18 декабря 2015 Статья

АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 3)

Автор: ЮРИЙ БАНЬКО, г. Мурманск
Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» состоялся 7-8 декабря в Санкт-Петербурге. Точки роста экономики арктических регионов стали основной темой пленарного заседания.
<hr/>
<br />

<ul>
  <li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(3, 152, 200); text-decoration: none;" target="_self" title="Перейти к первой части обзора" href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_1/" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 1)</a></b></li>

  <li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_2/" title="Перейти ко второй части обзора" target="_self" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 2)</a></b></li>
</ul>

<h3> <span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"><hr/></span></span></h3>

<p>
  <br />
</p>

<h3><span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"></span></span> Арктика: настоящее и будущее </h3>
Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» состоялся 7-8 декабря в Санкт-Петербурге. Точки роста экономики арктических регионов стали основной темой пленарного заседания.
<br />

<br />
Приоритетами государственной политики России в Арктике являются развитие человеческого капитала, безопасность, повышение транспортной мобильности и доступности, рациональная добыча ресурсов. Такие направления обозначил в своем выступлении на пленарном заседании V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» заместитель председателя правительства РФ, председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин.
<br />

<br />
Вице-премьер подчеркнул, что сегодня Арктика по-прежнему остается территорией международного сотрудничества. Ключевую роль в развитии Арктики, как отметил Д.Рогозин, играет транспортная инфраструктура. Экономическое развитие этого макрорегиона напрямую связано и с безопасностью. Добыча ресурсов в Арктике должна проходить с использованием самых выверенных, экологически чистых технологий.
<br />

<br />
Все эти приоритеты, как подчеркнула губернатор Мурманской Марина Ковтун, находят отражение в региональной повестке. Этому вопросу был посвящен второй день форума.
<br />

<br />
На пленарном заседании главы регионов представили участникам форума итоги экономического развития арктических субъектов страны за последний год и наиболее перспективные региональные проекты.
<br />

<br />
Так, важнейшими в арктической зоне РФ задачами по-прежнему является развитие инфраструктуры: портов, транспортного и авиационного сообщения. Ведущую роль в этой сфере, как было подчеркнуто на заседании, играет проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», направленный на развитие важнейшего на Севере глубоководного незамерзающего порта Мурманск.
<br />
Марина Ковтун рассказала коллегам о перспективах развития в Мурманской области возможностей сервисного обеспечения проектов в сфере морской арктической морехозяйственной деятельности и современной инфраструктуры безопасности.
<br />

<br />
Говоря о государственном регулировании развития арктических территорий, глава региона призвала все арктические субъекты включиться в работу над базовым документом – Законом развитии Арктической зоны РФ, подготовка проекта которого началась в этом году.
<br />

<br />
М.Ковтун подчеркнула, что в Законе должны найти отражение особые подходы к бюджетной, налоговой и тарифной политике для арктических территорий. Например, возможно применение особых правовых режимов предпринимательской деятельности в Арктике по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, необходимо проработать возможность компенсации предприятиям так называемого «северного удорожания».
<br />

<br />
Значение этого общенационального проекта подчеркнул в своём Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин, определив Мурманский транспортный узел как «мощный логистический центр» страны.
<br />

<br />
«Мы осознаем масштабность государственных задач по освоению арктического шельфа, осознаем и роль Мурманской области как базы его освоения. Поэтому сегодня мы создаем все необходимые условия для наших стратегических партнеров-инвесторов», - отметила М.Ковтун. Так, компании «Роснефть» и «Газпром нефть» продолжают работу над проектной документацией для создания в Кольском заливе инфраструктуры опорных баз освоения шельфовых месторождений.
<br />

<br />
В этом году в Мурманской области компания «НОВАТЭК» приступила к инвестиционному проекту по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Центр разместится в селе Белокаменка, на западной стороне Кольского залива.
<br />

<br />
Уже завершен первый этап изысканий на участке, где будет размещён Центр. В 2016 году компания планирует завершить работы над проектной документацией, в 2017-м – пройти госэкспертизу и получить разрешение на строительство, сообщила М.Ковтун.
<br />

<br />
«Создание Кольской верфи придаст серьезный импульс развитию Мурманской области: позволит создать тысячи рабочих мест, привлечь в регион высококвалифицированный персонал и повысить компетенцию местных предприятий. Но, пожалуй, самое главное, что этот проект станет площадкой для локализации высоких технологий в России», - отметила, говоря о значении проекта, глава региона.
<br />

<br />
Главным итогом работы форума станет резолюция с предложениями и рекомендациями, которая будет направлена в Государственную комиссию по вопросам развития Арктики и министерство экономического развития РФ для совершенствования государственного регулирования и администрирования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и сопутствующей инфраструктуры.
<br />

<br />

<h3>Реализация нефтегазовых проектов в Мурманской области </h3>
На западном берегу Кольского залива компания «НОВАТЭК» намерена развернуть судостроительный проект. Российский инвестор уже зарегистрировал в Мурманском регионе дочернюю компанию и приступил к разработке проектно-сметной документации Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. К 2017 году компания планирует получить заключение госэкспертизы, в 2018-м начать строительство платформ.
<br />

<br />
К 2020 году в Мурманске должны построить три плавучих завода по сжижению природного газа мощностью шесть с половиной миллионов тонн каждый. Инвестору они необходимы для обеспечения своих проектов на Ямале. НОВАТЭК зарегистрировал 100%-ную «дочку ООО «Кольская верфь» (ЗАТО Александровск, Мурманская область).
<br />

<br />
Больше половины производственных предприятий, которые будут работать в рамках этого центра, не имеют аналогов в России. Это и есть ниша для развития промышленности Мурманской области и для развития инновационных компаний.
<br />

<br />
Кроме того, инвестор совместно с норвежской компанией «Кварнер» обсуждает идею создания нового завода по сжижению природного газа в Обской губе на плавучей платформе гравитационного типа. А в Мурманской области создают производство бетонных оснований для таких промышленных объектов. Завод будет профилироваться на производстве железобетонных оснований гравитационных платформ. Объем инвестиций в проект составляет порядка 50 млрд рублей.
<br />

<br />
«На 90% их построят в поселке Белокаменка, а потом доставят на Ямал. На Кольских верфях будут работать почти шесть тысяч человек. Привлекут также местные предприятия и специалистов», - заявил заместитель директора департамента СПГ-проектов компании-инвестора Бьерн Гундерсен.
<br />

<br />
Он подчеркнул, что НОВАТЭК ставит перед собой задачу локализовать производство, использовать российских поставщиков оборудования, привлечь российские верфи и заводы к строительству модулей для СПГ-заводов. В частности, уже принято решение отказаться от предложений норвежских поставщиков гравия и заполнителя бетона и организовать его производство в России.
<br />

<br />
Он добавил, что в настоящее время компания делает все возможное, чтобы международные поставщики оборудования пришли в Россию и создали совместные предприятия с российскими компаниями. «Мы хотим глубже исследовать возможность реализации совместных предприятий зарубежных партнеров и российских компаний».
<br />

<br />
Параллельно НОВАТЭК ведет работу с мурманскими портовыми структурами, «чтобы разработать эффективную цепочку логистики от железнодорожного узла в порту и далее в Белокаменку».
<br />

<br />
Впервые об этом проекте заговорили два года назад, когда инвесторы оценивали потенциал Кольской земли. В 2015-м на площадке Петербургского международного экономического форума губернатор Мурманской области М.Ковтун и председатель правления НОВАТЭКа Л.Михельсон подписали соглашение о сотрудничестве. Этим документом закрепили намерения создать Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, реализовать проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», развить портовую особую экономическую зону, снабдить регион сжиженным природным газом.
<br />

<br />
Теперь инвестиционное решение принято, и соглашение между главой Мурманской области и крупнейшей компанией, ориентированной на освоение Арктического шельфа, стало примером взаимовыгодного сотрудничества. Во время Четвертой мурманской международной деловой недели, на пленарном заседании со знаковым названием «Арктическим курсом» проект строительства плавучих заводов назвали одним из самых перспективных. К нему проявили интерес и представители федеральных органов власти, и руководители крупных российских предприятий и иностранных компаний - все, чья деятельность так или иначе связана с освоением и развитием Арктической зоны.
<br />

<br />
Инвесторы считают Мурманскую область перспективным регионом для развертывания производственных мощностей по строительству морских платформ, а также для размещения объектов по подготовке и переработке углеводородов.
<br />

<br />
Интерес компаний к Заполярному региону растет. «Газпром», «Башнефть» и «Роснефть» обсуждают развитие судостроительных мощностей в регионе. «Роснефть» уже выкупила 82- судоремонтный завод в поселке Росляково и планирует развивать его как базу снабжения и техобслуживания шельфовой техники компании.
<br />

<br />
«Роснефть» и правительство Мурманской области в июне 2015 года заключили соглашение о развитии сотрудничества в создании промышленного парка шельфовой разведки и добычи нефти и газа.
<br />
Согласно документу, в регионе будут реализованы проекты по созданию промышленного парка обеспечения шельфовой разведки и добычи нефти и газа, размещению береговой базы обеспечения арктических шельфовых проектов и обеспечивающих производств, а также развитию научного и кадрового потенциала Мурманской области для обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами арктических нефтегазовых проектов.
<br />

<br />
«Роснефть» планирует разместить в Мурманской области заводы по производству подводной арматуры и бетонных блоков, а также построить в регионе вертодром на несколько десятков единиц авиатехники, логистическую, перевалочную и складскую базы.
<br />

<br />
Опорная береговая база будет создана на мощностях 82 го судоремонтного завода в поселке Росляково. Согласно данным «Роснефти», в течение ближайших пяти лет там будет создано около 2 тыс. новых рабочих мест.
<br />

<br />
Губернатор М.Ковтун предложила поручить Минтрансу и Минэнерго России совместно с правительством Мурманской области и крупнейшими нефтяными компаниями проработать возможность строительства на западном берегу Кольского залива современного безопасного нефтеперегрузочного терминала общего пользования, а также мощностей по переработке нефти.