12 марта 2015 Статья

Интервью с Министром нефти Египта Шерифом Исмаилом

Автор: EEDC - Конференция по экономическому развитию Египта и Министерства нефти Египта
Министр нефти Египта Шериф Исмаил о сотрудничестве России и Египта в нефтегазовой отрасли и перспективах.

13 марта в Шарм-аль-Шейхе пройдет Конференция по экономическому развитию Египта. Она проводится под эгидой Абдель Фаттаха Аль-Сиси, Президента Арабской Республики Египет, и на ней будут обсуждаться ключевые вопросы, связанные с повышением инвестиционной привлекательности страны. В ходе деловой программы мероприятия, в котором примут участие главы государств, профильных министерств, ведомств и представители крупнейших корпораций, инвестиционных и финансовых структур, будут представлены стратегические планы инфраструктурного развития Египта в среднесрочной и долгосрочной перспективе.


Министр нефти Египта Шериф Исмаил ответил на вопросы о сотрудничестве России и Египта в нефтегазовой отрасли:


1. Ваше министерство объявило о договоренностях с российской компанией «Газпром» относительно поставок 35 партий сжиженного природного газа (СПГ) в 2015-2019. Это единичный случай или правительство Египта рассматривает перспективы по сотрудничеству в этой области с «Газпромом» на постоянной основе?

Министерство очень высоко ценит сотрудничество с компанией «Газпром» и мы рассматриваем компанию как своего долгосрочного партнера. Что касается поставок СПГ, то это одна из мер, которые мы предпринимаем для того, чтобы компенсировать дефицит газа внутри страны на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Мы рассчитываем на партнерство с «Газпромом» по меньшей мере на тот период, пока разработки газовых месторождений внутри страны не могут удовлетворить спрос на внутреннем рынке, но мы рассматриваем возможности взаимовыгодного сотрудничества не только в рамках поставок СПГ.


2. Обладает ли Египет всей необходимой инфраструктурой для того, чтобы принять эти грузы? Каковы ваши планы на строительство СПГ-терминалов?

На данный момент мы не обладаем необходимыми терминалами по приему СПГ, но мы подписали контракт, по которому до конца марта 2015 у нас будет первая плавучая платформа для хранения и регазификации СПГ. Мы также ведем переговоры по поставке второй платформы во втором полугодии текущего года.


3. Помимо импортных поставок СПГ из России вы планируете какие-либо инициативы и соглашения с российской стороной в области ТЭК?

Мы несомненно планируем укреплять наши связи с Россией в этой области, в частности это касается атомной энергетики. На сегодняшний день на территории Египта из российских компаний добычу ведет лишь «ЛУКОЙЛ», но мы готовы привлекать и другие нефтегазовые компании из России к участию в проектах.


4. Что до сих пор было препятствием для поставок СПГ в Египет из других стран – низкий спрос, логистика или отсутствие регазификационных установок?

В недалеком прошлом Египет был экспортером природного газа. Революция 2011 года и последующий период политической и экономической нестабильности привели к сокращению инвестиций в разработку новых газовых месторождений, равно как и к снижению уровня добычи по уже существующим проектам. В условиях снижения добычи и значительного роста потребления экспортные поставки были приостановлены. Причины, по которым Египет до сих пор не импортировал СПГ заключались в первую очередь в отсутствии возможности регазификации в стране. Но как я уже отметил, этот вопрос теперь решен.


5. Как страна-импортер Египет выиграл от низких цен на сырую нефть в отличие от добывающих стран на Ближнем Востоке? Как низкие цены сказались на внутреннем рынке?

В целом ТЭК – глубоко субсидируемая отрасль в Египте. Египетским правительством разработана программа по проведению целого ряда экономических реформ в отношении пользования энергоресурсами в ближайшие пять-шесть лет. Первые шаги уже были предприняты в июле 2014 года, когда государство приняло ряд дотационных мер, позволивших сохранить цены на энергоносители внутри страны на более низком уровне, чем он был в соседних странах и в целом на международном рынке. В этом плане падение цены на нефть на внутреннем рынке сказывается очень опосредовано, однако оно позволило сократить бюджеты направленные на дотационные меры в отношении внутреннего рынка.


6. Как бы вы охарактеризовали нынешнее положение российско-египетских экономических отношений в нефтегазовой отрасли и энергетике?

Мы расцениваем наши отношения с Россией в этой области как высокоэффективные. Причем они продуктивно строятся уже на протяжении многих лет. В 2014 году объем торговли между Россией и Египтом составил более 4,5 млрд. долл. Эта цифра на 80% превышает показатель 2013 года. Я могу привести целый список уже существующих проектов и партнерств между нами в ТЭК. Например, в области разработки и добычи «ЛУКОЙЛ», вторая по величине российская нефтяная компания, добывает более 16% нефти в Египте. «ЛУКОЙЛ Оверсиз» является участником концессии Мелейя в Западной пустыне Египта. Это был один из первых проектов компании «ЛУКОЙЛ» по добыче за рубежом, компания вошла в него еще в 1995 году. «ЛУКОЙЛ» принимает участие и в Западной Эш Эль-Маллахе (WEEM) по добыче в Восточной пустыне с 1997 года. Для сервисного обслуживания проектов по добыче нефти и газа ряд российских компаний поставляет нам оборудование, например погружные насосы компании «Новомет».


7. Есть ли в Египте инвестиционные проекты для российских компаний? Если да, то какие области вам кажутся наиболее перспективными для российских компаний?

Для российских компаний в Египте будет безусловно много инвестиционных возможностей, и египетское правительство полностью поддерживает такое сотрудничество. Как я уже отметил, в 2014 году товарооборот между двумя странами превысил $4,5 млрд, и мы ожидаем его дальнейшего роста в 2015 году в результате создания зоны свободной торговли, о которой недавно договорились наши страны. Во время состоявшегося 9 и 10 февраля визита Президента Путина в Каир обсуждались перспективы совместной работы и реализации ряда инвестиционных проектов в области транспорта, производства, сельского хозяйства и, конечно, энергетики. В дополнение к энергетическим проектам, на которые будет сделан акцент во время Конференции по экономическому развитию Египта, есть еще целый ряд инвестиционных возможностей для российских компаний, как, например, участие крупных нефтяных и газовых компаний в серии тендеров на проведение геологоразведочных работ, объявленных Egyptian Natural Gas Holding Company (EGAS), Egyptian General Petroleum Corporation (EGPC) и Ganoub El-Wadi Petroleum Holding Company (Ganope). Импорт СПГ, дизельного топлива и мазута, создание совместных предприятий в области производства оборудования, буровых услуг, производство фосфатных удобрений – вот лишь некоторые из возможных направлений сотрудничества. Кроме того, Египет недавно начал изучение возможности разработки нетрадиционных ресурсов, и мы, безусловно, могли бы воспользоваться российский опытом и технологиями в этой области.


8. На недавней пресс-конференции Премьер-министр Египта Ибрагим Махлаб объявил о том, что в конференции EEDC в марте примет участие целый ряд высокопоставленных спикеров и крупных компаний. Планируется ли участие России в этой конференции?

Мы несомненно ожидаем, что в работе конференции примет участие большая делегация из России, приглашения приехать в Египет были направлены представителям руководства «ЛУКОЙЛа» и «Газпрома».