28 апреля 2015 Статья

EIA: МАРШРУТ ТОРГОВЛИ НЕФТЬЮ ЧЕРЕЗ БАБ-ЭЛЬ-МАНДЕБСКИЙ ПРОЛИВ ПОД УГРОЗОЙ

Автор: АНАСТАСИЯ НИКИТИНА, "Нефтегазовая Вертикаль" (по материалам EIA)
За последние несколько лет торговля нефтью и нефтепродуктами, перевозящимися через Баб-эль-Мандебский пролив, стабильно росла: с 2,7 млн барр/с в 2010 году почти до 4,7 млн барр/с в 2014. С 2013 по 2014 год торговля увеличилась более чем на 20%.
В то время как Йемен не является крупной нефтедобывающей страной, его побережье граничит с Баб-эль-Мандебским проливом, «бутылочным горлом», связывающим Африканский Рог и Ближний Восток. Этот пролив является стратегическим маршрутом поставок нефти, газа и нефтепродуктов из стран Персидского залива в Европу и Северную Америку, а также европейского и североафриканского экспорта нефти в Азию. Хотя ширина пролива в самом узком месте составляет около 29 км, танкеры, проходящие через него, должны использовать 2х мильные коридоры прохода судов в том и другом направлении.

За последние несколько лет торговля нефтью и нефтепродуктами, перевозящимися через Баб-эль-Мандебский пролив, стабильно росла: с 2,7 млн барр/с в 2010 году почти до 4,7 млн барр/с в 2014. С 2013 по 2014 год торговля увеличилась более чем на 20%. Рост экспорта нефти из Ирака в Европу составил более 200 тыс. барр/с.

Транзит сырой нефти и нефтепродуктов через Баб-эль-Мандебский пролив, 2010-14, млн барр./с

Транзит нефти через Баб-эль-Мандебский пролив
Рекордный уровень экспорта нефти и нефтепродуктов (особенно дизельного топлива) из России в Азию внес наибольший вклад в рост торговой активности в южном направлении через пролив, но был несколько компенсирован снижением экспорта нефтепродуктов из Европы и экспорта нефти из Ливии. Около 30% от южного грузопотока Баб-эль-Мандебского пролива также проходило через Суэцкий канал или трубопровод Суэц-Средиземноморье (Sumed).

Карта Йемена и Баб-эль-Мандебского пролива

Карта Йемена и Баб-эль-Мандебского пролива
В то время как объем торговли нефтью через Баб-эль-Мандебский пролив за последние 5 лет вырос, уровень перевозок СПГ через пролив сократился. Экспорт СПГ из стран Ближнего Востока, в частности, Катара, в Азию был стабильным, в то время как европейский импорт СПГ упал. В 2011 году через пролив прошло более 2 трлн ф3 СПГ, что составляет примерно 18% от мировой торговли СПГ. По оценкам EIA, к 2014 году этот объем упал до 1,2 трлн ф3, или всего 10% от мировой торговли СПГ.

Рост нестабильности вокруг Баб-эль-Мандебского пролива может помешать танкерам в Персидском заливе достичь Суэцкого канала и трубопровода Sumed, перенаправив их вокруг южной оконечности Африки. Тем самым, вырастет время и стоимость перевозок. Кроме того, европейские и североафриканские нефтяные потоки, движущиеся в южном направлении, могут потерять самый прямой маршрут к рынкам Азии через Суэцкий канал, и затем Баб-эль-Мандебский пролив.

Так как ситуация с безопасностью в Йемене продолжает ухудшаться, США усилили безопасность на море в этом районе, а также объявили о своем намерении работать с партнерами по Совету по сотрудничеству стран Персидского залива.

Предполагаемые объемы нефти и нефтепродуктов, транспортируемых через мировые проливы, 2009-13, млн барр./с

Предполагаемые объемы нефти и нефтепродуктов, транспортируемых через мировые проливы