18 декабря 2015
Статья
АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 3)
Автор:
ЮРИЙ БАНЬКО, г. Мурманск
Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» состоялся 7-8 декабря в Санкт-Петербурге. Точки роста экономики арктических регионов стали основной темой пленарного заседания.
<hr/>
<br />
<ul>
<li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(3, 152, 200); text-decoration: none;" target="_self" title="Перейти к первой части обзора" href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_1/" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 1)</a></b></li>
<li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_2/" title="Перейти ко второй части обзора" target="_self" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 2)</a></b></li>
</ul>
<h3> <span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"><hr/></span></span></h3>
<p>
<br />
</p>
<h3><span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"></span></span> Арктика: настоящее и будущее </h3>
Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» состоялся 7-8 декабря в Санкт-Петербурге. Точки роста экономики арктических регионов стали основной темой пленарного заседания.
<br />
<br />
Приоритетами государственной политики России в Арктике являются развитие человеческого капитала, безопасность, повышение транспортной мобильности и доступности, рациональная добыча ресурсов. Такие направления обозначил в своем выступлении на пленарном заседании V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» заместитель председателя правительства РФ, председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин.
<br />
<br />
Вице-премьер подчеркнул, что сегодня Арктика по-прежнему остается территорией международного сотрудничества. Ключевую роль в развитии Арктики, как отметил Д.Рогозин, играет транспортная инфраструктура. Экономическое развитие этого макрорегиона напрямую связано и с безопасностью. Добыча ресурсов в Арктике должна проходить с использованием самых выверенных, экологически чистых технологий.
<br />
<br />
Все эти приоритеты, как подчеркнула губернатор Мурманской Марина Ковтун, находят отражение в региональной повестке. Этому вопросу был посвящен второй день форума.
<br />
<br />
На пленарном заседании главы регионов представили участникам форума итоги экономического развития арктических субъектов страны за последний год и наиболее перспективные региональные проекты.
<br />
<br />
Так, важнейшими в арктической зоне РФ задачами по-прежнему является развитие инфраструктуры: портов, транспортного и авиационного сообщения. Ведущую роль в этой сфере, как было подчеркнуто на заседании, играет проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», направленный на развитие важнейшего на Севере глубоководного незамерзающего порта Мурманск.
<br />
Марина Ковтун рассказала коллегам о перспективах развития в Мурманской области возможностей сервисного обеспечения проектов в сфере морской арктической морехозяйственной деятельности и современной инфраструктуры безопасности.
<br />
<br />
Говоря о государственном регулировании развития арктических территорий, глава региона призвала все арктические субъекты включиться в работу над базовым документом – Законом развитии Арктической зоны РФ, подготовка проекта которого началась в этом году.
<br />
<br />
М.Ковтун подчеркнула, что в Законе должны найти отражение особые подходы к бюджетной, налоговой и тарифной политике для арктических территорий. Например, возможно применение особых правовых режимов предпринимательской деятельности в Арктике по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, необходимо проработать возможность компенсации предприятиям так называемого «северного удорожания».
<br />
<br />
Значение этого общенационального проекта подчеркнул в своём Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин, определив Мурманский транспортный узел как «мощный логистический центр» страны.
<br />
<br />
«Мы осознаем масштабность государственных задач по освоению арктического шельфа, осознаем и роль Мурманской области как базы его освоения. Поэтому сегодня мы создаем все необходимые условия для наших стратегических партнеров-инвесторов», - отметила М.Ковтун. Так, компании «Роснефть» и «Газпром нефть» продолжают работу над проектной документацией для создания в Кольском заливе инфраструктуры опорных баз освоения шельфовых месторождений.
<br />
<br />
В этом году в Мурманской области компания «НОВАТЭК» приступила к инвестиционному проекту по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Центр разместится в селе Белокаменка, на западной стороне Кольского залива.
<br />
<br />
Уже завершен первый этап изысканий на участке, где будет размещён Центр. В 2016 году компания планирует завершить работы над проектной документацией, в 2017-м – пройти госэкспертизу и получить разрешение на строительство, сообщила М.Ковтун.
<br />
<br />
«Создание Кольской верфи придаст серьезный импульс развитию Мурманской области: позволит создать тысячи рабочих мест, привлечь в регион высококвалифицированный персонал и повысить компетенцию местных предприятий. Но, пожалуй, самое главное, что этот проект станет площадкой для локализации высоких технологий в России», - отметила, говоря о значении проекта, глава региона.
<br />
<br />
Главным итогом работы форума станет резолюция с предложениями и рекомендациями, которая будет направлена в Государственную комиссию по вопросам развития Арктики и министерство экономического развития РФ для совершенствования государственного регулирования и администрирования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и сопутствующей инфраструктуры.
<br />
<br />
<h3>Реализация нефтегазовых проектов в Мурманской области </h3>
На западном берегу Кольского залива компания «НОВАТЭК» намерена развернуть судостроительный проект. Российский инвестор уже зарегистрировал в Мурманском регионе дочернюю компанию и приступил к разработке проектно-сметной документации Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. К 2017 году компания планирует получить заключение госэкспертизы, в 2018-м начать строительство платформ.
<br />
<br />
К 2020 году в Мурманске должны построить три плавучих завода по сжижению природного газа мощностью шесть с половиной миллионов тонн каждый. Инвестору они необходимы для обеспечения своих проектов на Ямале. НОВАТЭК зарегистрировал 100%-ную «дочку ООО «Кольская верфь» (ЗАТО Александровск, Мурманская область).
<br />
<br />
Больше половины производственных предприятий, которые будут работать в рамках этого центра, не имеют аналогов в России. Это и есть ниша для развития промышленности Мурманской области и для развития инновационных компаний.
<br />
<br />
Кроме того, инвестор совместно с норвежской компанией «Кварнер» обсуждает идею создания нового завода по сжижению природного газа в Обской губе на плавучей платформе гравитационного типа. А в Мурманской области создают производство бетонных оснований для таких промышленных объектов. Завод будет профилироваться на производстве железобетонных оснований гравитационных платформ. Объем инвестиций в проект составляет порядка 50 млрд рублей.
<br />
<br />
«На 90% их построят в поселке Белокаменка, а потом доставят на Ямал. На Кольских верфях будут работать почти шесть тысяч человек. Привлекут также местные предприятия и специалистов», - заявил заместитель директора департамента СПГ-проектов компании-инвестора Бьерн Гундерсен.
<br />
<br />
Он подчеркнул, что НОВАТЭК ставит перед собой задачу локализовать производство, использовать российских поставщиков оборудования, привлечь российские верфи и заводы к строительству модулей для СПГ-заводов. В частности, уже принято решение отказаться от предложений норвежских поставщиков гравия и заполнителя бетона и организовать его производство в России.
<br />
<br />
Он добавил, что в настоящее время компания делает все возможное, чтобы международные поставщики оборудования пришли в Россию и создали совместные предприятия с российскими компаниями. «Мы хотим глубже исследовать возможность реализации совместных предприятий зарубежных партнеров и российских компаний».
<br />
<br />
Параллельно НОВАТЭК ведет работу с мурманскими портовыми структурами, «чтобы разработать эффективную цепочку логистики от железнодорожного узла в порту и далее в Белокаменку».
<br />
<br />
Впервые об этом проекте заговорили два года назад, когда инвесторы оценивали потенциал Кольской земли. В 2015-м на площадке Петербургского международного экономического форума губернатор Мурманской области М.Ковтун и председатель правления НОВАТЭКа Л.Михельсон подписали соглашение о сотрудничестве. Этим документом закрепили намерения создать Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, реализовать проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», развить портовую особую экономическую зону, снабдить регион сжиженным природным газом.
<br />
<br />
Теперь инвестиционное решение принято, и соглашение между главой Мурманской области и крупнейшей компанией, ориентированной на освоение Арктического шельфа, стало примером взаимовыгодного сотрудничества. Во время Четвертой мурманской международной деловой недели, на пленарном заседании со знаковым названием «Арктическим курсом» проект строительства плавучих заводов назвали одним из самых перспективных. К нему проявили интерес и представители федеральных органов власти, и руководители крупных российских предприятий и иностранных компаний - все, чья деятельность так или иначе связана с освоением и развитием Арктической зоны.
<br />
<br />
Инвесторы считают Мурманскую область перспективным регионом для развертывания производственных мощностей по строительству морских платформ, а также для размещения объектов по подготовке и переработке углеводородов.
<br />
<br />
Интерес компаний к Заполярному региону растет. «Газпром», «Башнефть» и «Роснефть» обсуждают развитие судостроительных мощностей в регионе. «Роснефть» уже выкупила 82- судоремонтный завод в поселке Росляково и планирует развивать его как базу снабжения и техобслуживания шельфовой техники компании.
<br />
<br />
«Роснефть» и правительство Мурманской области в июне 2015 года заключили соглашение о развитии сотрудничества в создании промышленного парка шельфовой разведки и добычи нефти и газа.
<br />
Согласно документу, в регионе будут реализованы проекты по созданию промышленного парка обеспечения шельфовой разведки и добычи нефти и газа, размещению береговой базы обеспечения арктических шельфовых проектов и обеспечивающих производств, а также развитию научного и кадрового потенциала Мурманской области для обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами арктических нефтегазовых проектов.
<br />
<br />
«Роснефть» планирует разместить в Мурманской области заводы по производству подводной арматуры и бетонных блоков, а также построить в регионе вертодром на несколько десятков единиц авиатехники, логистическую, перевалочную и складскую базы.
<br />
<br />
Опорная береговая база будет создана на мощностях 82 го судоремонтного завода в поселке Росляково. Согласно данным «Роснефти», в течение ближайших пяти лет там будет создано около 2 тыс. новых рабочих мест.
<br />
<br />
Губернатор М.Ковтун предложила поручить Минтрансу и Минэнерго России совместно с правительством Мурманской области и крупнейшими нефтяными компаниями проработать возможность строительства на западном берегу Кольского залива современного безопасного нефтеперегрузочного терминала общего пользования, а также мощностей по переработке нефти.
<br />
<ul>
<li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(3, 152, 200); text-decoration: none;" target="_self" title="Перейти к первой части обзора" href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_1/" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 1)</a></b></li>
<li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_2/" title="Перейти ко второй части обзора" target="_self" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 2)</a></b></li>
</ul>
<h3> <span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"><hr/></span></span></h3>
<p>
<br />
</p>
<h3><span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"></span></span> Арктика: настоящее и будущее </h3>
Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» состоялся 7-8 декабря в Санкт-Петербурге. Точки роста экономики арктических регионов стали основной темой пленарного заседания.
<br />
<br />
Приоритетами государственной политики России в Арктике являются развитие человеческого капитала, безопасность, повышение транспортной мобильности и доступности, рациональная добыча ресурсов. Такие направления обозначил в своем выступлении на пленарном заседании V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» заместитель председателя правительства РФ, председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин.
<br />
<br />
Вице-премьер подчеркнул, что сегодня Арктика по-прежнему остается территорией международного сотрудничества. Ключевую роль в развитии Арктики, как отметил Д.Рогозин, играет транспортная инфраструктура. Экономическое развитие этого макрорегиона напрямую связано и с безопасностью. Добыча ресурсов в Арктике должна проходить с использованием самых выверенных, экологически чистых технологий.
<br />
<br />
Все эти приоритеты, как подчеркнула губернатор Мурманской Марина Ковтун, находят отражение в региональной повестке. Этому вопросу был посвящен второй день форума.
<br />
<br />
На пленарном заседании главы регионов представили участникам форума итоги экономического развития арктических субъектов страны за последний год и наиболее перспективные региональные проекты.
<br />
<br />
Так, важнейшими в арктической зоне РФ задачами по-прежнему является развитие инфраструктуры: портов, транспортного и авиационного сообщения. Ведущую роль в этой сфере, как было подчеркнуто на заседании, играет проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», направленный на развитие важнейшего на Севере глубоководного незамерзающего порта Мурманск.
<br />
Марина Ковтун рассказала коллегам о перспективах развития в Мурманской области возможностей сервисного обеспечения проектов в сфере морской арктической морехозяйственной деятельности и современной инфраструктуры безопасности.
<br />
<br />
Говоря о государственном регулировании развития арктических территорий, глава региона призвала все арктические субъекты включиться в работу над базовым документом – Законом развитии Арктической зоны РФ, подготовка проекта которого началась в этом году.
<br />
<br />
М.Ковтун подчеркнула, что в Законе должны найти отражение особые подходы к бюджетной, налоговой и тарифной политике для арктических территорий. Например, возможно применение особых правовых режимов предпринимательской деятельности в Арктике по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, необходимо проработать возможность компенсации предприятиям так называемого «северного удорожания».
<br />
<br />
Значение этого общенационального проекта подчеркнул в своём Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин, определив Мурманский транспортный узел как «мощный логистический центр» страны.
<br />
<br />
«Мы осознаем масштабность государственных задач по освоению арктического шельфа, осознаем и роль Мурманской области как базы его освоения. Поэтому сегодня мы создаем все необходимые условия для наших стратегических партнеров-инвесторов», - отметила М.Ковтун. Так, компании «Роснефть» и «Газпром нефть» продолжают работу над проектной документацией для создания в Кольском заливе инфраструктуры опорных баз освоения шельфовых месторождений.
<br />
<br />
В этом году в Мурманской области компания «НОВАТЭК» приступила к инвестиционному проекту по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Центр разместится в селе Белокаменка, на западной стороне Кольского залива.
<br />
<br />
Уже завершен первый этап изысканий на участке, где будет размещён Центр. В 2016 году компания планирует завершить работы над проектной документацией, в 2017-м – пройти госэкспертизу и получить разрешение на строительство, сообщила М.Ковтун.
<br />
<br />
«Создание Кольской верфи придаст серьезный импульс развитию Мурманской области: позволит создать тысячи рабочих мест, привлечь в регион высококвалифицированный персонал и повысить компетенцию местных предприятий. Но, пожалуй, самое главное, что этот проект станет площадкой для локализации высоких технологий в России», - отметила, говоря о значении проекта, глава региона.
<br />
<br />
Главным итогом работы форума станет резолюция с предложениями и рекомендациями, которая будет направлена в Государственную комиссию по вопросам развития Арктики и министерство экономического развития РФ для совершенствования государственного регулирования и администрирования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и сопутствующей инфраструктуры.
<br />
<br />
<h3>Реализация нефтегазовых проектов в Мурманской области </h3>
На западном берегу Кольского залива компания «НОВАТЭК» намерена развернуть судостроительный проект. Российский инвестор уже зарегистрировал в Мурманском регионе дочернюю компанию и приступил к разработке проектно-сметной документации Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. К 2017 году компания планирует получить заключение госэкспертизы, в 2018-м начать строительство платформ.
<br />
<br />
К 2020 году в Мурманске должны построить три плавучих завода по сжижению природного газа мощностью шесть с половиной миллионов тонн каждый. Инвестору они необходимы для обеспечения своих проектов на Ямале. НОВАТЭК зарегистрировал 100%-ную «дочку ООО «Кольская верфь» (ЗАТО Александровск, Мурманская область).
<br />
<br />
Больше половины производственных предприятий, которые будут работать в рамках этого центра, не имеют аналогов в России. Это и есть ниша для развития промышленности Мурманской области и для развития инновационных компаний.
<br />
<br />
Кроме того, инвестор совместно с норвежской компанией «Кварнер» обсуждает идею создания нового завода по сжижению природного газа в Обской губе на плавучей платформе гравитационного типа. А в Мурманской области создают производство бетонных оснований для таких промышленных объектов. Завод будет профилироваться на производстве железобетонных оснований гравитационных платформ. Объем инвестиций в проект составляет порядка 50 млрд рублей.
<br />
<br />
«На 90% их построят в поселке Белокаменка, а потом доставят на Ямал. На Кольских верфях будут работать почти шесть тысяч человек. Привлекут также местные предприятия и специалистов», - заявил заместитель директора департамента СПГ-проектов компании-инвестора Бьерн Гундерсен.
<br />
<br />
Он подчеркнул, что НОВАТЭК ставит перед собой задачу локализовать производство, использовать российских поставщиков оборудования, привлечь российские верфи и заводы к строительству модулей для СПГ-заводов. В частности, уже принято решение отказаться от предложений норвежских поставщиков гравия и заполнителя бетона и организовать его производство в России.
<br />
<br />
Он добавил, что в настоящее время компания делает все возможное, чтобы международные поставщики оборудования пришли в Россию и создали совместные предприятия с российскими компаниями. «Мы хотим глубже исследовать возможность реализации совместных предприятий зарубежных партнеров и российских компаний».
<br />
<br />
Параллельно НОВАТЭК ведет работу с мурманскими портовыми структурами, «чтобы разработать эффективную цепочку логистики от железнодорожного узла в порту и далее в Белокаменку».
<br />
<br />
Впервые об этом проекте заговорили два года назад, когда инвесторы оценивали потенциал Кольской земли. В 2015-м на площадке Петербургского международного экономического форума губернатор Мурманской области М.Ковтун и председатель правления НОВАТЭКа Л.Михельсон подписали соглашение о сотрудничестве. Этим документом закрепили намерения создать Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, реализовать проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», развить портовую особую экономическую зону, снабдить регион сжиженным природным газом.
<br />
<br />
Теперь инвестиционное решение принято, и соглашение между главой Мурманской области и крупнейшей компанией, ориентированной на освоение Арктического шельфа, стало примером взаимовыгодного сотрудничества. Во время Четвертой мурманской международной деловой недели, на пленарном заседании со знаковым названием «Арктическим курсом» проект строительства плавучих заводов назвали одним из самых перспективных. К нему проявили интерес и представители федеральных органов власти, и руководители крупных российских предприятий и иностранных компаний - все, чья деятельность так или иначе связана с освоением и развитием Арктической зоны.
<br />
<br />
Инвесторы считают Мурманскую область перспективным регионом для развертывания производственных мощностей по строительству морских платформ, а также для размещения объектов по подготовке и переработке углеводородов.
<br />
<br />
Интерес компаний к Заполярному региону растет. «Газпром», «Башнефть» и «Роснефть» обсуждают развитие судостроительных мощностей в регионе. «Роснефть» уже выкупила 82- судоремонтный завод в поселке Росляково и планирует развивать его как базу снабжения и техобслуживания шельфовой техники компании.
<br />
<br />
«Роснефть» и правительство Мурманской области в июне 2015 года заключили соглашение о развитии сотрудничества в создании промышленного парка шельфовой разведки и добычи нефти и газа.
<br />
Согласно документу, в регионе будут реализованы проекты по созданию промышленного парка обеспечения шельфовой разведки и добычи нефти и газа, размещению береговой базы обеспечения арктических шельфовых проектов и обеспечивающих производств, а также развитию научного и кадрового потенциала Мурманской области для обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами арктических нефтегазовых проектов.
<br />
<br />
«Роснефть» планирует разместить в Мурманской области заводы по производству подводной арматуры и бетонных блоков, а также построить в регионе вертодром на несколько десятков единиц авиатехники, логистическую, перевалочную и складскую базы.
<br />
<br />
Опорная береговая база будет создана на мощностях 82 го судоремонтного завода в поселке Росляково. Согласно данным «Роснефти», в течение ближайших пяти лет там будет создано около 2 тыс. новых рабочих мест.
<br />
<br />
Губернатор М.Ковтун предложила поручить Минтрансу и Минэнерго России совместно с правительством Мурманской области и крупнейшими нефтяными компаниями проработать возможность строительства на западном берегу Кольского залива современного безопасного нефтеперегрузочного терминала общего пользования, а также мощностей по переработке нефти.
Читайте также в этом выпуске
15 апреля 2024
Статьи
Текущие проблемы с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) стоит рассматривать лишь в качестве частного случая ряда вопросов, с которыми столкнулась наша страна в 2023 году. Безусловно, в текущем году актуализировалась необходимость усилить меры защиты производственных объектов. Но в остальном...
15 апреля 2024
Статьи
Цивилизационное противостояние с коллективным Западом требует от России в XXI веке максимально возможной самостоятельности во всех сферах, концентрации на внутреннем развитии, принятия решений об экономической безусловной значимости внутреннего рынка.
15 апреля 2024
Статьи
Теория и реальность стыкуются в планах Минэнерго в общих чертах. Ну так, с погрешностью плюс-минус 1000 км. Каким образом подобные «мелочи» отразятся на бизнесе и населении России?
15 апреля 2024
Статьи
Правительство считает, что дефицита топлива на внутреннем рынке быть не может. Но трейдеры думают по-другому. Какой логикой руководствуются те и другие?
15 апреля 2024
Статьи
О том, как работать переработке и топливным трейдерам в условиях реальности НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с главным аналитиком по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «ПРОЛЕУМ» Андреем Дьяченко.
15 апреля 2024
Статьи
Выпадающие трубопроводные объемы газа можно компенсировать поставками СПГ. Но нужно успеть нарастить мощности оперативно, чтобы осуществить продажу на волне высоких цен. Маржинальный период будет недолгим. Да и желающих торговать газом не так уж и мало
15 апреля 2024
Статьи
Каким образом складываются поставки российского газа в Китай, в чем особенности торговли и каков потенциал импорта КНР, рассказал в интервью НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию, Фонд «Институт энергетики и финансов».
15 апреля 2024
Статьи
В конце 2024 года должен закончиться действующий пятилетний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» на транзит российского газа через территорию Украины в страны ЕС. Каким образом сложатся в дальнейшем поставки газа и по каким маршрутам, да и сложатся ли…?
15 апреля 2024
Статьи
Уже как год действует договор между Россией и Белоруссией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Как это отразилось на топливном сегменте и торговых отношениях, связанных с продуктами добычи и переработки?
15 апреля 2024
Статьи
Современные плавучие установки регазификации (FSRU) обеспечивают такие же возможности по приему СПГ, как и наземные терминалы. FSRU менее мощные, но у них есть другие преимущества, главное из которых – экономичность.
15 апреля 2024
Статьи
Набирающая популярность в России тема глубокой переработки угля (или/и углехимии) очень напоминает сюжет сказки про неразменный рубль: о ней вспоминают лишь в периоды неблагоприятной экспортной конъюнктуры на мировом угольном рынке. И это неспроста: при всех очевидных выгодах – прежде всего ...
15 апреля 2024
Статьи
Технологические линии нового поколения «TMС-Hightech» и «TMС-SRLine», предназначенные для диагностики и ремонта насосно-компрессорных труб и насосных штанг, отличаются высокой производительностью и разумным уровнем автоматизации. Оборудование соответствует требованиям ГОСТ и принципам бережливого пр...
15 апреля 2024
Статьи
Газ не считается фаворитом в энергобалансе Китая. Но интрига по поводу этого энергоносителя сохраняется. КНР берет газовые «поводья» в свои руки – в 2023 году на 7,6% увеличивает потребление газа, подписывает 33% долгосрочных контрактов на поставку СПГ и становится лидером среди импортеров. ...
15 апреля 2024
Статьи
В масштабах планеты в месторождениях, будь то на суше или на шельфе, находится лишь незначительная часть природного газа. Промышленным способом добычу ведут не там, где его больше, а там, где это технически проще и экономически выгоднее. Однако с развитием технологий появляются возможности брать газ...
15 апреля 2024
Статьи
Более 70% месторождений углеводородов России являются многопластовыми, то есть месторождениями, где отдельные залежи приурочены к пластам, которые занимают самостоятельное положение в разрезе и характеризуются индивидуальными геолого-физическими свойствами, физико-химическими свойствами нефтей, ...
15 апреля 2024
Статьи
15 лет тому назад новости о Штокмановском проекте были в фокусе внимания прессы. Речь шла о реализации проекта по освоению уникального Штокмановского газоконденсатного месторождения с запасами газа в 3,9 триллиона кубометров и строительстве трех очередей завода СПГ у поселка Териберка на берегу Баренцева...
15 марта 2024
Статьи
Похороны ископаемого топлива откладываются из года в год, а уже погребенный уголь сторожит взлет нефтяных и газовых цен, чтобы снова занять пьедестал лидера.
15 марта 2024
Статьи
В конце 2024 года должен закончиться действующий пятилетний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» на транзит российского газа через территорию Украины в страны ЕС. Каким образом сложатся в дальнейшем поставки газа и по каким маршрутам, да и сложатся ли…?
15 марта 2024
Статьи
Случится или нет анонсируемый пик потребления нефти в 2030 году? Что имеет шанс на победу: амбиции продавцов или рационализм покупателей? Есть основания полагать, что пик пока останется абстракцией.
15 марта 2024
Статьи
В энергетике России, реализуемой на рыночных и смешанных основаниях, принцип конкуренции затрагивает в основном сферу стоимости, качественные составляющие играют несущественную роль. Ответственность же в сегменте является понятием относительным. На чем нужно сфокусироваться в планировании энергетики...
15 марта 2024
Статьи
Малые нефтяные компании фактически есть и работают, но не закреплены в юридическом поле, что мешает им получить меры поддержки. Сегодня сложились обстоятельства, которые ставят такие компании на грань рентабельности. Как можно помочь бизнесу? Продолжаем дискуссию, начатую Борисом Луцетом в статье «П...
15 марта 2024
Статьи
Скепсис по поводу добычи ТРИЗ быстро проходит. Глобальная нефтянка осваивает сложные нефтяные месторождения на шельфе.
15 марта 2024
Статьи
Информация и энергия считаются важнейшими ресурсами современного мира. Технологии беспроводной передачи делают их более гибкими, мобильными и менее уязвимыми к внешним воздействиям. Но если передача информации практически полностью смогла избавиться от паутины проводов, для энергетики этот путь сопр...
15 марта 2024
Статьи
26 января 2024 года был оставлен в силе один из вердиктов Верховного Суда Боливарианской Республики. Отмечено, что Мария Корина Мачадо, эта выдвиженка античавистской (т.е. проамериканской) оппозиции, не может баллотироваться на пост президента Венесуэлы в ходе кампании 2024-го. Рассерженно р...
15 марта 2024
Статьи
России нужна корректировка коэффициентов, показывающих количество выбросов при сжигании жидкого топлива. Авторы предлагают отечественный метод, основанный на оценке возможностей национальных НПЗ.
15 марта 2024
Статьи
Геонавигацией скважин недавно занимались только транснациональные компании. Сегодня технологии создаются и в России. Процесс набирает обороты. Сегодня геонавигация скважин может строиться не только вручную, но и автоматически. Подобный метод уже используется на ряде месторождений.
15 марта 2024
Статьи
С карбонатными коллекторами связано от 40 до 60% мировых запасов углеводородного сырья. Описанное исследование помогает уточнить ресурсную базу месторождений Сибири. Какие же перспективы имеют углеводородные залежи Красноярского края?
15 марта 2024
Статьи
Применение магнитного поля считается перспективным методом для разделения водонефтяных эмульсий и для очистки нефтяных загрязнений. Как далеко продвинулись эксперименты в этом направлении?
13 марта 2024
Статьи
Последние два года Россия находится в состоянии жёсткого геополитического противостояния с Западом, и данная ситуация как никогда ярко обнажила все проблемы страны, связанные с недостаточным вложением средств в НИОКР и высокой зависимостью от поставок западных технологий, оборудования и специальных ...
15 февраля 2024
Статьи
В России приняты законы и комплекс мер по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Для этого нужно стимулировать науку, восстановить лесной фонд, организовать торговлю углеродными единицами. Все это должно основываться на принципах повышения качества жизни граждан страны и рациональном недро...
15 февраля 2024
Статьи
Декарбонизация набирает обороты, но процесс не отличается прозрачностью и обоснованностью тех или иных проектов. Сомнения, факты, логика, оценка представлены в статье в форме размышления о целесообразности различных действий, о возможной корректировке планов.
15 февраля 2024
Статьи
Обострение климатических вопросов ускорило формирование регуляторной политики в направлении сокращения углеродного следа. Территория России обладает уникальным потенциалом для безопасного подземного хранения CO2. Учитывая сосредоточенность промышленных эмитентов, наличие истощенных коллекторов и дос...
15 февраля 2024
Статьи
В последний год морская транспортировка углеводородов меняет привычные маршруты и схемы поставок. Процесс явно усложняется. Что же происходит в сегменте СПГ-фрахта?
15 февраля 2024
Статьи
Перевалка угля в морских портах России по итогам 2023 г., вопреки санкционному давлению извне, торговым и транзакционным ограничениям, а также отсутствию собственного крупнотоннажного флота, выросла, хоть и незначительно, по сравнению с 2022 г. Впрочем, грузооборот остался ниже пикового показателя 2...
15 февраля 2024
Статьи
Энергорынок Европы миновал кризис. Страны планируют увеличить спрос на энергию. Ориентация на ВИЭ продолжается.
15 февраля 2024
Статьи
Что ждать от российской науки в будущем? Кроме скромных инвестиций, что сдерживает технологический прорыв? Какие онтологические основания теперь задают импульс развития отрасли? Приглашаем принять участие в дискуссии на страницах журнала.
15 февраля 2024
Статьи
Новости об авариях в энергосистеме и на теплотрассах страны стали горячей повесткой конца 2023 года и начала 2024-го. Количество сообщений о коммунальных авариях в России, согласно данным сервиса «Интегрум» удвоилось к 2023 году по сравнению с 2021 годом (зафиксировано более 4900 происшествий). Масш...
15 февраля 2024
Статьи
Осенью муниципалитеты доложили о готовности коммунальных предприятий и многоквартирных домов к зимнему периоду, но в новогодние праздники в лютый мороз случился коллапс в теплоснабжении в Подмосковье и других регионах России. Председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательств...
15 февраля 2024
Статьи
В отраслях, использующих энергетическое оборудование, многие не знают, что в России есть свои производители, способные заменить традиционный импорт.
15 февраля 2024
Статьи
Вроде бы хорошая идея – продавать в Китай электроэнергию из России, но пока фантазии на этот счет
«не бьются» с реальной конъюнктурой.
15 февраля 2024
Статьи
Свой столетний юбилей, который пришёлся на прошлый год, гражданская авиация встретила терзаемая всё новыми трудностями. Прекращение полётов на время ковида, резкий скачок цен на авиатопливо, беспрецедентные ограничения на поставки и обслуживание иностранных самолётов – всё это на фоне неокрепшего со...
15 февраля 2024
Статьи
Многие страны вводят ограничения и полные запреты на использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Речь идет о запрете продаж новых авто, меры будут вводиться в 2025-2030 годах, полный запрет их эксплуатации запланирован на 2035 год. Но как быть с бензиновыми и дизельными авто, часть...
15 февраля 2024
Статьи
Снимки из космоса помогают проанализировать и спрогнозировать развитие мировой угольной отрасли на основе таких показателей, как количество карьеров, технологии производства открытых горных работ, используемое горнотранспортное оборудование, рекультивация земель. Информация на высокодетальных космос...
15 февраля 2024
Статьи
Баку мечтает пристроиться к Европе и на зеленом энергетическом треке. Каким образом и какого эффекта ждать?
15 февраля 2024
Статьи
Как и перед выборами 2020 года, штурвал энергетики США дрожит под ударами и рыночной, и геополитической стихии.
14 февраля 2024
Статьи
Налоги – не единственная проблема независимых нефтяных компаний. Правовое поле деятельности этих компаний-недропользователей нуждается в осмыслении и корректировке.
30 января 2024
Статьи
2023 год охарактеризовался рядом вызовов российской экономике и промышленности, в частности нефтегазовой отрасли. Год стал серьезной проверкой для ТЭК и нефтяной промышленности России. Заработали в полную силу санкции и ограничения Евросоюза – бывшего основного импортера наших энергоресурсов. Но отк...
30 января 2024
Статьи
Россия отправляет водород на экспорт в виде аммиака, метанола и азотных удобрений. И тут все довольно позитивно. Что касается чистого водорода, то тут все туманно. До сих пор нет определенности в стратегических документах. Также фиксируется дефицит технологий.
30 января 2024
Статьи
Мир стоит на пороге очередного энергоперехода, решая дилемму с загрязнением окружающей среды и зависимостью от нефтянки. Последние геолого-технологические исследования вновь обращают взгляд на водород как перспективный энергоноситель.
30 января 2024
Статьи
Отказ от российского трубопроводного газа вызвал в ЕС необратимые последствия. Ситуация пока усугубляется. Удастся ли ее стабилизировать?
30 января 2024
Статьи
После почти десятилетнего спада в 2023 году инвестиции в ТЭК начали расти. При этом структура вложений все больше меняется, доля нефтегазовых проектов сокращается, а «зеленых» – растет. Это неудивительно, поскольку укладывается в уже сформировавшуюся тенденцию. Удивляет то, что к «зеленому» движению...
30 января 2024
Статьи
«Теневой флот» – новое загадочное явление глобального рынка. Понятие существует давно, но обрело масштабность и узнаваемость в последние два года, после принятия санкций в отношении российской нефти и нефтепродуктов. Несмотря на давление на российскую морскую транспортировку со стороны G7, сегмент р...
30 января 2024
Статьи
И это считается приемлемым. Несмотря на то, что предложение велико, есть веские предпосылки для увеличения спроса.
30 января 2024
Статьи
Как рынок урана отреагировал на события текущего энергетического кризиса? Рассмотрим структуру ключевых игроков и расставим акценты в их потенциалах и конкурентоспособности.
30 января 2024
Статьи
Турция остается зависимой от импорта газа, однако серия открытий в Черном море – предпосылка снижения внешних поставок. К 2030 году страна может полностью закрыть внутренние потребности собственным газом, считают в турецком Минэнерго. Более того, серьезно обсуждается перспектива его экспорта в Южную...
30 января 2024
Статьи
В Совете Федерации в ходе круглого стола 5 декабря начальник управления оценки рисков Росфинмониторинга Евгений Шевляков заявил: «Наши денежные потоки направились в другие страны. В цифрах, к сожалению, назвать не могу, но вижу, как на 96% поток увеличился в Объединенные Арабские Эмираты. При этом п...
30 января 2024
Статьи
По итогам последних двух лет можно с уверенностью заявить, что большинство отечественных компаний достойно справляется с санкционным давлением. Однако между бизнесом не под санкциями и подсанкционным бизнесом возникает конфликт интересов. Что делать?
30 января 2024
Статьи
С началом освоения нефтегазоконденсатных месторождений на Ямале и в Восточной Сибири стала актуальна тема разработки ТРИЗ. Насколько эффективен проведенный там многостадийный гидроразыв пласта?
30 января 2024
Статьи
В России вовлеченность ТРИЗ в разработку пока остается на низком уровне. Любой опыт уникален. Какие результаты дает разработка месторождения в ЯНАО?
30 января 2024
Статьи
В России существует несколько технологий по очистке окружающей среды от нефтешламов, но на законодательном уровне в качестве единственного способа решения проблемы указана только одна технология. При этом ее «эффективность» под вопросом.
30 января 2024
Статьи
Человечество веками стремилось покорить Северный полюс. Но первым в надводном плавании это удалось атомному ледоколу «Арктика», который 17 августа 1977 года, проломив вековые арктические льды, достиг Северного полюса. Тогда это было мировой сенсацией, а сейчас атомоходы совершают регулярные круизные...
30 января 2024
Статьи
Вот и наступил Новый год – год Дракона. Как известно из сказок, – огнедышащего. А чем изрыгает пламя дракон? Бензином, керосином, сырой нефтью, газом? Я ответить не могу. Но подозреваю, что год должен быть для отечественного ТЭКа счастливым, чего как автор от души желаю.
30 января 2024
Статьи
Эксперты до сих пор не могут поставить точку в вопросе – где и когда началась перегонка нефти в России. Установление истины уже напоминает настоящие баталии, и копья ломаются не по-детски. Так все-таки, что нам известно?
15 декабря 2023
Статьи
Сегодня модным трендом в пабликах стал поиск несоответствий прогнозов и реальности в аналитике глобальных агентств. Действительно, расхождений много. А насколько воплощаются намерения и планы, анонсированные чиновниками в течение последних двух лет? Редакция НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ сопоставила обещан...
15 декабря 2023
Статьи
Котировки нефти марки Brent колеблются в районе $80 за баррель. Падения сменяются взлетами, взлеты – падениями. Главный вопрос, который мучает сейчас рынок: что будет с потреблением в 2024 году? Основные прогнозы диаметрально противоположны. А руководство Соединенных Штатов беспокоят приближающиеся ...
15 декабря 2023
Статьи
Сценарии экономического роста России содержат множество сдерживающих факторов. Но возможность позитивного развития есть. Построенные математические модели предоставляют спектр решений для формирования поля будущих трансформаций.
15 декабря 2023
Статьи
Нефтехимическая отрасль в мире – один из маржинальных сегментов. В России есть заделы для мощной интеграции в мировой рынок, но множество проблем тормозят развитие отрасли. Какие особенности присущи отечественной нефтехимии и как ей можно преодолеть совокупность негативных факторов?
15 декабря 2023
Статьи
Во всем мире рост спроса на электромобили в значительной степени поддерживается государственными стимулами, которые можно разделить на финансовые и нефинансовые. На данный момент более 85% мировых продаж автотранспорта регулируются подобными мерами, и большинство стран активно используют финансо...
15 декабря 2023
Статьи
Энергетическая стратегия обещает рост сегмента газомоторного топлива почти в 20 раз к уровню 2019 года. Это просто декларация или реальные основания все-таки есть?
15 декабря 2023
Статьи
С 21 сентября 2023 года правительство России запретило экспорт бензина и дизельного топлива. Цель – остановить «серый» экспорт, насытить внутренний рынок и снизить цены на ГСМ. К этой экстраординарной мере привела череда событий, случившихся не из-за непредсказуемых природных явлений, эпидемии или н...
15 декабря 2023
Статьи
За почти 14 лет «Челябинский завод электрооборудования» поставил оборудование для распределения энергии в компании нефтяной и горнодобывающей отрасли, в аэропорты и предприятия других отраслей. В последние годы спектр услуг расширился из-за ухода иностранных вендоров. Компания выпускает и монтирует ...
15 декабря 2023
Статьи
В свете актуальных трансформаций логистики Китай может пересмотреть и концепцию транспортных коридоров Шелкового пути. Шелковый путь может быть многомерным, географически неожиданным.
15 декабря 2023
Статьи
Прошло 30 лет после подписания Указа Президента РФ о соглашениях о разделе продукции (СРП) при пользовании недрами, запустившего практическую работу по формированию этого принципиально нового для инвестиционого законодательства России режима недропользования.
20 ноября 2023
Статьи
О планах развития энергетической отрасли региона НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с первым заместителем губернатора ЯНАО Александром Калининым.
20 ноября 2023
Статьи
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ ежегодно анализирует особенности законопроекта о федеральном бюджете и прилагаемых к нему документов в части нефтегазового комплекса. Год назад в статье, посвященной проекту федерального бюджета на 2023-2024 годы, были обозначены некоторые вопросы, в том числе отдельно по газо...
20 ноября 2023
Статьи
Как чувствует себя отечественная угольная отрасль в период нарушения цепочек поставок импортных технологий, дефицита отечественных, а также снижения глобальных цен на уголь? На каком этапе автоматизации производства находится и чего можно ожидать в перспективе инновационного развития?
20 ноября 2023
Статьи
После февраля 2022 г. в мировой экономике произошли значительные сдвиги. Осуществляемые меры политики декарбонизации рассматриваются уже не только как эффективные стратегии снижения выбросов, но и как стратегии повышения энергетической безопасности, которая вновь вернулась в политическую повестку. Ч...
20 ноября 2023
Статьи
В 2023 году бюджет спасли высокие цены на нефть. Но цены не спасут нефтегаз от налоговой нагрузки, а она будет расти.
20 ноября 2023
Статьи
Рынок угля, как и других энергоносителей, в 2020-22 годах прошел период беспрецедентной турбулентности. В этом году баланс спроса и предложения постепенно начал возвращаться к норме, а цены стали менее волатильными. Значит ли это, что уголь выходит из кризиса? В этом пыталось разобраться МЭА – в ана...
20 ноября 2023
Статьи
В последние годы мировой рынок энергетического угля претерпел серьезные изменения: оказываемое на российскую угольную отрасль санкционное давление привело к формированию диспропорции в ценовой политике, заметному дисконтированию российского угля на рынках сбыта, переформатировало логистические цепочки...
20 ноября 2023
Статьи
Из каких составляющих складывается энергобаланс Германии сегодня и как идут дела с поиском альтернативного газа взамен российского?
20 ноября 2023
Статьи
В отличие от «Судных дней» 1973-го, сценарий развития динамики глобальных цен на нефть будет иным. Какие вызовы готовит рынку конфликт между Израилем и Палестиной?
20 ноября 2023
Статьи
Сегодня Китай является вторым экономическим полюсом мира, способным активно влиять на глобальные процессы. До недавнего времени Китай и США считались противоборствующими, хотя и сильно созависимыми державами. В конце октября Си Цзиньпин делает интересные заявления. И, скорее всего, это не смена поли...
20 ноября 2023
Статьи
Благодаря сланцевой революции США стали мировым лидером по добыче газа с 2008 года, нефти с 2015 года. В ближайшей перспективе эта революция, судя по ряду признаков, исчерпает потенциал. В этом году он полагался не на органический рост, а на слияния и поглощения. Одновременно с этим США приняли в по...
20 ноября 2023
Статьи
В производстве СПГ на морских платформах произошло в последние месяцы два важных события – в августе в Обскую губу прибыло основание гравитационного типа (ОГТ) для первой линии «Арктик СПГ 2». Осенью в мексиканский порт Альтамира пришли три платформы самоподъемного типа для Altamira FLNG. Об...