Статья

Экспортировать нельзя прекратить

Автор: Перевод СВЕТЛАНЫ КРИСТАЛИНСКОЙ, по материалам The Financial Times, журнала World Oil, издания RFE/RL
Минувшей зимой Европа стала премиальным по сравнению азиатским газовым рынком, что обострило конкуренцию поставщиков. США заговорили о новых санкциях в отношении проектов поставок российского газа в Европу – как трубопроводного, так и сжиженного. Однако европейцы жалуются, что США, в отличие от России, не тратят деньги на газовую инфраструктуру в ЕС. Что касается «Северного потока-2», спасая одного политического союзника – Украину – от неполучения денег за транзит российского газа, США могут навредить другим европейским союзникам.

СПГ вернулся в Европу

В этом году США стали третьим крупнейшим экспортером СПГ в мире по величине, экспортируя в среднем 4,2 млрд ф3 газа в день, обойдя Малайзию. Ожидается, что в 2019–2020 годах США сохранят эту позицию, уступая лишь Катару и Австралии.

При этом, хотя азиатские страны продолжают получать значительную долю американского СПГ, поставки в Европу существенно увеличились с октября 2018 года и достигли почти 40% от всего американского экспорта СПГ в первые пять месяцев 2019 года. Впервые поставки в Европу превысили поставки в Азию в январе 2019 года.

Дело в том, что теплая зима в Азии и снижающийся дифференциал между европейскими и азиатскими спотовым ценами на СПГ, а также отсутствие в контрактах на американский СПГ привязки к направлению поставки, привели к увеличению экспорта американского СПГ в Европу.

В то же время Европа зимой 2018–2019 годов увеличила импорт СПГ на 60% по сравнению с двумя предыдущими зимами – до 10,2 млрд ф3/сут., самого высокого уровня закупок с 2013 года, подсчитала организация CEDIGAZ. В последние годы импорт СПГ в Европу был достаточно низкий, но ожидается, что поставки увеличатся, поскольку вводятся в строй новые СПГ-мощности, а европейские страны продолжают увеличивать потребление газа в связи с планами по декарбонизации.

Поскольку стоимость транспортировки из США в Европу составляет около $1,5 за МБТЕ, ниже, чем доставка на азиатские рынки, сильно снизившийся спрэд между европейскими и азиатскими ценами, делает Европу более выгодным направлением для американского СПГ. Разница между ценой СПГ в Японии и ценами на европейских площадках NBP и TTF была около $1/МБТЕ в декабре 2018 года и январе 2019 года, а в апреле упала ниже $0,6 за МБТЕ, что поддерживает продолжение наращивания Соединенными Штатами поставок газа в Европу.

Управление информации Минэнерго США прогнозирует, что ввиду запусков новых СПГ-заводов в США в 2019 году страна будет поставлять в Европу в среднем 4,8 млрд ф3/сут., а в 2020 году увеличит до 6,9 млрд ф3/сут.

И снова санкции

Комитет по международным делам Сената США в конце июля проголосовал за санкции против компаний, которые будут помогать российской госкомпании – «Газпрому» – завершить строительство скандального газопровода «Северный поток-2» из России в Германию, а также «Турецкого потока», проходящего по дну Черного моря из России в Турцию и нацеленного, в том числе, и на поставки газа в страны юго-восточной Европы.

В поддержку санкций выступили 20 членов комитета, против – двое, из них один демократ и один республиканец. «Этот законопроект является конкретным, целенаправленным и своевременным способом противодействия российскому злонамеренному влиянию», – заявил глава комитета Джим Риш, республиканец из Айдахо. Законопроект требует поддержки всего Сената.

Законопроект был подготовлен сенатором-республиканцем Тедом Крузом и демократом Джинн Шейхин. Он предполагает запрет на въезд в США и заморозку находящихся в юрисдикции США активов любых лиц, которые причастны к «продаже, аренде, предоставлению или содействию в предоставлении» судов для укладки в море российских трубопроводов на глубине 30 метров и более. Санкции могут предполагать и другие меры, вплоть до экспортных ограничений и затруднение в проведении финансовых операций в долларах.

Законопроект нацелен на одно из очевидно слабых мест проекта «Северный поток-2» – его зависимость от узкоспециализированных судов, способных прокладывать трубопроводы на глубинах на сотни метров ниже уровня моря. По словам госпожи Шейхин, эти меры затронут только швейцарскую компанию Allseas Group SA и итальянскую Saipem SpA.

Единственный республиканец, проголосовавший против, Рэнд Пол, считает, что из-за этих мер пострадают европейские союзники США, которые уже противостоят российской агрессии. Аналогичное мнение высказал и проголосовавший против сенатор-демократ Том Удалл. «В то время, когда наши самые важные альянсы распадаются по всему миру из-за односторонней позиции администрации Трампа по международным вопросам, включая разрыв соглашения по Ирану, в котором наши европейские союзники по-прежнему участвуют, я очень обеспокоен отчуждением наших союзников контрпродуктивными мерами, которые разделяют нас», – заявил господин Удалл.

Президент США Дональд Трамп обрушился с критикой на «Северный поток-2» и Германию, в особенности на канцлера Ангелу Меркель, за поддержку проекта, который обеспечит Россию деньгами во времена, когда в НАТО растут опасения о поведении России в Европе.

Законопроект, чей законопроект-компаньон принят Комитетом по иностранным делам палаты представителей, похоже, пользуется сильной поддержкой в Сенате, где его члены ищут способы наказать Россию за вмешательство в выборы в США 2016 года. «Многие европейцы рассматривают эти вопросы через призму «это делает президент Трамп», так как он выступал громче всех... но это двухпартийный (законопроект – прим. Ред.)», – сказала Хизер Конли из американского Центра стратегических и международных исследований, отметив, что «они действительно не понимают, почему Европа делает это».

Ключевой вопрос – как быстро санкции, если они будут одобрены Конгрессом, могут вступить в силу. Хотя существует риск задержки строительства из-за одобрения проекта со стороны правительства Дании, «Северный поток-2» официально должен быть завершен в этом году. Это означает, что санкции США могут появиться, когда трубопровод будет в основном построен.

Представитель оператора проекта – компании Nord Stream 2 заявил, что проект «реализуется в соответствии с графиком», уже проложено более 1700 км, или 70% трубопровода. «Мы знаем о текущих политических дебатах, но не спекулируем на возможных санкциях США», – сказал представитель оператора.

Москва осудила любые санкции как недобросовестную конкуренцию и намерение продвигать экспорт газа из США. Помощник госсекретаря США г-н Риш заявил, что его комитет также будет голосовать по отдельному законопроекту «Защита американской безопасности от агрессии Кремля» (Daska), который потребует от Трампа наложить даже более жесткие санкции на Россию.

Эти санкции нацелены на все – от компаний, которые инвестируют в российские заводы по сжижению природного газа (СПГ) и энергетические проекты за рубежом, до ограничений на участие в российском суверенном долге. Законопроект Daska был инициирован воинственно настроенным сенатором-республиканцем Линдси Грэхэмом, который назвал его «санкциями против ада». Документ частично предназначен для того, чтобы Трамп не предпринимал необдуманных действий против России на фоне сохраняющейся обеспокоенности по поводу его отношений с президентом РФ Владимиром Путиным.

Силу – в деньги

Незадолго до принятия законопроекта в ходе конференции в Вашингтоне, организованной Атлантическим советом, сенатор-демократ Крис Мерфи высказал мнение, что США и НАТО должны инвестировать в энергетическую инфраструктуру бывших стран-членов Варшавского договора, чтобы противостоять растущей российской мощи. По его словам, Кремль пытается «получить и увеличить» свое влияние в Центральной и Восточной Европе с помощью невоенных средств, таких как пропаганда и экспорт энергоносителей, а США и НАТО необходимо переосмыслить свою стратегию, заявил сенатор.

«Соединенные Штаты традиционно смотрят на национальную безопасность исключительно через призму инвестиций в военную технику. Почему бы не подумать о крупных инвестициях в энергетическую независимость для наших центрально-европейских партнеров в качестве расширения трат на нашу национальную безопасность?» – сказал Мерфи, который является членом подкомитета Сената по международным отношениям по Европе и региональной безопасности сотрудничества.

По его словам, предполагалось, что энергобезопасность будет «большим вопросом» в следующие 50–100 лет в отношениях США с этим регионом и что Вашингтону нужно построить партнерства с Центральной и Восточной Европой, чтобы «оставаться на плаву».

«Вместо того, чтобы только давать советы Центральной Европе, как им стать энергонезависимыми от России, почему просто не положить деньги на стол?» – вопрошает сенатор. Мерфи заметил, что именно это Кремль делает, строя газопровод «Северный поток-2», который он назвал российской «инвестицией в национальную безопасность».

Сенатор заметил, что российский газопровод лишит Украину – союзника США – существенных средств за транзит газа и увеличит влияние Кремля на европейском энергетическом рынке. У США есть потенциал для увеличения поставок энергоресурсов соседям России, но для этого нужно построить дополнительную инфраструктуру, как, например, терминалы по приему сжиженного природного газа (СПГ).

Мерфи заметил, что Вашингтон мог бы выделить на энергопроекты $6 млрд из Программы по европейскому сдерживанию (European Deterrence Initiative). Программа была запущена США в 2014 году для укрепления безопасности европейских союзников после аннексии Россией Крымского полуострова. Финансирование в основном идет на покрытие расходов на дополнительные военные учения, ротацию войск, боеприпасов и снаряжения.

«Я думаю, это правильно, что мы вкладываем такого рода деньги в стратегические отношения в сфере обороны. Но я также думаю, что это не учитывает тот факт, что многие из вопросов, которые Россия, в частности, ставит перед центрально-европейскими союзниками, выходят за рамки чисто военной сферы», – сказал сенатор.

Исторически европейские энергетические трубопроводы проложены из России, одного из крупнейших в мире производителей нефти и газа, на запад через Восточную и Центральную Европу, что ограничивает возможности других производителей энергии обеспечивать рынок.

США и Европейский союз поощряют развитие новой энергетической инфраструктуры во всем регионе, включая трубопроводы, идущие на юг и север от существующих и планируемых СПГ-терминалов в Балтийском и Адриатическом морях.

shutterstock_1014513472.jpg

Однако официальные лица из Венгрии, Польши и Чехии заявили на конференции в Вашингтоне, что на проекты по энергетической диверсификации в регионе не хватает денег, что подчеркивает стремление Мерфи обеспечить финансирование.

«Тот, кто говорит о необходимости избавиться от российского влияния, никогда не появлялся в Будапеште со словами, что у меня есть деньги, чтобы инвестировать в вашу инфраструктуру, чтобы вы могли диверсифицироваться», – возмутился министр иностранных дел и торговли Венгрии Питер Сиярто перед аудиторией, куда вошли нынешние и бывшие должностные лица США.

Венгрии приходится покупать весь импортируемый газ из России, потому что на сегодня нет других альтернатив. По его словам, планы импортировать газ из соседней Румынии приостановлены, поскольку американская ExxonMobil и австрийская OMV отложили начало добычи на румынском шельфе Черного моря. А СПГ-терминал в Хорватии еще только предстоит построить. «Поэтому мы можем говорить об освобождении от России, но пока никто не инвестирует (в проекты – прим. Ред.), это только бла-бла (разговоры)», – сказал венгерский министр.


В этом году США стали третьим крупнейшим экспортером СПГ в мире по величине, экспортируя в среднем 4,2 млрд ф3 газа в день, обойдя Малайзию. Ожидается, что в 2019–2020 годах США сохранят эту позицию, уступая лишь Катару и Австралии

Поскольку стоимость транспортировки из США в Европу составляет около $1,5/МБТЕ, ниже, чем доставка на азиатские рынки, сильно снизившийся спред между европейскими и азиатскими ценами делает Европу более выгодным направлением для американского СПГ

Управление информации Минэнерго США прогнозирует, что в связи с запусками новых СПГ-заводов в США в 2019 году страна будет поставлять в Европу в среднем 4,8 млрд ф3/сут., а в 2020 году увеличит до 6,9 млрд ф3/сут.

Комитет по международным делам Сената США в конце июля проголосовал за санкции против компаний, которые будут помогать российской госкомпании – «Газпрому» – завершить строительство скандального газопровода «Северный поток-2» из России в Германию

Законопроект нацелен на одно из очевидно слабых мест проекта «Северный поток-2» – его зависимость от узкоспециализированных судов, способных прокладывать трубопроводы на глубине на сотни метров ниже уровня моря. По словам госпожи Шейхин, эти меры затронут только швейцарскую компанию Allseas Group SA и итальянскую Saipem SpA

Единственный республиканец, проголосовавший против, Рэнд Пол, считает, что из-за этих мер пострадают европейские союзники США, которые уже противостоят российской агрессии

Эти санкции нацелены на все – от компаний, которые инвестируют в российские заводы по сжижению природного газа (СПГ) и энергетические проекты за рубежом, до ограничений на участие в российском суверенном долге

«Вместо того, чтобы только давать советы Центральной Европе насчет того, как им стать энергонезависимыми от России, почему просто не положить деньги на стол?» – вопрошает сенатор. Мерфи заметил, что именно это Кремль делает, строя газопровод «Северный поток-2», который он назвал российской «инвестицией в национальную безопасность»