Артем Верхов: «Минэнерго готовит новые меры поддержки рынка ГМТ»
НГВ: Утверждена ли Концепция развития рынка газомоторного топлива до 2035 года? Насколько реален для России целевой сценарий развития рынка ГМТ в условиях внешнего санкционного давления? Какой эффект ждете от реализации Концепции и за счет чего предполагается рост объемов потребления природного газа? Удалось ли достичь результатов предыдущей шестилетней программы развития?
А. Верхов: Концепция развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) до 2035 года находится в Правительстве РФ в финальной стадии согласования. Рассчитываем, что в скором времени она будет утверждена.
Целевой сценарий предполагает принятие Правительством РФ так называемой модели ускоренного развития рынка и реализации всех предлагаемых мероприятий Концепции. Насколько он реализуем, будет понятно только по итогам решений Правительства РФ после детальной проработки всех предлагаемых мер. И, естественно, это будет зависеть от внутренней и внешней конъюнктуры, а предсказать ее сейчас, я думаю, практически невозможно.
Если говорить об эффектах, то наш ориентир в сфере автомобильного транспорта – это доведение доли газомоторного транспорта до 2% в относительном выражении, а доли потребления метана до 10% от потребления всех видов топлива на рынке. На текущий момент метан используется в основном в сфере автомобильного транспорта. Но мы ожидаем широкое распространение метана и в других сферах, где видим достаточно большой потенциал: это водный транспорт, железнодорожный транспорт, карьерная, специальная и сельскохозяйственная техника.
Шестилетняя программа развития рынка ГМТ действительно дала свои плоды и, несмотря на то, что субсидии по линии Минэнерго России не всегда осваивались на все 100%, нам удалось придать нужный импульс развитию рынка. Сейчас, например, мы знаем, что без субсидий строятся примерно треть всех заправок и переоборудуется машин на метан. А все заложенные нами ранее показатели развития рынка достигаются.
НГВ: Каков, по Вашему мнению, прогноз на ближайшие пять лет потребления ГМТ в России? Как Вы оцениваете потенциал СПГ в качестве моторного топлива? Строятся ли сегодня в регионах заводы по производству СПГ и КриоАЗС? По идее, сегодня как раз время для развития рынка сжиженного природного газа.
А. Верхов: По итогам 2023 года в стране потреблялось порядка 2,2 млрд м3 метана на транспорте. А если говорить о планах на ближайшие пять лет, то в уже упомянутой Концепции стоит задача достижения значений показателя по потреблению в диапазоне 6,7-9,0 млрд м3. Что показательно, около половины объема должен составлять СПГ. Вы правильно подметили: роль СПГ в топливном балансе будет неуклонно расти. Это продиктовано свойствами самого СПГ – в сжиженном состоянии вы можете взять с собой больше топлива на борт, поэтому это самое оптимальное топливо для транспорта, используемого в коммерческих целях, и транспорта с высоким потреблением топлива.
Действительно, сейчас мы наблюдаем повышенный интерес инвесторов к строительству СПГ-инфраструктуры. Второй год подряд Минэнерго России реализует программу поддержки строительства малотоннажных заводов по производству СПГ и КриоАЗС. Важно отметить, что, далеко не все объекты строятся под субсидию. При этом на текущий момент, по нашим оценкам, в стране уже действуют 22 малотоннажных завода и порядка 60 КриоАЗС – это хороший старт.
НГВ: Какие регионы являются лидерами по развитию рынка ГМТ? За счет чего?
А. Верхов: Очевидно, у нас есть регионы, которые мы условно можем назвать передовиками. Это республики Татарстан, Башкортостан, Белгородская и Ростовская области, город Санкт-Петербург. Планомерная работа по развитию рынка в этих регионах началась уже давно. Регионы вовлечены в действующие федеральные меры поддержки. Но, что самое важное, активно поддерживают развитие рынка на местном уровне, будь то упрощенные процедуры при строительстве объектов инфраструктуры, закупка метанового транспорта для муниципальных нужд или льготы для владельцев такой техники.
Интересен пример города Санкт-Петербург, где в настоящий момент самый крупный парк автобусов на метане – порядка 3000 ед. – что существенно улучшило экологическую обстановку в городе.
В рамках мероприятий Концепции мы подготовим ряд рекомендаций для регионов по развитию рынка ГМТ, включая меры по популяризации экологичного и экономичного метанового топлива, предложения по упрощению градостроительных процедур, в том числе предложения по региональным и федеральным льготам для владельцев газомоторной техники.
Но помимо улучшения экологии, одним из важнейших стимулов для развития рынка является достигаемая экономия топливных затрат. Как показывает опыт, почувствовав на практике экономию от метана, желания вернуться к традиционному топливу все меньше и меньше, особенно в сфере коммерческого использования транспорта.
НГВ: Ожидается ли повышение цен на газовое топливо? Учитывая конъюнктуру глобального рынка, цена на внутреннем рынке будет повышаться?
А. Верхов: А вот тут мы подошли к самому важному. Природный газ – это весьма стабильное и предсказуемое по стоимости топливо на рынке. Его стоимость не подвержена сезонным колебаниям и не стремится к экспортной альтернативе. И это уже проверено временем.
Кроме того, для компримированного природного газа (КПГ), АГНКС приобретают метан у поставщиков газа по регулируемой государством цене.
Таким образом, несмотря на то, что цена метана на заправках для конечного потребителя не регулируется, а ценообразование на все 100% рыночное, мы считаем, что рост его стоимости будет в рамках инфляции.
НГВ: Как много желающих участников малого и среднего бизнеса инвестировать в развитие газозаправочной инфраструктуры? Много ли бюрократических процедур и сколько требуется времени для согласования строительства и ввода в эксплуатацию одной газозаправочной станции?
А. Верхов: В настоящее время, около 50% газозаправочных станций принадлежат малому и среднему бизнесу. А активное развитие производства отечественного оборудования для АГНКС и КриоАЗС позволило снизить стоимость строительства одной заправочной станции. В ряде субъектов действуют меры по поддержке такого бизнеса, в том числе в части оформления земли под строительство и подключения к инженерным сетям. Точно про количество и длительность бюрократических процедур я вам не скажу, т.к. это зависит от субъекта Российской Федерации, но в среднем один инвестпроект по строительству заправочной станции КПГ длится около года.
В рамках реализации Концепции предусмотрен существенный блок мероприятий по проработке вопросов импортозамещения ключевых технологических решений в сегменте оборудования и техники
НГВ: Не во всех регионах, удаленных от центральной части нашей страны, есть лаборатории для технической экспертизы транспорта, переоборудуемого на метан, это вызывает определенные сложности. На местах владельцы пунктов переоборудования предлагают создать систему по типу «одного окна» в целях существенного упрощения всех процедур. Ваше мнение на этот счет?
А. Верхов: Да, нам прекрасно об этом известно. Лаборатории есть не везде. Но для большинства видов транспорта при внесении изменений в конструкцию предусмотрена возможность дистанционного контроля – это некоторый компромисс, на котором держится сфера переоборудования транспорта последние несколько лет. Также знаем, что в настоящий момент МВД России готовит ряд изменений в процедуру переоборудования транспорта, в том числе в части ужесточения контроля. И здесь, конечно, важно поставить во главе угла безопасность! У нас есть некоторые мысли на этот счет, и мы их регулярно направляем ответственным органам власти. Например, мы считаем, что для того чтобы стало больше лабораторий, надо сузить область их аккредитации. Для типовых решений по переоборудованию транспорта должна быть упрощенная процедура. В рамках мероприятий Концепции мы совместно с Минпромторгом России и МВД России планируем подготовить ряд предложений в этом направлении.
В части принципа «одного окна», здесь мы обеими руками за. Безусловно нужно смотреть в сторону дальнейшей цифровизации. Уже есть, например, электронные сервисы по работе пунктов переоборудования с лабораториями – и здесь есть куда расти.
По факту многие пункты по переоборудованию уже сейчас работают по принципу «одного окна». Вы можете написать доверенность, оставить машину в ППТО, забрать ее через какое-то время с установленным ГБО и необходимыми документами – всю рутинную работу возьмет на себя ППТО, и это очень удобно.
НГВ: Есть ли сегодня проблемы с выпуском оборудования для заправок и автомобилей? Все ли оборудование производится отечественными компаниями?
А. Верхов: Если говорить про меры поддержки (строительство заправок КПГ, заправок и заводов СПГ, переоборудование транспорта), реализуемые по линии Мин - энерго России, то здесь мы можем ответственно сказать, что для строительства такой инфраструктуры в настоящий момент в Российской Федерации есть компании, продукцию которых можно считать в полной мере отечественной. В части транспорта чуть сложнее, например, в стране отсутствует производство в должном количестве газовых баллонов 1-го и 2-го типов и моногазовых двигателей для грузовых автомобилей.
В рамках реализации Концепции предусмотрен существенный блок мероприятий по проработке вопросов импортозамещения ключевых технологических решений в сегменте оборудования и техники.
НГВ: Какие меры по стимулированию отрасли разрабатываются Минэнерго России и планируются к реализации для владельцев автотранспорта и бизнеса?
А. Верхов: Во-первых, сразу скажу, что в ближайшее время точно сохранятся уже действующие в рамках федерального проекта «Чистая энергетика» меры господдержки. Возможно, они будут трансформироваться, отвечая новым вызовам, а их финансирование пока предполагается на текущем уровне.
Конечно, главным драйвером развития отрасли станет скорое утверждение обновленной Концепции развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации до 2035 года. Планы по развитию рынка в новой Концепции достаточно амбициозные. В рамках исполнения ее мероприятий будут проработаны, в том числе и возможные новые меры финансовой поддержки развития рынка, об этом будет доложено в Правительство РФ, и оно уже примет соответствующие решения. У нас достаточно масштабные планы, и мы считаем, что у экологически чистого и экономичного метанового транспорта в нашей стране большое будущее.