10 декабря 2015 Статья

Газовая промышленность Кувейта — радужные перспективы

Автор: PLATTS
Кувейт ведет активную подготовительную работу по газодобывающему проекту Юрский. Страна также намерена импортировать дополнительные объемы газа для покрытия стремительно растущего спроса на электроэнергию.

Кувейт ведет активную подготовительную работу по газодобывающему проекту Юрский. Страна также намерена импортировать дополнительные объемы газа для покрытия стремительно растущего спроса на электроэнергию


Нефть и газ — единственные энергоносители, добываемые в Кувейте. С 2009 года недостающие объемы газа замещаются за счет импорта СПГ (сжиженного природного газа). Как свидетельствуют данные Международного энергетического агентства (МЭА), общая добыча первичной энергии в стране в 2013 году составила 35,065 миллиона тонн нефтяного эквивалента (млн т. н. э.), из которых на газ приходилось 15,1 млн т. н. э.


Добыча этого вида топлива в 2013 году составила 43,1 % всей добычи первичной энергии в стране. Для сравнения, в 2003 году его доля составляла 37,1 % при условии, что общий объем добываемой первичной энергии не превышал 22 млн т. н. э.


Общий рост потребления энергии, и в первую очередь газа, диктует необходимость получения значительно больших объемов первичного сырья для производства электроэнергии. С 2003 по 2014 год объемы газа, используемого для производства электроэнергии, увеличились более чем в три раза, свидетельствуют данные МЭА. При этом объем потребления газа энергетической отраслью вырос на 84 %, а промышленностью — всего на 15 %.


Стремительный рост доли газовых электростанций частично является результатом попыток снизить долю нефти в качестве сырья для производства электроэнергии. В 2003 году на долю газа приходилось 9,8 Твт — или четверть — от общего производства электроэнергии в стране, составлявшего 39,8 Твт. Для производства всего остального объема электроэнергии использовалась нефть.


Доля газовой генерации постепенно росла и в 2013 году составила 22,5 Твт. Однако за тот же период выросла и доля нефтяной генерации — с 30 Твт в 2003 году до 38,5 Твт в 2013 году, что было связано со стремительным увеличением спроса на электроэнергию.


Удовлетворения это спроса, свидетельствуют данные МЭА, потребовало значительного увеличения выработки электроэнергии, которая в 2013 году составила почти 61 Твт. Данные также показывают, что рост спроса на электроэнергию наблюдался в первую очередь со стороны жилищного и в меньшей степени со стороны коммерческого секторов.


Взлет спроса на электроэнергию связан с тем, что в стране действуют одни из наиболее низких и в наименьшей степени увязанных с затратами на производство сбытовых тарифов в мире. Средний розничный тариф с 1966 года зафиксирован на уровне семи долларов за мегаватт. Это примерно 5 % стоимости производства, составляющей, по оценкам, 140 долларов за мегаватт.


ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В КУВЕЙТЕ (в Твт)


2003

2013

Нефть

30,003

38,518

Газ

9,799

22,464

Производство

39,802

50,982

Потребление внутри энергетической отрасли

9,461

13,805

Конечное потребление

25,963

39,779

В том числе жилищный сектор

15,881

25,720

В том числе коммерческий сектор

10,082

14,059

Источник: Международное энергетическое агентство


ПРОИЗВОДСТВО ГАЗА И ЕГО ПОСТАВКИ НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК (в тераджоулях)


2003

2013

Производство

380 000

619 818

Импорт

0

82 840

Общий объем поставок на внутренний рынок

380 000

702 658

Электроэнергия

81 660

256 730

Потребление внутри энергетической отрасли

147 847

273346

Промышленность

150 493

172 582

Источник: Международное энергетическое агентство


Учитывая то, что электроэнергия обходится большому числу потребителей практически бесплатно, отсутствуют какие бы то ни было стимулы к ее бережному использованию, что в свою очередь объясняет стремительный рост спроса.


Взлет спроса на газ с начала века поставил власти Кувейта в затруднительное положение, связанное с тем, что большая часть из добываемых ежедневно в стране 1,4 млрд куб. футов газа — это попутный газ. Его добыча неразрывно связана с добычей нефти, а значит, и с квотами ОПЕК. Производство непопутного газа сегодня едва превышает 140 млн куб. футов в сутки.


В поисках выхода из этой сложной ситуации кувейтские власти пошли по пути увеличения добычи непопутного газа и объемов импорта. В ноябре по обоим этим направлениям был достигнут определенный прогресс.


Проект Юрский

Ключевым проектом по добыче непопутного газа является проект Юрский. Он играет критически важную роль в планах повышения производства непопутного газа к 2020 году до 600 млн куб. футов в сутки, а к 2030 году — до 1 млрд куб. футов в сутки. Как заявили в середине ноября представители властей, в рамках второй фазы проекта Юрский были получены конкурсные заявки на реализацию проектов общей стоимостью более четырех миллиардов долларов.


Три компании подали конкурсные заявки на три контракта по разработке месторождений на севере Кувейта с проектной мощностью 120 000 баррелей водосодержащей нефти и более 300 млн куб. футов неочищенного газа в сутки, следует из сообщений Центральной тендерной комиссии, отвечающей за проведение всех крупных публичных тендеров в Кувейте. Заявки поступили от гиганта нефтесервисного бизнеса Schlumberger, группы компаний Al-Khorayef Group из Саудовской Аравии и кувейтской Spetco International.


Из трех претендентов Schlumberger подала наименьшую заявку на 1,317 млрд динар (4,3 млрд долларов) на обустройство месторождений West Raudhatain, East Raudhatain, Umm Niqa и Sabriya. Заявки от Al-Khorayef и Spetco были выше.


Ожидалось, что единый подрядчик не получит от Кувейтской нефтяной компании (КОС) более одного из распределяемых контрактов — частично в связи со сложностями, возникшими при реализации первого этапа проекта. Однако некоторые подрядчики в Кувейте заявили, что КОС может пойти по пути единого контракта.


Проект Юрский, сроки реализации которого сдвигались уже много раз, обрел второе дыхание в сентябре 2015 года. Работа над проектом изначально затормозилась после того, как получивший контракт на реализацию первого этапа подрядчик не смог привлечь финансирование.


Контракт на работы по первому этапу стоимостью 1,56 млрд долларов в 2010 году получила кувейтская компания Kharafi National. Контракт включал создание производственной базы для добычи 100 000 баррелей нефти и 510 млн куб. футов газа в сутки.


Первый этап должен был быть завершен в 2017 году, но в 2014 году был расторгнут в связи с недопустимым отставанием от графика. Источники в Кувейте заявляли, что власти планируют провести повторный конкурс. Однако это вряд ли произойдет раньше начала 2016 года, что ставит под вопрос сроки реализации всего проекта.


В июне 2015 года КОС, правда, продлила на год контракт с Shell на разработку резервной базы проекта Юрский. Оригинальное усиленное соглашение о предоставлении технических услуг было подписано в 2010 году. По нему в Кувейт направлялись технические специалисты для оказания поддержки КОС в управлении работой по разработке резервов.


ИМПОРТ СПГ

Решение Кувейта построить терминал для приема СПГ-танкеров также было продиктовано стремительным ростом спроса и преобладание попутного нефтяного газа. Плавучий терминал мощностью 500 млн куб. футов в сутки был построен компанией Excelerate и вступил в строй в Мине-Эль-Ахмади в 2009 году. Ввод в эксплуатацию еще одного терминала запланирован на 2020 год.


В марте 2015 года Кувейтская национальная нефтяная компания одобрила инвестиции в размере одного миллиарда динар (3,33 млрд долларов) в строительство нового наземного терминала для приема СПГ. Мощность будущего терминала составит примерно 1 500 млн куб. футов распределяемого газа в сутки, впоследствии эта цифра может быть увеличена до 3 000 млн куб. футов в сутки.


Для получения необходимых объемов СПГ Кувейт не только закупает сжиженный газ по импортным контрактам с такими поставщиками, как BP и Shell, но и рассматривает возможности прямых инвестиций в проекты по экспорту СПГ за границей. Так, десятого ноября во время встречи на высшем уровне между главами двух государств в черноморском курортном городе Сочи российский Газпром подписал меморандум о взаимопонимании с государственной холдинговой компанией Кувейтская нефтяная корпорация (КРС) по вопросам сотрудничества в нефтегазовом секторе, включая проекты в области производства СПГ.


Газпром, поставляющий СПГ в Кувейт с 2011 года, руководит консорциумом Сахалин-2 на острове Сахалин, владеющим единственным в России заводом по производству СПГ. Представитель Газпрома заявил Platts, что компания обсудила с КРС перспективы участия последней в еще одном СПГ-проекте в России, который планируется запустить в 2021 году на Балтике.


Председатель совета директоров Газпрома Виктор Зубков в октябре заявил агентству Тасс, что компания планирует утроить объемы поставляемого в Кувейт СПГ до 7,5 миллиона тонн в год «в ближайшие годы».


ИМПОРТ ПО ГАЗОПРОВОДАМ

Кувейт также рассматривает возможность импорта газа из других источников, включая поставки по газопроводам из Ирака. Как следует из сообщения офиса премьер-министра Ирака, в середине ноября правительство Ирака обсуждало возможность экспорта в Кувейт попутного газа с месторождения Rumaila на юге страны. Добычу на Rumaila ведут ВР и Petrochina.


Добываемый в Ираке попутный газ обычно сжигается. Однако министерство нефти ведет с руководимым Shell консорциумом Basrah Gas Company (BGC) работу, направленную на удержание примерно 2 млрд куб. футов сжигаемого на месторождениях Rumaila, West Qurna-1 и Zubair попутного газа в сутки.


Газопровод в Кувейт длиной 170 км (106 миль) и мощностью 5,7 млн куб. м в сутки был проложен в 1986 году. Мощность впоследствии была удвоена до 11,3 млн куб. м в сутки, но экспорт прекратился после вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году.


Возобновление экспорта стало зримой перспективой с момента подписания правительствами двух стран в 2004 году соглашения, предусматривавшего поставку по газопроводу 35 млн куб. футов газа в сутки. Модернизация трубопровода и насосных станций, оцениваемая в 800 млн долларов, позволила бы увеличить объемы до 200 млн куб. футов в сутки.


Несмотря на включение газопровода в опубликованную в 2013 году Национальную энергетическую стратегию иракского правительства, реализация проекта так и не началась. Газопровод может быть готов в течение трех лет с момента подписания межправительственного соглашения. Строительные работы не должны занять больше года, так как речь идет о восстановлении уже существующего газопровода.


По данным министерства нефти, в августе Ирак сжигал 1 600 млн куб. футов попутного газа в сутки, причем весь он добывался на нефтяных месторождениях на юге страны. В то же время на электростанциях в самом Ираке сжигались рекордные 222 000 баррелей нефти в сутки.


Начавший работу в 2014 году ВGC увеличил свои газовые мощности с 240 млн куб. футов в сутки до примерно 500 млн куб. футов в сутки. Он надеется, что в конечном итоге будет производить достаточно газа для полного замещения им сжигаемых на иракских электростанциях сырой нефти и мазута, дополнительные объемы которых в этом случае могут быть отправлены на экспорт.


Однако строительство инфраструктуры, необходимой для доставки газа на иракские электростанции, займет несколько лет. Предполагается, что, пока идут работы по строительству собственной инфраструктуры, экспортные поставки газа в Кувейт позволят министерству заработать дополнительные средства.


ПОТЕНЦИАЛ ИРАНА

Еще одним потенциальным поставщиком газа в Кувейт является Иран. Ожидается, что, как только с этой страны будут сняты международные санкции Тегеран значительно увеличит объемы экспортируемого газа. Международное энергетическое агентство в своем обзоре World Energy Outlook за 2015 год высказывает предположение, что наиболее вероятными получателями иранского газа станут его ближайшие соседи, а не удаленные рынки в различных регионах мира.


«Обычно в качестве возможных вариантов упоминаются экспортные поставки в Европу или Индию наряду с различными проектами в области СПГ, — отмечает агентство в своем обзоре. — Однако в реальности намного более вероятно, что на первом этапе речь будет идти о ближайших соседях. Многие рынки в непосредственной близости от Ирана страдают от недостатка газа. И хотя регион известен непростыми политическими взаимоотношениями между соседними странами, делающими заключение трансграничных соглашений чрезвычайно сложной задачей, Оман, ОАЭ, Кувейт и Пакистан неизменно фигурируют в списке потенциальных импортеров».


Министр нефти Ирана Биджан Зангане в комментарии от 17 ноября высказал схожую мысль. Не назвав конкретно Кувейт, он отметил тем не менее, что приоритетными рынками для иранского газа будут соседние страны, а сам Иран планирует стать региональным газовым хабом.


Он добавил, что «у Ирана есть все возможности для того, чтобы превратиться в газовый хаб между севером и югом, так как, за исключением Катара, все страны Персидского залива являются крупными потребителями газа».


Одновременно, 18 ноября председатель государственной Национальной газоэкспортной компании Ирана Азизолла Рамазани заявил Platts в кулуарах конференции в Женеве, что изначально приоритетной для его страны станет поставка природного газа соседним странам. «Министр нефти Биджан Зангене подчеркнул, что мы должны начать со своих соседей, а уж потом смотреть на другие рынки. [Нашим соседям] необходимы большие объемы газа для выработки электроэнергии», — сказал он.


СКОЛЬКО ГАЗА НУЖНО КУВЕЙТУ?

Сложно сказать, сколько газа необходимо Кувейту для производства электроэнергии и других целей сегодня и в будущем, однако планами предусматривается введение в строй больших генерирующих мощностей. В конце 2014 года Министерство электроэнергетики и водных ресурсов (МЕW) обнародовало список планируемых к вводу электростанций общей мощностью 9 580 МВт с местами их расположения. Всего 280 МВт этой мощности относится к негазовой генерации. Остальные же, как предполагается, будут использовать газ в качестве основного или резервного топлива.


Эта мощность будет приплюсована к 15 990 МВт действующих и 2 590 МВт строящихся электростанций, большая часть из которых также рассчитана на использование газа в качестве основного или вспомогательного топлива.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ И СТОЯЩИЕСЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ В КУВЕЙТЕ

Электростанция

Основное топливо

Технология

Мощность в МВт

Az-Zour South

Нефть

Паротурбинная

2 400

Doha East

Нефть

Паротурбинная

1 050

Doha West

Нефть

Паротурбинная

2 400

Sabiya

Нефть

Паротурбинная

2 400

Shuwaikh

Газ

Паротурбинная

252

Shuaiba South

Газ

Паротурбинная

720

Az-Zour South

Газ

Газотурбинная открытого цикла

111

Az-Zour South

Газ

Газотурбинная открытого цикла

1 040

Az-Zour South

Газ

Газотурбинная открытого цикла

825

Shuwaikh

Газ

Газотурбинная открытого цикла

252

Doha East

Газ

Газотурбинная открытого цикла

108

Doha West

Газ

Газотурбинная открытого цикла

142

Sabiya

Газ

Газотурбинная открытого цикла

500

Az-Zour South

Газ

Газотурбинная комбинированного цикла

560

Az-Zour South

Газ

Газотурбинная комбинированного цикла

370

Sabiya

Газ

Газотурбинная комбинированного цикла

2 000

Shuaiba North

Газ

Газотурбинная комбинированного цикла

860

Az-Zour North-1

Газ

Газотурбинная комбинированного цикла

1 550

Az-Zour South

Газ

Газотурбинная открытого цикла

520

Sabiya

Газ

Газотурбинная открытого цикла

520

Источник: Министерство электроэнергетики и водных ресурсов и Kuwait Partnerships Bureau


ПЛАНИРУЕМЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ В КУВЕЙТЕ

Электростанция

Основное топливо

Технология

Мощность в МВт

Az-Zour North-2

Газ

Газотурбинная комбинированного цикла

1 500

Az-Zour North-3

Не определено

Не определено

800

Az-Zour North-4

Не определено

Не определено

1 000

Al Khairan-1

Низкосернистый мазут

Паротурбинная

1 500

Al Khairan-2

Низкосернистый мазут

Паротурбинная

1 500

Al Khairan-3

Низкосернистый мазут

Паротурбинная

1 500

Al Abdaliyah

Солнечная энергия

Комбинированного цикла с использованием солнечной энергии

280

Sabiya

Газ

Газотурбинная открытого цикла

500

Sabiya

Газ

Газотурбинная открытого цикла

500

Sabiya

Газ

Газотурбинная комбинированного цикла

250

Az-Zour South

Газ

Газотурбинная комбинированного цикла

250

Источник: Министерство электроэнергетики и водных ресурсов и Kuwait Partnerships Bureau


Предполагается, что большая часть планируемых мощностей будет построена компаниями частного сектора. Это стало возможным благодаря проведенным в 2010 году реформам, допустившим в электроэнергетику частный капитал.


До этого Министерство электроэнергетики и водных ресурсов обладало монополией на строительство, владение и эксплуатацию всех электростанций и заводов по опреснению воды. Сегодня министерство выступает в качестве единого покупателя электроэнергии и воды у предприятий частного сектора, а через Кувейтскую нефтяную корпорацию единым продавцом энергоносителей для их работы.


Реформа системы финансирования и эксплуатации объектов электрогенерации и опреснения воды проходила на фоне осознания грядущей необходимости введения в строй большого количества новых дорогостоящих генерирующих мощностей. В 2011 году компания GE (CША) посчитала, что темпы роста спроса на электроэнергию в Кувейте составляют до 10 % в год.


«Государство считает, что при таких темпах роста к 2025 году пиковый спрос на электроэнергию в целом по стране составит 25 000 МВт», — отметила GE, сравнив эти цифры с пиковой мощностью в примерно 10 500 МВт в 2010 году и 12 800 МВт в 2013 году. Данный комментарий был сделан в рамках объявления о вводе в эксплуатацию газотурбинной установки открытого типа на первом этапе строительства газовой электростанции Sabiya мощностью 2 000 МВт. Электростанция вышла на проектную мощность комбинированного цикла в 2012 году.


Sabiya находится в собственности Министерства электроэнергетики и водных ресурсов, однако планируется, что целый ряд проектов, запущенных после прошедших в 2010 году реформ, будет реализовываться по системе независимого производителя воды и электроэнергии (IWPP). В этом плане обращает на себя внимание проект Az-Zour North, предусматривающий строительство в несколько очередей комплекса с газовой и нефтяной генерацией. После выхода на проектную мощность предприятие будет производить 4 850 МВт электроэнергии и 276 млн английских галлонов опресненной воды в день.


Первая очередь проекта Az-Zour North предполагает производство 1 550 МВт электроэнергии и 107 млн английских галлонов опресненной воды в день на основе газовой генерации. В 2012 году контрольный пакет (40 %) в проекте Az-Zour North-1 получил консорциум в составе International Power, дочернего предприятия Engie, японской Sumitomo Corporation и кувейтской AH AI Sagar & Brothers.


Участники Az-Zour North-1 привлекли необходимое финансирование в 2013 году, и сегодня проект успешно реализуется. Продвижение по другим IWPP-проектам, однако, идет довольно медленно, хотя в Кувейте подобного рода осторожность в порядке вещей. В сентябре 2015 года был составлен короткий список из семи консорциумов, претендующих на реализацию IWPP-проекта Az-Zour North-2 по строительству электростанции на 1 500 МВт. В настоящий момент проводится тендер на первую из трех очередей строительства использующей в качестве топлива низкосернистую нефть генерирующей и опресняющей станции мощностью 4 500 МВт и 125 млн английских галлонов воды в рамках IWPP-проекта Al-Khairan.


АЛЬТЕРНАТИВ ГАЗУ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ

Не все новые мощности будут работать на газе или нефти, но большинство. Это не в последнюю очередь связано с отказом Кувейта от развития ядерной энергетики в стране.


Власти планируют инвестировать в электростанции, использующие энергию солнца, и другие возобновляемые источники энергии. Однако, как прогнозировалось еще в 2013 году, те примерно 2 000 МВт мощности из возобновляемых источников, на которые к 2030 году планируется провести тендеры, будут покрывать не более 15 % всех потребностей страны в электроэнергии.


Учитывая то что большая часть электроэнергии потребляется практически бесплатно, одной из наиболее действенных мер могло бы стать более эффективное управление спросом. Переход на более экономически обоснованные тарифы способен затормозить, а то и повернуть вспять, рост потребления электроэнергии и, как следствие, ограничить потребность в дополнительных объемах газа для ее производства. Однако маловероятно, что это произойдет в ближайшем будущем.


В сентябре 2015 года министерство финансов Кувейта изучало предложения по рационализации государственных расходов, включая реформирование системы энергетических льгот, которые находятся в центре особого внимания с 2014 года в связи с падением цен на нефть. Примерно половина всех этих льгот приходится на электроэнергетику. Однако, несомненно понимая, насколько политически непопулярными будут шаги в этой сфере, министр финансов заявил, что о полной отмене всех льгот речь не идет.


Таким образом, маловероятно, что спрос на газ со стороны электроэнергетического сектора будет снижаться. Скорее наоборот. Развитие собственных месторождений непопутного газа, импорт по трубопроводам из Ирака, Ирана и других стран, поставки СПГ в объемах, которые смогут принять существующие и планируемые терминалы — все эти источники будет необходимо задействовать для покрытия стремительного роста спроса на электроэнергию, не говоря уже о замещении полностью или частично генерирующих мощностей, использующих в качестве топлива нефть.


Учитывая сегодняшнее состояние цен на нефть, трудно сказать, насколько серьезно будет ставиться вопрос о вытеснении в электрогенерации нефти газом с целью увеличения ее экспорта. Экономическая эффективность подобных шагов сегодня вызывает большие вопросы, особенно по наиболее затратным вариантам газовых поставок. Однако даже если газ будет использоваться только для удовлетворения дополнительного спроса со стороны действующих и планируемых генерирующих мощностей, без значительного увеличения объема поставок обойтись не удастся.