Статья

Экологические проекты и COVID-19 – влияние и последствия

Автор: РОМАН ПАНОВ, Первый вице-президент Газпромбанка
Пандемия повлияла на все отрасли, в том числе на промышленность. Во многих странах мира заводы и предприятия вовсе остановились, а следовательно, и экология улучшилась, как произошло, например, в Китае. Но в противовес этому ухудшилась экономика, и все мы надеемся, что данная ситуация временная. Таким образом, при любом развитии событий реализовывать проекты, которые окажут положительное влияние на экологию, а также помогут экономике в будущем, необходимо. И сегодня мы поговорим о поддержке проектов, направленных на улучшение энергоэффективности и экологичности промышленных предприятий, и о роли таких инициатив для российской экономики в новых реалиях.

Сворачивать проекты бессмысленно

Пандемия COVID-19 и меры борьбы, предпринимаемые большинством национальных правительств, уже влияют на экономику, и весьма существенно. Наблюдается повсеместное замедление мировой торговли, падение промышленного производства и спроса на энергетические ресурсы, металлы и изделия из них, химию и нефтехимию. Можно дискутировать о том, как долго продлится кризис, но очевидно, что по итогам текущего года мировой ВВП резко упадет.

Логично предположить, что большинство российских компаний сырьевого сектора и промышленные холдинги будут корректировать намеченные инвестиционные программы, скорее всего, сократят проекты, находящиеся на нулевом цикле или проектной стадии. Однако этого не должно произойти с уже реализуемыми инвестиционными проектами, в частности по повышению экологичности и энергоэффективности производств. Сворачивать их бессмысленно, поскольку ресурсы уже вложены и сейчас лучшее время для их реализации – эффект будет виден, когда темпы производств восстановятся.

Господдержка – обязательное условие для развития «зеленых» проектов

Государство продолжает поддерживать подобные проекты. Например, Минпромторг планирует ввести механизм «утилизационного гранта» для бурового оборудования отечественного производства. С одной стороны, такая мера в складывающихся условиях ценовой конъюнктуры на углеводородное сырье поддержит отечественных производителей, а с другой – позволит компаниям сохранить планы по вводу в эксплуатацию новых станков с более высокой производительностью, низким уровнем аварийности и более высокими эксплуатационными характеристиками. Этот механизм, безусловно, приведет к повышению энергоэффективности и экологических стандартов данного вида работ. Инициативу поддержали Минприроды и Минэнерго России, а также ведущие производители отечественного бурового оборудования.

Роман Панов

Также важным аспектом является взаимодействие государства и отдельных участников системы: с компаниями, банками, инвесторами. Для Газпромбанка интересно сотрудничество с государством, во-первых, в части эмиссии «зеленых» облигаций с частичным погашением за счет государства, выплачиваемого эмитентами купонного дохода, а также субсидируемых кредитов на реализацию таких проектов, и, во-вторых, кредитование потенциальных заемщиков для реализации проектов под госгарантии.

Газпромбанк также активно участвует и готов участвовать в проектах совместно с ведущими государственными институтами, такими как РФПИ, ВЭБ.РФ и т.д. Мы взаимодействуем как на экспертном уровне, так и в части синдицированного финансирования отдельных проектов. Более того, Газпромбанк выступает инициатором создания Фонда сырьевых активов, который в том числе будет стимулировать появление новых экологичных проектов в сфере геологоразведки наряду с государственными институтами.

Очевидно, что государство достаточно активно пытается стимулировать рынок в части повышения экологичности и энергоэффективности производства. Однако реализации часто препятствуют административные барьеры ряда процессов и отсутствие единых требований к оценке проектов повышения экологичности и энергетической эффективности. В результате пандемии мы видим тенденцию к устранению излишних административных барьеров и бюрократических процедур. Это одно из редких благоприятных последствий коронавируса. Не исключаем, что после ухода опасности многие процедуры будут пересмотрены в сторону сокращения этапов согласования и других формальностей.

Перспективы «зеленых» проектов

Что касается необходимости поддержки проектов по повышению экологичности и энергоэффективности производства в текущих экономических условиях и их востребованности, то мы считаем, что потребность в таких программах только возрастет. В мире уже сложилась прямая связь инвестиционной привлекательности бизнеса с его экологичностью, снижением углеродоемкости и углеродозависимости экономики производства. Ведущие биржевые маркетмейкеры, инвестиционные банки, страховые и пенсионные фонды все чаще отказываются от финансирования компаний, чьи методы работы далеки от экологических стандартов, и постепенно выходят из бумаг представителей целых отраслей экономики, которые считаются экологически депрессивными. К тому же мы хотим жить в комфортной во всех смыслах окружающей среде.

Бизнес-сообщество заинтересовано в расширении финансовых инструментов субсидирования так называемых «зеленых» проектов, и Газпромбанк также активно ведет работу в этом направлении. Существует несколько вариантов поддержки таких программ: на сегодняшний момент это кредитование и проектное финансирование, а также Газпромбанк рассматривает существующие и формирующиеся механизмы эмиссии «зеленых» облигаций, в том числе с частичным погашением за счет государства выплачиваемого эмитентами купонного дохода, и субсидируемых кредитов на реализацию проектов по повышению экологичности и энергоэффективности производств.

Кроме традиционного банкинга, Газпромбанк рассматривает возможность создания совместных предприятий в сфере реализации экологических и повышающих энергоэффективность проектов и предоставления высококвалифицированной экспертизы с точки зрения соответствия принципам ответственного и устойчивого развития.

Вклад «зеленых» проектов в экономику

Поддержка «зеленых» проектов не имеет ничего общего с благотворительностью, хотя такой стереотип существует. Это свой, пусть пока и небольшой рынок с серьезным финансированием. Инвестиции привлекаются ежегодно. По данным Минэкономразвития, суммарный годовой объем инвестиций в энергосбережение в рамках энергосервисных контрактов, заключенных в 2018 году в России, превысил 44 млрд рублей, что составляет всего 0,5% от общих затрат на энергоресурсы в стране. В бюджет на 2020 год заложено финансирование из всех источников только национального проекта «Экология» на более чем 520 млрд рублей. Из этого объема на федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» должно быть выделено 293 млрд рублей.

Реальный объем российского рынка проектов по повышению экологичности и энергоэффективности производств сейчас колеблется в диапазоне 250–300 млрд рублей в год. На наш взгляд, у «зеленых» инициатив хороший потенциал для роста. Основная трудность – в сроках отдачи: разумеется, такие программы выйдут на окупаемость не завтра, а скорей послезавтра, в среднесрочной перспективе.

Приведу пример одного из таких проектов. Осенью 2019 года Газпромбанк и компания «Хевел» договорились о совместной деятельности в области солнечной энергетики в энергорайонах, изолированных от Единой энергетической системы России, в районах Сибири и Дальнего Востока. Открыта кредитная линия в объеме 700 млн рублей на строительство автономных гибридных энергоустановок (АГЭУ). На данный момент единственным источником электроэнергии в отдаленных районах является дизельная генерация, дорогая и низкоэффективная. Модернизация существующих дизельных установок до уровня АГЭУ позволит наладить круглосуточное энергоснабжение без перебоев, сократить годовое потребление дизельного топлива в два раза и снизить выбросы углекислого газа в атмосферу. Относительно быстрый возврат инвестиций в модернизацию электроэнергетики будет обеспечен за счет экономии топлива благодаря работе солнечной энергоустановки и накопителей. Безопасность и бесперебойность электроснабжения имеют большое социальное значение для жителей изолированных энергорайонов.

Перспективность таких инициатив трудно переоценить. Сотрудничество банка и инновационной компании усиливает возможности производства, влияет на скорость реализации проектов распределенной генерации, в проекты охотнее идут инвесторы.

Неравнодушие и совместные усилия

Бессмысленно отрицать масштабы экономических последствий пандемии COVID-19 для мировой экономики, однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, необходимо продолжать поступательное движение. Поддержка инновационных проектов, отвечающих современным требованиям экологичности и энергоэффективности, вовсе не необязательная надстройка, которой можно заняться «когда-нибудь потом». Реализация «зеленых» проектов неизбежно влечет за собой совершенствование других сфер жизни. Подобные инициативы – один из реальных вариантов решения проблемы снижения углеводородной зависимости, повышения привлекательности для инвесторов, за которых будут бороться компании, и в конце концов улучшения уровня жизни людей. Таких программ станет больше, и они будут реализовываться быстрее только при активном слаженном совместном участии государства, банков, промышленных компаний, независимых фондов, инвесторов и экспертных сообществ.