015 года.

Экспорт высокооктанового бензина класса 4 и выше в январе 2016 года составил 12,1 тыс. т/сут. против 8,9 тыс. т/сут. в декабре и 9,9 тыс. т/сут. в январе 2015 года.

Белорусский бензин в январе и феврале 2016 года почти не поставлялся в РФ.

Предложение бензина на внутреннем рынке в январе–феврале снизилось до такого уровня, который не позволил сформироваться обычному для этого периода профициту товара.

Понимая рыночные тенденции, независимые участники рынка активно закупали бензин и в декабре, и в январе, и в феврале. Рост цен в январе–феврале поддерживался закупками бензина впрок, а также повсеместным повышением стоимости мелкооптовых партий товара сбытовыми предприятиями ВИНК, который начался во второй половине января.

В марте для продолжения роста цен на бензины уже не требовались никакие дополнительные действия со стороны производителей. Нефтяные компании были обременены рекомендациями Минэнерго России по формированию 2,1 млн т запасов бензина к 1 апреля. Отправляемый в запасы товар не поступал на оптовый рынок. В этой связи увеличение производства бензина и сокращение экспорта в принципе не могло остановить рост оптовых цен. Независимые игроки тем временем продолжали закупки бензина в марте в преддверии масштабных ремонтов на российских НПЗ.

Придраться не к чему


На фоне роста биржевых цен на бензин и последовавшего устойчивого удорожания товара в мелком опте, нефтяные компании попали под пристальное внимание со стороны регуляторов. Появились предупреждения проверить экспорт бензина на предмет изъятия товара из обращения. Однако дальше предупреждений дело не пошло, так как двойное увеличение акциза с 1 января и с 1 апреля привело к значительному росту экспортного паритета.

Средний экспортный паритет для бензина класса 5 производства Московского НПЗ в направлении порта Рига за I квартал 2016 года составил 34109 ₽/т, а среднее значение владимирского индекса для Регуляр-92 — 35530 ₽/т. Премия внутреннего рынка на уровне 4,2%, которая сложилась в среднем за этот период, ранее никогда не вызывала вопросов у регуляторов.

При этом в течение I квартала были периоды, когда экспортный паритет для автобензина превышал цены внутреннего рынка. Например, с 23 по 31 марта средний netback для московского бензина класса 5 составил 41070 ₽/т, а средний владимирский индекс для Регуляр-92 за этот же период — 38502 ₽/т.

Регуляторы не ждут проблем весной


Несмотря на значительный рост экспортного паритета для автобензина, ФАС и Минэнерго смогли не допустить дефицита товара в России. В течение марта оба регулятора пристально следили за динамикой накопления товарных остатков.

В настоящее время ФАС и Минэнерго, судя по заявлениям представителей ведомств, не ожидают проблем на рынке бензина весной и удовлетворены результатами накопления запасов бензина перед весенними ремонтами на НПЗ.

Так, 21 марта заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин заявил журналистам, что антимонопольное ведомство не имеет претензий к нефтяным компаниям по оптовым ценам на бензин.

«Бензин есть, созданы соответствующие резервы. Сейчас ситуация ценовая стабильная. Акциз, разумеется, повлияет, но это не единственный фактор. Мы говорим о том, что в целом по 2016 году цены будут расти с темпами, близкими к темпам инфляции», — заявил Анатолий Голомолзин.

«По расчетам на 1 апреля необходимы были запасы 2,1 млн т. Компаниями накоплен запас 2,02–2,03 млн т по состоянию на 31 марта. В связи с тем, что мы с начала года наблюдаем некое изменение объемов потребления, этого количества достаточно. В некоторых регионах падение потребления достигает 3%. Будем мониторить ситуацию, проблем с возникновением дефицита не будет», — сказал замминистра энергетики Кирилл Молодцов.

Какие риски недооценены?


В предыдущие годы запасы на уровне 1,9–2 млн т позволяли без проблем пройти период весенних ремонтов на НПЗ и войти без дефицита в летний сезон высокого спроса на бензины. Тем не менее на рынке существует ряд рисков, которые могли быть недооценены.

Во-первых, сотрудники нефтяных компаний в неформальной беседе признают, что некоторая часть запасов бензина существует на бумаге.

Во-вторых, с белорусской стороны фактически сняты обязательства по обратным поставкам автобензина. В третьей декаде марта одной из причин коррекции цен на рынке бензина были ожидания, что «Белорусская нефтяная компания» поставит на российский рынок во II квартале свыше 150 тыс. т автобензина. При этом участники рынка полагали, что 50–60 тыс. т товара из апрельской выработки могут быть предложены российским покупателям уже в конце марта.

Фактически же «Европейская трейдинговая компания» — «дочка» БНК — в третьей декаде марта продала на биржевых торгах 1,68 тыс. т белорусского бензина. А слухи про угрозы чиновников сократить поставки нефти в Беларусь из-за недопоставки бензинов в РФ таковыми и остались.

Более того, в конце марта появилась информация, что белорусской стороне гарантировали право продавать бензин в Россию лишь в случае экономической эффективности для нее таких сделок. Иными словами, российский рынок может рассчитывать на значительные поставки бензина из Беларуси только в ситуации, когда цены в РФ станут для продавца интереснее, чем на альтернативных рынках сбыта.

В-третьих, в 2015 году ситуация на российском рынке бензина быстро нормализовалась не только благодаря накопленным к весенним ремонтам запасам товара, но и в результате падения мировых цен на нефть и нефтепродукты во II полугодии. Между тем в 2016 году фундаментальные факторы рынка — высокий спрос на моторные топлива летом и ожидаемое снижение объемов добычи сырья — располагают, скорее, к восстановлению цен до 45–50 $/бр. во II полугодии, а не к обновлению ценовых минимумов.

Призрак ценового диспаритета бродит по рынку


Наконец, и это самая большая проблема, на российском рынке бензина назревает ценовой диспаритет.

В конце марта замминистра энергетики РФ Алексей Текслер на совещании у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева заявил, что Минэнерго и ФАС будут стараться в 2016 году удерживать рост цен на нефтепродукты в пределах инфляции.

«Мы рассчитываем, что будем стараться держать эту ситуацию на контроле, и, несмотря на то, что у нас, вы знаете, акцизы у нас в этом году растут два раза по бензину, мы постараемся с ФАС сдерживать цены на нефтепродукты в пределах инфляции», — сказал Алексей Текслер.

Ранее глава ФАС России Игорь Артемьев заявил, что ведомство может начать расследование, если после апрельского повышения акцизов цены на бензин вырастут более чем на 2–3%.

«Мы говорим о том, что 2–3% это то, что мы понимаем, вырастет, но больше не должно… Если будет что-то расти больше, то это будет предметом наших антимонопольных исследований, расследований и так далее», — заявил Игорь Артемьев.

Нефтяные компании уже поняли, что у них не будет проблем с повышением крупно- и мелкооптовых цен вслед за ростом акцизов. Однако письмо президенту РФ Владимиру Путину с предложением взимать акцизы на АЗС, которое подписали главы «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти», «Башнефти», «Татнефти» и «Независимой нефтегазовой компании», следует трактовать не иначе как уверенность компаний, что им не удастся в обозримой перспективе отыграть рост акциза на бензин в розничных ценах.

Это хорошая новость для автовладельцев, которые, скорее всего, не ощутят значительного роста цен на АЗС, по крайней мере до думских выборов. И плохая новость для независимых операторов розничного рынка, которые рискуют снова оказаться заложниками ценового диспаритета.

Каким образом эта ситуация разрешится, скорее всего, будет понятно уже во II квартале.