Статья

Чей голос будет услышан?

Кто проиграет от налоговых реформ в условиях нефтяного коллапса?
Автор: ДАРЬЯ СУРОВА, Rystad Energy
С 2002 года, когда в российскую фискальную практику был внедрен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налоговый режим в стране постоянно совершенствуется и усложняется. В первые годы действия данного налога его ставка определялась как фиксированная величина в рублях за тонну добычи, привязанная к динамике мировых цен на нефть. Это в целом устраивало всех: и нефтедобывающие компании, получавшие сверхприбыли за счет разработки крупных месторождений с низкими издержками, и государство, которое не боялось, что компании будут манипулировать налогооблагаемой базой. Этот механизм также хорош прогрессивной шкалой налогообложения. Компании вынуждены больше делиться с государством во время высоких цен на нефть, а в периоды спадов налоговая нагрузка корректируется в сторону снижения, смягчая удар по компаниям от падения котировок.
Аналогичная схема использовалась и в таможенном законодательстве. Так же как и НДПИ вывозная пошлина на нефть и нефтепродукты была привязана к цене на нефть на внешнем рынке: чем она выше, тем больше ставка.
Полная версия статьи доступна только после покупки
Стоимость
500