Статья

«Благодаря демпферу нефтяники более осознанно подходят к вопросу ценообразования»

Автор: Интервью с Антоном Карповым, вице-президентом Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи (СПбМТСБ).
Спокойствие на топливном рынке в России – важная составляющая благоприятного климата в обществе. И если прошлый 2018 год отметился рядом скачков цен, то нынешний, к счастью, не подарил нам неприятных сюрпризов. Но в то же время это не означает, что топливный рынок России не требует к себе внимания. О том, как выглядит он сегодня, каких изменений ждать в ближайшее время, с какими показателями ожидается завершение года, а также о торговле газом корреспонденту «Нефтегазовой Вертикали» рассказал Антон КАРПОВ, вице-президент Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи (СПбМТСБ).

Ред.: Антон Сергеевич, мы встречаемся в октябре, но уже можно говорить о каких-то предварительных итогах этого года. В 2019 году мы не наблюдали серьезных скачков цен. В чем основная причина такой ситуации? Может быть, это в том числе связано с теми мерами, которые принимала биржа? Или это какие-то другие факторы и есть ли у вас прогноз до конца года – будут ли еще скачки цен?

А.К.: Прогнозировать наш рынок достаточно трудно, да и биржа прогнозов давать не имеет права. Мы видим, что 2019 год оказался нетипичным с точки зрения колебания цен – в первую половину года мы наблюдали продолжение действия соглашения между нефтяниками и правительством, во второй его половине отрасль начала работать с использованием демпфирующего механизма, компенсирующего нефтяникам убытки при определенной конъюнктуре рынка.

При этом биржа приняла ряд мер, направленных против определенных торговых практик, влияющих на ход торгов и раскачивающих рынок. Изменения, в частности, ориентированы на повышение дисциплины участников по исполнению обязательств с использованием денежного обеспечения.


Меры по совершенствованию правил биржевой торговли, принятые СПбМТСБ в 2019 году:

• Повышенные ставки денежного обеспечения для продавцов на базисах поставки при НПЗ на условиях поставки «франко-вагон станция отправления»;

• Упразднение категории участников «временный член секции “Нефтепродукты”», что сократило число компаний-посредников, имеющих возможность обслуживания клиентов;

• Введение штрафных санкций за неоднократное неисполнение биржевого договора поставки;

• Введение новых тарифных ставок за сверхнормативные заявки (препятствие для спекулятивной раскачки цен).


В последующие месяцы совместно с ФАС России и Банком России обсуждалось совершенствование мониторинга торгов и выявления нестандартных сделок, анализа антиконкурентного поведения и недобросовестных торговых практик. Кроме того, подготовлен Кодекс этики участников биржевых торгов, призванный также обеспечивать более стабильные и прогнозируемые взаимоотношения на рынке.

Считаем, что мы добились нужного результата. Например, продажи со стороны трейдеров на базисах НПЗ существенно сократились. До конца года и далее будем внедрять дополнительные меры. Нужно постоянно проводить донастройку биржевого рынка в соответствии с реальностью.

Что касается механизма демпфера. Благодаря ему нефтяники более осознанно подходят к вопросу ценообразования: получат ли они компенсацию, сохранят ли доходность при изменении внешних котировок? С другой стороны, условием получения демпфера стало то, что все основные производители нефтепродуктов должны реализовывать определенный процент своей продукции через СПбМТСБ. Это, безусловно, способствовало увеличению предложения товара на бирже.

Ред.: Насколько серьезными для внутреннего рынка моторного топлива являются сегодня внешние факторы, например, атака дронов на саудовские заводы?

А.К.: Сложно сказать, насколько это действует напрямую. Бензин в стране – в основном товар неэкспортный, львиная доля идет на внутреннее потребление. Повторюсь, механизм демпфера еще больше сглаживает колебания внешних цен.

Изменение биржевой цены на бензин и дизельное топливо

Ред.: Существует ли проблема наполняемости рынка бензинами?

А.К.: В настоящее время с предложением проблем нет. Традиционные игроки поставляют достаточно и на биржу, и вне ее, плюс на СПбМТСБ появились новые участники. Теперь, в силу постановления о демпфере, они должны реализовывать товар на биржевых торгах. В совокупности эти поставки наполнили рынок. Сегодня в торгах участвуют все продавцы (заводы, принадлежащие ВИНК, и независимые) и все основные группы покупателей.

Ред.: Может быть, важен выход большего процента конечных покупателей на биржу?

А.К.: Давайте посмотрим, в чем разница между трейдером и «конечником»? Трейдер профессионально оказывает услуги поставки товара, он может оперировать финансовыми ресурсами, перечислять нефтяной компании предоплату, предоставлять покупателю товарный кредит. Поэтому говорить о том, что пусть все «конечники» идут на биржу, – неверно. У многих нет ресурса на то, чтобы заниматься трейдингом. Конечно, есть компании-потребители, которые перестроили бизнес-процессы, в первую очередь это можно сказать о РЖД. Они выходят на биржу и в серьезных объемах закупают нефтепродукты на торгах. Биржа стала их устойчивым каналом приобретения топлива для собственных нужд. Но в целом нужен разумный баланс трейдеров и «конечников», и он найден.

Ред.: Биржа периодически объявляет о новых событиях в области развития ценовых индикаторов. Недавно были запущены индексы цен на нефтепродукты индексы оператора товарных поставок. Расскажите, пожалуйста, об этом механизме, его целях и задачах.

А.К.: Проект торгов с участием оператора товарных поставок реализуется не первый год. В функции ОТП входят проведение, контроль и учет поставок в рамках биржевых торгов, а также хранение топлива и гарантии его передачи покупателю.

В декабре 2017 года состоялся запуск проекта с ПАО «Транснефть» в качестве ОТП. Торги начались на базисах ЛПДС «Белгород», «Воронеж», «Володарская», «Невская», «Никольское-1», «Черкассы», НП «Брянск», НС «Солнечногорская».

Инструмент оказался востребован рынком, он был создан по его запросам – на этих базисах небольшими и средними объемами торгуют и «конечники», и трейдеры самого разного уровня. Оператор в лице «Транснефти» является теперь своеобразным депозитарием. Все операции перешли в электронную форму, ОТП в своей электронной системе обеспечивает учет товара на счетах хранения участников. Не нужно проводить физическое перемещение товара, время транзакций свелось к одному-двум дням и гарантии сохранности товара выросли существенно! Конечно, пользователям нового инструмента потребовалось время, чтобы привыкнуть, научиться торговать в новых условиях. Зато теперь, когда мы с участниками общаемся, слышим от них позитивные оценки. Практическая цифровизация товарного рынка набирает обороты.

Это подтверждает рост ликвидности. За девять месяцев 2019 года через биржевые торги, осуществляемые с участием ОТП (на условиях поставки «франко-резервуар ОТП»), был заключен 2651 биржевой договор, реализовано 222,8 тыс. тонн дизельного топлива, средний объем заключенного договора составил 84 тонны.

Стоит отметить, что регуляторы дали нам поручение создать на базе этой ликвидности отдельное семейство индексов ОТП. Биржа поставленную задачу успешно выполнила. Индекс ОТП стал первым и успешным этапом запуска индексов мелкооптового биржевого рынка.

В итоге мы получили индикативную цену стоимости дизеля, который торгуется не в направлении от нефтяных компаний в сторону потребителя, а, в основном, на вторичном рынке – между трейдерами, «конечниками». Такой вот интересный сегмент рынка, который мы сделали прозрачнее.


Результаты торгов нефтепродуктами на СПбМТСБ по итогам девяти месяцев 2019 года

Объем торгов нефтепродуктами, а также отдельными категориями товаров, выработанными из нефти и газа, составил 15,25 млн тонн, увеличившись на 6,1% по сравнению с тем же периодом 2018 года.

Объем реализации дизельного топлива вырос на 16,8%, до 5,569 млн тонн. Продажи бензина Регуляр-92 составили 3,919 млн тонн, на 2% меньше аналогичного показателя прошлого года; Премиум-95 – 1,988 млн тонн, на 1,9% больше по сравнению с первыми тремя кварталами предыдущего года; авиационного керосина – 1,430 млн тонн, на 4,9% больше, чем годом ранее. На 10,6% уменьшилась реализация мазута топочного – до 1,170 млн тонн.

Отмечен рост оборотов торгов в денежном выражении в секции «Нефтепродукты». Оборот составил 641,638 млрд рублей, увеличившись на 38,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По состоянию на конец третьего квартала в секции «Нефтепродукты» работало 1884 участника (при общем количестве участников торгов на СПбМТСБ – 2327).


Ред.: В 2018 году стартовали торги поставочными фьючерсными контрактами на бензин, а затем и на ряд других товаров. Каковы первые итоги этих торгов, оправдал ли надежды новый биржевой инструмент?

А.К.: Речь идет о поставочных фьючерсах с базовой точкой ценообразования и возможностью поставок на любую ж/д станцию РФ.

Эта линейка фьючерсов стартовала в июле 2018 года с запуском деривативов на бензин АИ-92 К5 (точка ценообразования – ст. Аллагуват Куйбышевской железной дороги, Башкортостан), затем подключились новые контракты: фьючерс на СУГ марки ПБТ (ж/д станция Сургут) – октябрь 2018 года, фьючерс на бензин АИ-95 К5 (Аллагуват) – февраль 2019 года. Эти инструменты предусматривают возможность поставки товара на любую железнодорожную станцию России. Проект реализуется биржей совместно с ООО «Газпром межрегионгаз».

Поставочные фьючерсы демонстрируют очень хорошую динамику. С момента запуска обороты торгов по этим инструментам составили 295 тыс. тонн, а объемы поставок – 110 тыс. тонн. Преимущества для себя видят и продавцы топлива, и конечные потребители, для них это способ фиксации цены на конкретный срок и управления ценовыми рисками – дополнительные возможности по сравнению с ежедневными спотовыми биржевыми торгами или долгосрочными контрактами.

В июле 2019 года начались торги поставочным фьючерсом на газовый конденсат стабильный с базовой точкой ценообразования ж/д станция Новый Уренгой.

На бирже развиваются и другие инструменты, в частности, продажи авиатоплива на базисе московского авиаузла (МАУ). СПбМТСБ и авиакомпании актуализируют подходы к хеджированию топливных рисков, ведь срочный рынок биржи предоставляет для этого отличные возможности.

Ред.: А что говорят участники, какова их оценка этих фьючерсов?

А.К.: Недавно прошел Совет директоров Российского топливного союза в Казани, в рамках которого был проведен специальный семинар. Если в прошлые годы там постоянно обсуждались проблемы локальных дефицитов топлива и особых возможностей для их решения не просматривалось, то в этот раз очень приятно было увидеть, что участники РТС осваивают новые инструменты. В частности, трейдеры из Уфы и Казани активно делились со своими коллегами из других регионов, как они пользуются инструментом поставочных фьючерсов не столько для того, чтобы закрыть поставки для себя, зафиксировать на будущие периоды, но и как инструментом, управляющим маржинальной доходностью. Кстати, мы и с уфимскими коллегами собираемся провести подобную встречу до конца года.

Ред.: А что с торговлей СУГ?

А.К.: Торги динамично развиваются, в последние годы на биржу вышли основные поставщики этого продукта – «Газпром активы СПГ», ЛУКОЙЛ, «СИБУР Холдинг». Участники выполняют совместный приказ ФАС и Минэнерго, касающийся норматива реализации товара на бирже. Наши результаты третьего квартала таковы: объем реализации сжиженных углеводородных газов (СУГ) вырос на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составил 853 тыс. тонн.

На базе сделок мы начали рассчитывать индекс «Урал-Сибирь», который учитывает цены в местах производства товара (в том числе в Перми, Сургуте и Тобольске) и является основным показателем оптовых цен. Биржевая методика предусматривает точку формирования цены для расчета и применения транспортных тарифов. В качестве логистической базы ценообразования выбрана станция Войновка (Тюменская область), являющаяся крупным железнодорожным хабом для СУГ.

Промежуточная цена на Войновке (сервисная величина, транслирующая средневзвешенную цену производителей Урала и Сибири на данный пункт) рассчитывается ежедневно. С использованием данной промежуточной цены и транспортного тарифа ведется расчет регионального индекса цен СУГ на выбранной станции назначения.

Ред.: Какие-то новые биржевые инструменты планируется внедрить?

А.К.: В активной стадии находится развитие торгов новыми для биржи товарами – это минеральные удобрения и лес. Обсуждается вопрос использования наших индексов нефтепродуктов для различных новых задач, например, в рамках применения демпфера. Идет обсуждение нормативной базы.

Ред.: В октябре исполняется пять лет со времени запуска торгов на газ на бирже. Что, на ваш взгляд, получилось а какие задачи еще требуют решения?

А.К.: Получилось сделать достаточно много, хотя этот процесс далеко не прост, впереди еще очень многое предстоит. Налажена торговля газом в репрезентативных объемах. Запущены базовые инструменты, которые были апробированы в 2006–2008 годах еще на электронной площадке «Межрегионгаза». Сейчас они внедрены на бирже в полном объеме. Это торги газом с поставкой на следующий календарный месяц, торги на сутки, на выходные и праздничные дни. Удалось убедить правительство в необходимости расширения объемов продаж газа «Газпромом» на бирже до 25 млрд кубометров и отмены паритета продаж «Газпрома» и независимых производителей, фактически не работавшего.

Причина того, что другие производители недостаточно активно выходят на торги, понятна – мало свободных ресурсов, но это ведь не должно быть тормозом для «Газпрома» и рынка в целом, верно?

Следующий этап нашей программы – это внедрение системы коммерческой балансировки на биржевом рынке газа. Если ты купил газа больше, чем тебе надо, то у тебя будет возможность его продать на бирже. Это придает гибкость всей системе. Потому что сегодня газовые торги работают только «в одну сторону»: одни – добыли-продали, вторые – купили-потребили. При этом есть известная проблема – когда заказывают избыточные объемы газа по внебиржевым договорам и не потребляют его, он остается в газотранспортной системе. Да, есть система штрафов, но коренным образом она проблему не решает. И по цепочке это влияет на баланс добычи-потребления, добавляя значительные риски в процесс планирования.

Нужна коммерческая балансировка – возможность продать избыток газа, если он тебе не нужен, и приобрести недостающие объемы. На Западе это все внедрено, есть полная балансировка системы. Мы решили создать подобный механизм – первоначально на примере биржевых объемов посмотреть, как это вообще будет работать, чтобы затем распространить его уже на всю российскую ГТС.

В процессе подготовки мы думали, как создать механизм фиксации перехода права собственности на газ посуточно, как фиксировать данные в системе учета, как закреплять юридически.

И здесь мы решили воспользоваться уже отработанным на рынке нефтепродуктов механизмом оператора товарных поставок. Компания «Газпром Межрегионгаз поставка» (МРГП), которая сегодня в группе «Газпром» выполняет эту функцию, получила возможность соответствующим образом работать на бирже, пройдя аккредитацию в Банке России.

В итоге мы с МРГП отработали необходимую схему, связавшую биржевые торги и учет газа на торговых счетах, движение газа от продавца к покупателю в течение периода поставки и фиксацию этого факта в электронной системе оператора товарных поставок.

Ред.: И тут включается механизм коммерческой балансировки?

А.К.: Да, если покупатель газ принял, но не потребил, фиксируется, что этот газ остался у него на балансовом пункте, и покупатель приобретает право его реализации на бирже. И все это должно быть автоматизировано. Например, в 10 утра заканчивается учет газа за сутки. И для того, кто газ принял, но не потребил, МРГП открывает возможность реализовать газ на торгах. Мы очень скоро предложим рынку эту систему – готовим ее к запуску.

Ред.: А в случае если такой собственник не будет продавать газ?

А.К.: Будет предусмотрен еще один механизм реализации газа на бирже – выкуп газа гарантирующим покупателем с дисконтом 15% от биржевой цены.

Сейчас потребитель безусловно уплачивает (в случае невыборки по биржевому договору) штраф в размере 15%. Мы же предлагаем биржевой механизм реализации невыбранного объема по рыночной цене, что значительно улучшает экономику участника торгов.

Еще одно важное технологическое решение, которое дает внедрение этой системы, – замена нескольких учетных документов, формируемых по итогам поставки газа на единый электронный первичный учетный документ – выписку по торговому товарному счету с реквизитами, которые полностью соответствуют требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», предъявляемым к оформлению первичных учетных документов при совершении факта хозяйственной жизни.

Когда мы занимались подготовкой, нам говорили, что эта система вызовет возмущение, большие трудности, связанные с замещением одного газа другим, и т.п. А мы на это отвечаем: но у нас из-за отсутствия коммерческой балансировки от 20 до 40 млрд кубометров в балансе газа превосходят реальные потребности, никакой реальной ответственности покупатель за невыборку газа по контракту «Газпрома» не несет. Это наносит прямой ущерб работе компании. Затраты на ненужную добычу, транспортировку лишних объемов перекладываются на тарифы и цены для конечного потребителя.

Все это надо менять. Когда мы систему с биржевой балансировкой запустим, ее можно будет масштабировать и на внебиржевые договоры.

Что касается якобы огромных трудностей по переходу. Посмотрите, электроэнергетические компании живут в режиме жесткого графика и научились планировать производство и потребление электроэнергии в режиме на сутки вперед. И по нефтепродуктам балансы четко работают, особенно когда речь идет о социально значимых поставках, например, в рамках северного завоза.

Кстати, в газотранспортной системе в условиях биржевой торговли работать даже проще, чем по нефтепродуктам. Чтобы поставить газ в режиме «Т плюс 2», сегодня заключили сделку, завтра по ней заплатили деньги с помощью электронной системы и послезавтра вам открыли задвижку в 10 утра на вашей точке.

И, безусловно, с коммерческой балансировкой удобнее планировать сезонные пики и спады потребления «зима – лето». Плюс биржа готовит для этого срочные контракты на газ глубиной до 12 месяцев. Это поможет обеспечить поставщикам и потребителям газа надежную подготовку к отопительному сезону.

Ред.: Каковы перспективы распространения биржевых торгов газом на пространстве ЕАЭС?

А.К.: Сейчас обсуждается несколько моделей того, как это должно выглядеть. Высказывалась идея некоего консолидированного участника торгов, который представляет на бирже интересы компаний своей страны. Мы предложили пойти другим путем. Все-таки правильнее торговать в одном «стакане», когда непосредственно компании-производители и потребители газа из разных стран одновременно участвуют в торгах.

Кроме того, не стоит делать отдельно условный «стакан» для ЕАЭС и отдельный «стакан» для рынков внутренних, т.к. это, на наш взгляд, серьезно размывает ликвидность торгов и приводит к спекулятивным арбитражным операциям. Этот вопрос сейчас находится в стадии дискуссии, окончательных решений пока не принято.

Как выглядит европейская модель? Есть, например, биржевые площадки – части большого холдинга, с филиалами во Франции и Германии. И хозяйствующие субъекты разных европейских государств имеют доступ на одну и ту же торговую сессию на одной и той же бирже, к одному и тому же биржевому инструменту и товарам, находящимся на конкретном хабе. Нам кажется, что газовый рынок ЕАЭС нужно организовать по такому же принципу.

Мы работаем в этом направлении, пытаемся найти эффективные решения для всех сторон данного процесса, надеемся, что и здесь достигнем компромисса, баланса интересов и применим наши технологии, отработанные более чем за 10 лет существования СПбМТСБ.