Эдуард Шереметцев: «У нас есть четкая цель – 70% отечественного софта к 2024 году»

О цифровизации ТЭК в условиях санкций НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с заместителем министра энергетики РФ Эдуардом Шереметцевым.
О цифровизации ТЭК в условиях санкций НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с заместителем министра энергетики РФ Эдуардом Шереметцевым

НГВ: Какие задачи по части цифровизации ТЭК Вы бы охарактеризовали как первоочередные? Насколько успешно они решаются? По каким направлениям есть пробелы?

Э. Шереметцев: На данный момент есть несколько глобальных направлений. Среди них – создание платформенных решений и переход к микросервисной архитектуре при реализации сервисов как для потребителей услуг предприятий ТЭК (граждане и юридические лица), так и для сервисов внутреннего потребления самих предприятий ТЭК; экономически оправданное внедрение таких технологий работы с данными, как машинное обучение, технологии искусственного интеллекта, промышленный интернет вещей и т.д.

При этом драйвером этих процессов и одной из основных задач является импортозамещение ПО. Предприятия ТЭК активно двигаются в направлении замещения зарубежных цифровых решений.

В соответствии с национальным проектом «Цифровая экономика» у нас есть четкие критерии достижения данной цели: 70% закупаемого отечественного ПО к 2024 году, а также 100% отечественного ПО на значимых объектах критической информационной инфраструктуры.

Наблюдаются успехи в импортозамещении технологических систем, в частности в секторе отечественных микропроцессорных устройств релейной защиты и автоматики, контроллеров телемеханики, интеллектуальных приборов учета, различных датчиков. Да, электроннокомпонентная база зачастую иностранная, но схемотехника, производство печатных плат и монтаж происходят из РФ, и программное обеспечение данных продуктов является отечественным, соответственно, обладает высоким уровнем защиты, что позволяет нам снизить вероятность угроз на 80-90%.

НГВ: Что можно сказать о влиянии санкций Запада на процесс цифровой трансформации топливного сектора России? Доступ к каким технологиям оказался перекрыт? Можно ли их заменить отечественными аналогами? Ведутся ли соответствующие разработки?

Э. Шереметцев: Санкционное давление не оказывает столь сильного негативного влияния, а наоборот, ускоряет процесс цифровой трансформации в ТЭК.

В связи с уходом из России немецкого разработчика ERP-систем SAP в России ведутся отечественные разработки по импортозамещению корпоративного программного обеспечения.

Одним из актуальных для нас вызовов остается необходимость разработки комплексных платформенных архитектур и решений для замещения экосистем программного обеспечения, которые формировались годами, а также отраслевого иностранного оборудования, работающего только на собственном ПО

Уже сейчас в портфеле отечественных разработчиков имеются программные продукты, которые не только не уступают иностранным решениям, а превосходят их по функциональности и уже успешно продаются за рубежом, а учитывая нашу скорость развития, количество продуктов и контрактов с зарубежными заказчиками будет только увеличиваться.

НГВ: Есть ли какая-то область цифровых технологий, в которой Россия лидирует/может лидировать в перспективе?

Э. Шереметцев: Можно выделить две основных области: внедрение искусственного интеллекта и роботизация нефтегазового комплекса.

По роботизации и внедрению искусственного интеллекта уже создаются отечественные робототехнические решения, благодаря которым у нас получится достигнуть повышения уровня эффективности и производительности труда одновременно со снижением травматизма работников. Также уже создан и развивается отраслевой центр компетенций по робототехнике, сформированы экспертные группы по направлениям реализации отдельных робототехнических решений для нефтегазовой отрасли, продолжается совместная разработка стандартов интеграции приложений и данных в нефтегазовой промышленности, а также эталонной цифровой платформы обмена такими данными.

НГВ: Как обстоит дело с обеспечением кибербезопасности предприятий топливно-энергетического сегмента?

Э. Шереметцев: Государство в настоящее время уделяет большое внимание обеспечению кибербезопасности, эта задача заложена в Энергетическую стратегию РФ до 2035 года. В частности, важной задачей является переход критической информационной инфраструктуры на российское программное и аппаратное обеспечение. В Министерстве энергетики был создан отдел в составе Департамента экономической безопасности, который активно занимается вопросами информационной безопасности и кибербезопасности. Уже многое сделано коллегами, и есть конкретные результаты, о которых не принято говорить в публичном пространстве.

НГВ: Как решается проблема зависимости от зарубежных электронных компонентов?

Э. Шереметцев: Решение данной проблемы требует системного подхода. Минэнерго России, в первую очередь, работает над недопущением внеплановых остановок производственного процесса на предприятиях ТЭК, а также деятельности субъектов электроэнергетики. В настоящее время уделяется большое внимание кооперации крупных компаний топливно-энергетического комплекса в целях формирования отраслевого заказа, а также трансфера разработок и их совместной доработки. Вместе с тем в части электронных компонентов в настоящее время происходит переориентация на закупку у дружественных стран.

Также стоит отметить, что важно не просто заместить иностранную электронную продукцию российскими аналогами, а сделать это с сохранением и даже повышением прежнего технологического уровня и надежности оборудования.

Важно не просто заместить иностранную электронную продукцию российскими аналогами, а сделать это с сохранением и даже повышением прежнего технологического уровня и надежности оборудования

НГВ: Кто из российских нефтегазовых компаний наиболее успешно проводит цифровизацию? Что является фактором успеха?

Э. Шереметцев: Основным объединяющим трендом в части проектов цифровой трансформации на сегодняшний день является создание промышленных цифровых платформ управления производством на базе отечественного ПО. На довольно продвинутой стадии, например, находится разработка ПАО «Газпром нефть» – «Центр управления производством». Это цифровая платформа на основе принципа интернета вещей, объединяющая системы, датчики, алгоритмы мониторинга больших данных, передающая собранную информацию в системы управления производством.

Другим примером успешно внедренного цифрового решения является проект «Центр оперативного мониторинга» ПАО «Зарубежнефть». Данная платформа объединяет в себе всю информацию о дочерних структурах и осуществляет сбор оперативной информации, расчет основных показателей добычи, визуализацию процессов.

Хотелось бы отметить опыт платформизации ПАО «НК «Роснефть» с целой серией программных продуктов РМ-Сигма, РН-Гоесим, РН-Буровые расчеты, РН-Симтемп, замещающих программные комплексы иностранного производства.

Помимо этого, в нефтегазовых компаниях активно ведется разработка и внедрение проектов искусственного интеллекта, направленных в первую очередь на автоматизацию рутинных (повторяющихся) производственных операций, снижение затрат на ремонты (переход на ремонты по текущему состоянию) и затрат, возникающих в случае технологических нарушений, сокращение расходов в производственных процессах, а также повышение контроля промышленной безопасности опасных производственных объектов в автоматизированном виде за счет прогнозирования возникновения на них внештатных ситуаций.

НГВ: Государство оказывает какую-либо поддержку внедрению цифровых технологий на предприятиях ТЭК?

Э. Шереметцев: Для РФ это не только вопрос следования современным тенденциям и решения операционных задач, но и ключевой вектор в рамках стратегического управления и формирования конкурентных преимуществ на международных рынках. Поэтому, безусловно, государство заинтересовано в создании и внедрении цифровых технологий не только на предприятиях ТЭК, но и в других отраслевых направлениях.

В 2022 году по поручению Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина созданы отраслевые комитеты, индустриальные центры компетенций и центры компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения как один из основных векторов развития и внедрения современных технологических решений.

Модель управления новыми институциональными образованиями достаточно проста. В их основную компетенцию входят анализ и планирование приоритетных направлений для разработки новых видов программного обеспечения в отраслях экономки. И, конечно же, самая главная функция центров компетенций – регулирование финансовых потоков. Решения, принятые ими, напрямую влияют на получение финансовой поддержки от государства.

В топливно-энергетическом комплексе создано два ИЦК: «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование» и «Электроэнергетика». Работа в рамках ИЦК уже принесла результаты: удалось выявить ключевые потребности внутри каждого направления. Следующей вехой является разработка планов мероприятий по их тиражированию.

НГВ: В России есть дефицит ИТ-специалистов? Подготовка идет надлежащими темпами? Реализуются ли какие-то программы?

Э. Шереметцев: Безусловно, потребность в ИТ-специалистах остается одной из ключевых.

Совместными усилиями с АНО ВО «Университет Иннополис» в нашей стране не первый год реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Основная цель – обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики путем выполнения ряда задач, в том числе – формирования рабочих групп по приоритетным отраслям экономики.

В части ТЭК в рамках совместной деятельности с АНО ВО «Университет Иннополис» сформированы рабочие группы «Добывающая промышленность» и «Энергетическая инфраструктура». Рабочие группы в рамках своих компетенций формируют рекомендации и дают экспертную оценку представленных материалов по основным образовательным программам высшего образования и рабочим программам дисциплин, рекомендованных к тиражированию под кадровые потребности ТЭК.

Также реализуется проект «Опорный образовательный центр». Благодаря инициативам Минцифры и Мин - обрнауки, возможно, в скором времени удастся перекрыть потребность в ИТ-специалистах для энергетической отрасли, которая в горизонте пяти лет оценивается в десятках тысяч ИТ-специалистах. За два года для энергетической и добывающей отрасли было подготовлено 2000 преподавателей, которые сейчас внедряют образовательные программы и обучают студентов с учетом современных практик.