Игорь Артемьев: «Наши индикаторы отражают объективные цены»
НГВ: В 2023 и 2024 годах правительство России поэтапно увеличивало нормативы обязательных продаж топлива на Биржу. Это было одним из рычагов стабилизации рынка. Как Вы считаете, эти нормативы можно считать достаточными? Как Вы оцениваете эффект этой меры и какие маркеры должны просигнализировать, что обязательный объем продаж нужно увеличить?
И. Артемьев: Прежде всего отмечу, что торги на нашей Бирже, в том числе нефтепродуктами, – это операции с физической поставкой товара, мы одна из крупнейших спотовых бирж мира. Для нас принципиально важны гарантии непрерывности поставок.
Нормативы биржевых продаж – это действенный механизм поддержания стабильности.
Установленные государством нормативы – 15% по бензину и 16% по дизтопливу, но по факту объемы реализации значительно их превосходят, они равны порядка 25%, т.е. каждый четвертый литр, который вливается в бак, проходит через СПбМТСБ.
Наличие нормативов дает гарантированный минимум биржевого товара на рынке, что важно не только номинальными величинами, но и тем, что к продавцам применяются требования о регулярности и равномерности продаж.
Правительство, Минэнерго и ФАС анализируют рыночную ситуацию и прогнозируют риски, в частности оттока товара с внутреннего рынка. Такие риски и являются маркерами, о которых вы говорите. Мы считаем, что правительство и ведомства оперативно и правильно среагировали на потенциальные кризисные моменты: рост нормативов в 2023 и 2024 годах и запрет экспорта бензина продемонстрировали положительное влияние на стабилизацию цен.
Со своей стороны, Биржа помогает стабилизовать рынки наличием четких биржевых правил и контроля за их исполнением, в том числе обеспечением исполнения поставок по биржевым сделкам, пресечением нарушений в ходе торгов и неисполнения договоров. Для обеспечения принципа равнодоступности мы ведем борьбу с недобросовестными торговыми практиками, разгоняющими цены, применяем наказания к нарушителям – штрафы, ограничения, отстранения от торгов. Инициаторами введения таких мер являются сами покупатели, которые не смоги получить доступ к товару из-за недобросовестных участников.
НГВ: Спрос на внутреннем рынке топлива увеличивается, почувствовала ли это Биржа, и как Вы планируете реагировать, если этот тренд сохранится?
И. Артемьев: Безусловно, почувствовала, но параллельно увеличилось и предложение товара – объемы торгов по бензину за прошедший период 2024 года выросли на 27% в сравнении с предыдущим, по дизелю – на 32%. Иными словами, рынок сегодня не испытывает дефицита предложения, что естественным образом отражается и на ценах, которые в целом снижаются с середины марта. Как мы уже обсудили выше, стабилизация связана со своевременно принятыми Правительством мерами по ограничению экспорта бензина и повышению нормативов продаж дизтоплива. Биржа реагирует постоянным мониторингом ситуации и при необходимости мерами, обеспечивающими дисциплину участников.
Кроме того, стоит напомнить о том, что срочный рынок также является одним из способов стабилизации и снижения ажиотажного спроса. ФАС и Минэнерго установили возможность для доминантов на добровольной основе продавать 1% реализуемых на Бирже нефтепродуктов в виде поставочных фьючерсных контрактов, а сейчас разрабатывается план обязательных продаж на срочном рынке.
НГВ: В последнее время высказывались идеи строительства крупных нефтехранилищ для смягчения топливных кризисов, может ли это помочь, с Вашей точки зрения?
И. Артемьев: Расширение мощностей хранения, безусловно, является фактором, стабилизирующим рынок, особенно это актуально в мелкооптовом сегменте. Мы развиваем торги мелким оптом, что делает СПбМТСБ гибкой площадкой, реагирующей на запросы небольших и средних участников, которые часто отвечают за доставку топлива в труднодоступные районы или обеспечивают поставки на небольшие сети АЗС, коммунальные предприятия и т.п. Именно в мелком опте мы внедряем новые технологии торгов и контроля поставок. Сейчас, например, прорабатываем вопрос о допуске независимых поставщиков к биржевой реализации нефтепродуктов на нефтебазах.
НГВ: Как развивается сегодня срочный рынок СПбМТСБ? Какие новые инструменты предлагаются компаниям и как можно оценить их интерес?
И. Артемьев: Мы стремимся развивать срочный рынок как неотъемлемую часть современного биржевого механизма и возможность страховать ценовые риски. За последние годы у нас сформирован целый комплекс поставочных и расчетных фьючерсов, включая контракты на бензины, дизтопливо, СУГи, газовый конденсат. Пока темпы развития нас не устраивают, сейчас поставили перед собой задачу кратно увеличить здесь ликвидность. Нужно активно привлекать частных инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, банки, а также вводить в обращение новые контракты. Уже этим летом планируем запустить расчетные фьючерсы на национальные индексы нефтепродуктов.
Мы взаимодействуем с Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР). Очень важно преодолеть страх участников финансового рынка перед товарным сегментом, и здесь мы готовы делиться своей экспертизой, демонстрировать возможности товарных фьючерсов.
На самом деле интерес компаний к производным финансовым инструментам достаточно высок, однако серьезной помехой является восприятие отрицательного финансового результата по срочным контрактам как убытков. По нашему мнению, способ преодоления этого барьера – внедрение особых политик хеджирования в компаниях. Такие политики сегодня признаются в крупных корпорациях, в том числе в ТЭК, средством обеспечения финансовой стабильности, снижения рыночных рисков. Политика хеджирования также может быть внесена в кодексы корпоративного управления, когда необходимые решения выносятся на уровень совета директоров.
НГВ: Действительно, мы видим интерес к срочному рынку у ряда участников, которые уже пользуются его механизмами. 1 марта произошло долгожданное событие – вышла новая редакция Совместного приказа, который определяет выход доминантов (ВИНКов) на срочный рынок. Однако пока они только «могут», но не «обязаны» продавать в этом сегменте. Как Вы оцениваете такой подход?
И. Артемьев: На самом деле приказ дает серьезный стимул в этой области. Срочный рынок более сложен, чем спотовый, даже для небольшой компании подготовка и выход на него требует много времени, интеллектуальных и организационных усилий. Необходимо пройти процедуру регистрации, обучить персонал, разобраться со внутренним, налоговым и бухгалтерским учетом. А когда речь идет о ВИНК, то все нужно возвести в квадрат. И если бы регуляторы использовали слово «обязан» вместо «может», то это скорее бы навредило рынку, вызвало бы сильное напряжение.
С выходом приказа мы увидели, что нефтяные компании и другие участники начали готовиться к выходу на срочный рынок более активно. Значит, сигнал регуляторов понят правильно. Срочный рынок обладает уникальными свойствами, только он позволяет управлять ценовыми рисками, гарантировать поставку и оплату, выстраивать и защищать бюджет, увеличивать глубину продаж, сглаживать аномальные движения рынков. Как я уже говорил выше, недавно вышло поручение Правительства о подготовке специального плана развития срочного рынка.
НГВ: Долгосрочным проектом СПбМТСБ является создание национального нефтяного бенчмарка, на каком этапе он сейчас находится?
И. Артемьев: Работа над нефтяным бенчмарком, как и в целом над созданием системы национальных индикаторов, проходит в рамках поручения президента страны об импортозамещении, в том числе в сфере ценовой информации. Поручение оформлено в отдельной правительственной дорожной карте развития биржевой торговли.
Создать полноценный национальный бенчмарк на некий эталонный сорт российской нефти достаточно сложно. Для этого надо убедить зарубежных партнеров подключиться к торгам и ориентироваться именно на этот индикатор, в том числе в процессах ценообразования при заключении внебиржевых поставочных договоров.
Поэтому первым шагом в этом направлении явилось внедрение для использования в налогообложении ТЭК показателя ЦСПБ, рассчитываемого Биржей. Данный экспортный нефтяной индикатор вычисляется для эталонного сорта нефти марки Юралс. Этот сорт признан правительством и ведомствами для целей налогообложения и учитывает портовые отгрузки в европейском направлении. Собственно, так это делалось и раньше для определения стоимости нашей экспортной нефти, но тогда расчеты шли на основе зарубежных ценовых агентств.
Опыт расчета ЦСПБ можно использовать для создания новых перспективных индикаторов в отношении сортов и экспортных направлений российской нефти (ВСТО и Sokol). Опытная эксплуатация ЦСПБ, я уверен, покажет успешность нашего подхода, поскольку он отражает реальные экспортные сделки, то есть является абсолютно объективным и сбалансированным.
НГВ: А можно более подробно об организации процесса формирования нефтяного индикатора и его методике?
И. Артемьев: Мы уже сказали, что индикатор ЦСПБ внедрен в налоговое законодательство для расчета НДПИ в нефтяной отрасли и вводится в действие с 1 января 2025 года. Но нам еще нужно завершить согласование методики его расчета. На Бирже сформирован для этого Экспертный совет, который состоит наполовину из участников рынка, то есть самих нефтяных компаний, и наполовину из представителей ФОИВов. Входящие в Совет ведомства положительно оценивают предложенную Биржей методику, следующий этап – ее утверждение с Центральным банком как с вышестоящей инстанцией, ответственной за администрирование системы национальных финансовых и товарных индикаторов.
НГВ: В целом как Вы видите формирование такой системы?
И. Артемьев: Биржа является наилучшим инструментом для ее создания. С одной стороны, это платформа, на которой при наличии определенной ликвидности формируется рыночная цена. С другой стороны, Биржа – агрегатор внебиржевой информации. На СПбМТСБ стекается информация практически обо всех внебиржевых договорах, заключенных как на внутреннем рынке, так и в рамках поставок наших товаров за рубеж. Мы сформировали систему регистрации внебиржевых сделок и сегодня они практически на 100% выгружаются СПбМТСБ из отчетных систем компаний в автоматическом режиме, за каждой такой выгрузкой стоит подтверждающий документ. Помимо прочего, мы можем рассчитывать нетбэки российских экспортеров, вычленяя при этом отдельно транспортную составляющую (фрахт, перевалка, страхование).
Таким образом, наши ценовые индикаторы отражают объективные цены и тренды их формирования в отличие от «виртуальных» зарубежных ценовых показателей, которые транслируют цену на несуществующих для российских экспортеров мировых рынках. Наш основной подход заключается в том, что мы не зависим от направления поставки или удаленности точки перехода права собственности на российский товар. У нас есть вся информация для корректной оценки стоимости товара в точке пересечения границы РФ (на условиях FOB).
Товарный рынок в стране живет далеко не только нефтью, поэтому мы стараемся расширять линейку ценовых индикаторов и по другим товарам. Это, конечно, нефтепродукты, уголь, и строительные материалы, лес, сельхозпродукция. Не стоит также забывать и про минеральные удобрения. Сегодня уже прошли регистрацию в Банке России около 50 индикаторов внутреннего рынка нефтепродуктов – как биржевые, так и внебиржевые. По остальным рынкам мы будем придерживаться той же стратегии по- ведения: накопление базы расчета, утверждение методики, тестовые расчеты, регистрация индикаторов в ЦБ РФ, применение компаниями этих индикаторов в коммерческой деятельности.
В перспективе такой опыт можно применить для создания того самого эталонного бенчмарка на российскую нефть, о котором вы спросили. Ее цена в настоящий момент на мировом нефтяном рынке все равно привязана к иностранным индикаторам (к примеру, сорта Brent) и торгуется с определенным дисконтом.
Создание такого индикатора – безусловный залог экономической и геополитической безопасности страны, технологического суверенитета в области ценообразования.
НГВ: Какова ситуация по развитию биржевых торгов газом? Ожидания по поводу работы на бирже «Газпрома», «НОВАТЭКа», «Роснефти» и других компаний? В прошлом году объем нарастили независимые производители, как будет складываться ситуация дальше?
И. Артемьев: Рынок газа стартовал на Бирже 10 лет назад, однако нельзя сказать, чтобы мы были довольны его развитием – показатели еще очень далеки от по-настоящему ликвидных. Есть проблемы, связанные с монопольным положением «Газпрома», они не компенсируются выходом на биржевой рынок газа нефтяных компаний. Ситуация может существенно измениться, когда на бирже будет торговать «НОВАТЭК».
Развитие газового рынка нужно государству. Биржа продолжает многолетнюю работу по организации процесса – сейчас ведем ее на основе дорожной карты правительства. Это привлечение новых участников торгов, запуск коммерческой балансировки газа в части недопоставки продавцами и переборов покупателями объемов по биржевым договорам, внедрение механизма коммерческой балансировки отклонений по внебиржевым договорам через Биржу. Нужно отметить и организацию торгов длинными договорами с поставкой газа на любой месяц календарного года и поставочными фьючерсами на газ.
В 2023 году объемы у нас выросли, это произошло за счет двух факторов. Первый – запуск двух новых газовых проектов «Роснефти» второй очереди, «РОСПАН Интернешнл» и «Харампурнефтегаз», сырье этих проектов было выведено на Биржу. Второй – выход на торги тех участников, которые начали использовать инструменты, запущенные в августе 2023 года, со сроком поставки на следующий месяц и возможностью оплаты приобретенных ресурсов газа после окончания периода его отбора.
В текущем году мы ожидаем, что в случае роста промышленного производства в стране новые биржевые инструменты станут еще более востребованными. Объемы торгов между продавцами и покупателями, которые заключают сделки на условиях постоплаты газа, должны вырасти.
Что касается вывода ресурсов «Газпрома» и независимых производителей, то в текущем году выведение объемов газа на Биржу этими поставщиками будет зависеть от ряда факторов. Это конъюнктура поставок газа по внебиржевым договорам, наличие свободных незаконтрактованных объемов топлива, запуск очередных этапов коммерческой балансировки газа.
У нас сформирован целый комплекс поставочных и расчетных фьючерсов, включая контракты на бензины, дизтопливо, СУГи, газовый конденсат. Пока темпы развития нас не устраивают
Биржевые цены на газ, как и в предыдущие годы, будут зависеть от уровня конкуренции на торгах со стороны основных продавцов и от уровня спроса со стороны покупателей – предприятий тепло-, электроэнергетики. Их спрос обусловлен в том числе погодными условиями.
Повторюсь, по-крупному развитие рынка газа зависит от решений по гораздо более мощному наполнению биржевого канала товаром.
НГВ: Как Вам видятся перспективы развития рынка углеродных единиц? Над чем сегодня конкретно работает биржа по этой повестке?
И. Артемьев: Этот рынок – большая история, как российская, так и международная. Мы планируем тут развитие в том числе на экономическом пространстве дружественных стран. Хотим стать центром биржевой торговли зелеными активами. Мы под ними понимаем товары с низким углеродным следом, квоты на выбросы парниковых газов, сертификаты зеленой электроэнергии и углеродные единицы.
Что касается добровольного углеродного рынка, с учетом международного опыта и сформированного российского блока законодательства мы первоначально не считали этот сегмент очень перспективным. Как известно, биржа торгует стандартизированными товарами, а единицы климатических проектов по своей природе носят выраженный индивидуальный характер и для стандартизации подходят не очень хорошо.
Но у нас есть отдельная площадка – Система электронных торгов внебиржевого рынка (СЭТ ВР) – как раз для таких нестандартизированных товаров. На ней мы и создали сегмент «Торги углеродными единицами».
Торговля будет проводиться в режиме одностороннего аукциона продавца. Данный режим позволяет реализовывать единицы конкретного климатического проекта обособленно, с сохранением их индивидуальности. При этом можно торговать единицами не только российского Реестра углеродных единиц, но и единицами климатических проектов, зарегистрированных в зарубежных реестрах.
Создать полноценный национальный бенчмарк на некий эталонный сорт российской нефти достаточно сложно
Некоторые возможности стандартизации мы все же видим, и сейчас прорабатываем их с потенциальными участниками торгов. Работаем над созданием поставочного фьючерса на углеродные единицы, оформленные в российском Реестре.
Отдельно у нас создана биржевая секция «Углеродный рынок», тут уже в рамках двустороннего анонимного аукциона планируется торговля только однородными, стандартизированными единицами климатических проектов. Это, например, углеродные единицы, полученные от проектов по улавливанию и утилизации парниковых газов.
Правительство проводит сейчас политику по декарбонизации, и мы считаем наиболее перспективным сегментом оборот товаров с низким углеродным следом. Если посчитать энергобаланс страны, то у нас порядка 40% электроэнергии – зеленая энергетика (гидроэлектростанции, атомные станции). Это позволяет российским предприятиям производить продукцию с очень низким углеродным следом, что создает конкурентные преимущества на зарубежных рынках.
Хочу отметить, что Биржей принята Политика по развитию организованных торгов товарами с верифицированным углеродным следом. Большое внимание в ней уделяется рециклингу, экономике замкнутого цикла, поэтому начали заниматься темой вторичного сырья.
В номенклатуру биржевых товаров уже включены несколько видов вторсырья и продукции на их основе – вторичный алюминий (и сплавы на его основе, изготовленные из лома), шесть видов вторичных полимеров (ПНД, ПВД, ПП), а также отработанное растительное масло. При активном участии Алюминиевой ассоциации и компании «РУСАЛ» завершается разработка биржевого стандарта на алюминий с низким углеродным следом.
Все это позволит сформировать биржевые цены на вторсырье, построить рынок с ясными стандартами, документооборотом и возможностями хеджирования рисков, а это устранит серые нерыночные практики и переведет рынок вторсырья в правовое поле.
НГВ: Минсельхоз разрабатывает инициативу по торговле зерном в рамках стран БРИКС. Что Вы думаете о развитии биржевой торговли этим товаром в актуальных условиях?
И. Артемьев: Пока у нас нет уверенности в том, что мы хотим вкладываться в развитие рынка зерна, спотовый рынок зерна уже сложился на Национальной товар- ной бирже (НТБ, входит в группу Мосбиржи). Другая продукция АПК у нас, безусловно, будет развиваться – сейчас активно расширяем торги сахаром. Кроме того, для АПК активно торгуем минеральными удобрениями и развиваем множество других рынков в рамках политики по масштабированию линейки биржевых товаров.
По зерновой теме могу сказать, что Россия, являясь крупнейшим экспортером пшеницы в мире, попала под ограничения, но, несмотря на это, мы не имеем права прекращать потоки зерна и продовольствия в нуждающиеся страны. Важно наладить торговые отношения и иметь стабильную систему расчетов.
Бенчмарки, используемые на мировом зерновом рынке, в том числе странами БРИКС, формируются на базе котировок зерновых культур на Чикагской бирже (СМЕ). Такая инфраструктура мирового зернового рынка сложилась на доминировании поставок пшеницы и кукурузы из США после Второй мировой войны. При этом страны БРИКС ежегодно производят более 1 млрд тонн зерновых, являясь ключевыми участниками этого рынка, но при этом не могут полноценно участвовать в формировании цены на базовые товары сельхозпродукции. Создание зерновой биржи БРИКС положительно отразится на формировании свободного и конкурентного рынка агропродукции.
На наш взгляд, в условиях мировых изменений данный вопрос необходимо рассматривать более глобально, говоря о создании не просто зерновой, а товарной биржи БРИКС. Такая инициатива открывает возможность глобально перезагрузить мировые товарные рынки, что позволит на условиях прозрачного и конкурентного ценообразования устанавливать цены на ключевые группы товаров, являющиеся основными для экономики стран БРИКС, не оглядываясь на западные биржи.
СПбМТСБ имеет богатый опыт в области организации биржевых торгов и клиринговых процедур на товарно-сырьевых рынках. Мы готовы предложить использовать нашу инфраструктуру и технологии для создания единой биржевой торгово-клиринговой инфраструктуры БРИКС с целью формирования прозрачного для всех сторон торгово-расчетного механизма.