04 июля 2016 Статья

III НЕФТЯНОЙ ФОРУМ THOMSON REUTERS

Автор: ЕКАТЕРИНА АТЕПАЕВА «Нефтегазовая Вертикаль»
26 мая в отеле Арарат Парк Хаятт состоялся III Нефтяной форум Thomson Reuters, на котором эксперты компании и отрасли совместно с представителями финансовых организаций и государственных учреждений обсуждали развитие ситуации на мировом рынке нефти, перспективы взаимодействия России со странами ОПЕК, а также тенденции отечественной нефтепереработки и СУГ.

26 мая в отеле Арарат Парк Хаятт состоялся III Нефтяной форум Thomson Reuters, на котором эксперты компании и отрасли совместно с представителями финансовых организаций и государственных учреждений обсуждали развитие ситуации на мировом рынке нефти, перспективы взаимодействия России со странами ОПЕК, а также тенденции отечественной нефтепереработки и СУГ.

Резкое падение цен на нефть и следующие за ним изменения на рынке произошли уже практически 2 года назад, в связи с чем многие компании успели адаптироваться к новой модели существования на рынке, однако потребность переосмыслить взгляд на отрасль остается актуальной и сегодня.


Так, наряду с многочисленными событиями в мировой нефтяной отрасли, меняется восприятие и роль ОПЕК. В последнее время часто обсуждалась возможность сотрудничества ОПЕК и России.

Новый ОПЕК?

Глеб Городянкин, редактор по нефтяным рынкам Thomson Reuters, напомнил долгую историю партнерских отношений России и ОПЕК и о неоднократных попытках достигнуть тех или иных договоренностей начиная с 1998-1999 года, когда Россия пообещала сократить добычу на 7%, тогда как она - напротив - выросла на 400 тыс. б/д.

Россия традиционно рассчитывает на авось и надеется на то, что спрос в АТР подстегнет цены на нефть, что, в свою очередь избавит от необходимости сокращать добычу.

При этом нефтедобыча ОПЕК ныне находится вблизи максимальных исторических уровней, несмотря на разную степень роста добычи - доля одних членов организации неуклонно росла, тогда как доля других сокращалась.

ОПЕК является довольно неоднородной организацией по своей структуре, экономике и целям. Богатые члены ОПЕК выступают за увеличение доли на рынке, а бедные члены организации заинтересованы в первую очередь в увеличении цен на сырье.

Доля ОПЕК в мировой нефтедобыче в 2013-2014 год сокращалась – спад до 32,9%, однако в настоящее время имеет место тенденция увеличения доли ОПЕК в объемах нефтедобычи: прежде всего, растут поставки в Европу.

А цены на нефть сегодня, вероятно, прошли дно. При этом на рынке физических объемов практически все трейдеры единогласно утверждают, что переработчики не испытывают дефицита сырья. Банки и брокеры сдержанно оптимистичны, но стабильно повышают прогнозы цен на нефть, озвучивая оценки $60/барр и выше в ближайшее время.

Поэтому России довольно сложно договариваться с ОПЕК ввиду обоюдного недоверия и противоречий внутри самого картеля, при этом Россия и ОПЕК в большей степень все-таки конкуренты, нежели партнеры.

Таким образом, в настоящий момент Россию устраивает ситуация, когда мы декламируем готовность к сотрудничеству и проводим совместные информационные атаки на рынок с целью поменять настроение и подстегнуть нефтяные котировки. При этом ни потенциала, ни единства целей, ни возможности для более тесного сотрудничества России и ОПЕК на сегодняшний день нет.

Развитие ситуации

В ходе форума также обсуждались и другие ключевые факторы развития мирового рынка в рамках трех горизонтов прогнозирования.

С точки зрения краткосрочного горизонта (1-3 года), основными факторами которого являются спрос и предложение, существенную роль играет, например, добыча нефти в США. Сегодня сланцевая нефть составляет уже менее половины американской добычи, а половина – это длинные традиционные проекты, в частности, в Мексиканском заливе, которые активно инициировались в период высоких цен на нефть. Спад американской добычи за год составил примерно 1 млн б/с.
На данный момент добыча дорогих сегментов (не только в США) постепенно замедляется, кроме того, в ряде стран возникают социально-политические проблемы, которые -- постепенно либо достаточно резко -- влияют на развитие ситуации.

В целом, спрос на нефть устойчиво растет, несмотря на то, что темпы роста мировой экономики сейчас ниже, чем на пике роста в середине нулевых. В 2015 году потребление нефти на фоне низких цен на нефть выросло на рекордный объем с 2010 года. При этом основным элементом с точки зрения прогнозов потребления является транспортный сектор, прежде всего автомобильный.
Во втором полугодии прошлого года некоторые эксперты были обеспокоены накоплением хранилищ США. Однако проблема была несколько преувеличена, так как хранилища наполнялись не из-за перепроизводства, а с целью продать нефть дороже в будущем.

В результате того, что цены активно реагируют на различные факторы, уже можно говорить об определенной нормализации рынка.

При среднесрочном горизонте прогнозирования (5-10 лет) существенным фактором является экономика отрасли, то есть, себестоимость добычи последнего барреля и, например, окупаемость новых проектов добычи. Можно ожидать, что именно сегмент сланцевой нефти США будет рассматриваться в качестве верхнего ценообразующего в среднесрочном горизонте. То есть себестоимость добычи сланцевой нефти в США будет определять справедливую рыночную стоимость нефти. Сегодня отрасль только нащупывает данный уровень. По оценкам экспертов, для большей части запасов сланцев сейчас актуален диапазон от $50/барр и выше.

В рамках долгосрочного горизонта необходимо учитывать окупаемость проектов добычи в зависимости от классов ресурсов и фундаментальные изменения структуры спроса на нефть, например, влияние таких факторов, как технологии в автомобильном транспорте.

Нефтепереработка и СУГ

Вторая сессия Форума была посвящена тенденциям и перспективам нефтепереработки и СУГ.
Ринат Хантемиров, директор департамента ценообразования и маркетинга МОБОЙЛ, привел сравнительный анализ первых кварталов 2014, 2015 и 2016 годов и подвел первые итоги налогового маневра. Так, переработка сырья в целом по России довольно сильно снизилась, на 4,5%. Это произошло впервые за много лет, до 2014 года переработка росла, в 2015 году она начала снижаться, а в 2016 году данный процесс ускорился.

При этом лидерами по росту переработки оказались независимые континентальные и портовые НПЗ, а объемы переработки практически всех крупных ВИНК снизились.

Переработка конденсата существенно увеличилась. Рекордсменом по данному показателю стал «Газпром Салават Нефтехим» – доля конденсата в 2016 году выросла до 70%, кроме того переработку конденсата значительно нарастили «Газпром нефть» и «Башнефть».

Производство бензина за последние 2 года выросло несущественно, производство дизельного топлива, авиакеросина и мазута сократилось.

Александр Шкурин, руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters KORTES, в своем выступлении рассказал о том, как рассчитывается маржа российских НПЗ и от чего она зависит. При расчете маржи на разных рынках есть свои нюансы, однако при подсчете российской маржи к каждому заводу необходимо подходить индивидуально.

Маржа российского НПЗ – это корзина нефтепродуктов минус стоимость нефти и минус операционные затраты, где каждая составляющая является комплексным параметром, учитывающим множество факторов.

Объем перерабатываемой нефти и мощность НПЗ оказывают незначительное влияние на российскую маржу. Как и цена на нефть, поскольку стоимость нефти в рублях выросла на 15%, а в долларах сократилась на 29% - рублевая маржа в сумме по всем заводам практически не изменилась.
А вот индекс Нельсона и глубина переработки играют существенную роль. Еще одним важным параметром при подсчетах являются сроки проведения ремонтов.

Существенным моментом при расчете маржи российских НПЗ является распределение добычи в целом. В 2015 году 45% от добычи в России пошло на экспорт, а 53% - на переработку. Большая часть нефтепродуктов была направлена на экспорт, меньшая - на внутренний рынок. Поэтому рассчитывать маржу только по внутреннему рынку либо только на основе экспортных эквивалентов не вполне корректно.

Дамир Хальметов
, эксперт по рынку СУГ Thomson Reuters, рассказал о том, что несмотря на большое количество конкурентов по всем направлениям применения, рынок СУГ во всем мире развивается. Основными драйверами роста являются США и Китай. Кроме того, производство СУГ растет в таких странах, как Саудовская Аравия и Россия.

Согласно прогнозам, к 2019 году мировое потребление СУГ достигнет 310 млн тонн.
По потреблению СУГ в качестве газомоторного топлива Россия находится на 2 месте, тогда как лидером является Южная Корея. По количеству автомобилей на сжиженном углеводородном газе и по количеству газозаправочных станций на 1 месте находится турецкий рынок, затем польский и украинский, который является наиболее динамично развивающимся на данный момент.

В России около 50 заводов, где производится СУГ, около 350 газонаполнительных станций (аналог «нефтебаза) и примерно 4500 АЗС, где реализуется газомоторное топливо. По итогам прошлого года было произведено 15,5 млн тонн. Внутреннее потребление стагнирует.