АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 3)
<br />
<ul>
<li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(3, 152, 200); text-decoration: none;" target="_self" title="Перейти к первой части обзора" href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_1/" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 1)</a></b></li>
<li><b style="margin: 0px; padding: 0px; color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; background-color: rgb(242, 242, 242);"><a href="http://www.ngv.ru/analytics/arkticheskiy_ofitsioz_etot_ston_u_nas_pesney_zovetsya_chast_2/" title="Перейти ко второй части обзора" target="_self" >АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 2)</a></b></li>
</ul>
<h3> <span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"><hr/></span></span></h3>
<p>
<br />
</p>
<h3><span style="color: rgb(84, 84, 84); font-family: myriad-pro-condensed-n4,myriad-pro-condensed,sans-serif; font-size: medium; font-style: normal; font-variant: normal; font-weight: normal; letter-spacing: 1px; line-height: 24px; text-indent: 0px; text-transform: none; white-space: normal; widows: 1; word-spacing: 0px; display: inline ! important; float: none; background-color: rgb(242, 242, 242);"><span class="Apple-converted-space"></span></span> Арктика: настоящее и будущее </h3>
Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» состоялся 7-8 декабря в Санкт-Петербурге. Точки роста экономики арктических регионов стали основной темой пленарного заседания.
<br />
<br />
Приоритетами государственной политики России в Арктике являются развитие человеческого капитала, безопасность, повышение транспортной мобильности и доступности, рациональная добыча ресурсов. Такие направления обозначил в своем выступлении на пленарном заседании V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» заместитель председателя правительства РФ, председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин.
<br />
<br />
Вице-премьер подчеркнул, что сегодня Арктика по-прежнему остается территорией международного сотрудничества. Ключевую роль в развитии Арктики, как отметил Д.Рогозин, играет транспортная инфраструктура. Экономическое развитие этого макрорегиона напрямую связано и с безопасностью. Добыча ресурсов в Арктике должна проходить с использованием самых выверенных, экологически чистых технологий.
<br />
<br />
Все эти приоритеты, как подчеркнула губернатор Мурманской Марина Ковтун, находят отражение в региональной повестке. Этому вопросу был посвящен второй день форума.
<br />
<br />
На пленарном заседании главы регионов представили участникам форума итоги экономического развития арктических субъектов страны за последний год и наиболее перспективные региональные проекты.
<br />
<br />
Так, важнейшими в арктической зоне РФ задачами по-прежнему является развитие инфраструктуры: портов, транспортного и авиационного сообщения. Ведущую роль в этой сфере, как было подчеркнуто на заседании, играет проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», направленный на развитие важнейшего на Севере глубоководного незамерзающего порта Мурманск.
<br />
Марина Ковтун рассказала коллегам о перспективах развития в Мурманской области возможностей сервисного обеспечения проектов в сфере морской арктической морехозяйственной деятельности и современной инфраструктуры безопасности.
<br />
<br />
Говоря о государственном регулировании развития арктических территорий, глава региона призвала все арктические субъекты включиться в работу над базовым документом – Законом развитии Арктической зоны РФ, подготовка проекта которого началась в этом году.
<br />
<br />
М.Ковтун подчеркнула, что в Законе должны найти отражение особые подходы к бюджетной, налоговой и тарифной политике для арктических территорий. Например, возможно применение особых правовых режимов предпринимательской деятельности в Арктике по аналогии с территориями опережающего социально-экономического развития. Чтобы снизить нагрузку на бизнес, необходимо проработать возможность компенсации предприятиям так называемого «северного удорожания».
<br />
<br />
Значение этого общенационального проекта подчеркнул в своём Послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин, определив Мурманский транспортный узел как «мощный логистический центр» страны.
<br />
<br />
«Мы осознаем масштабность государственных задач по освоению арктического шельфа, осознаем и роль Мурманской области как базы его освоения. Поэтому сегодня мы создаем все необходимые условия для наших стратегических партнеров-инвесторов», - отметила М.Ковтун. Так, компании «Роснефть» и «Газпром нефть» продолжают работу над проектной документацией для создания в Кольском заливе инфраструктуры опорных баз освоения шельфовых месторождений.
<br />
<br />
В этом году в Мурманской области компания «НОВАТЭК» приступила к инвестиционному проекту по созданию Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Центр разместится в селе Белокаменка, на западной стороне Кольского залива.
<br />
<br />
Уже завершен первый этап изысканий на участке, где будет размещён Центр. В 2016 году компания планирует завершить работы над проектной документацией, в 2017-м – пройти госэкспертизу и получить разрешение на строительство, сообщила М.Ковтун.
<br />
<br />
«Создание Кольской верфи придаст серьезный импульс развитию Мурманской области: позволит создать тысячи рабочих мест, привлечь в регион высококвалифицированный персонал и повысить компетенцию местных предприятий. Но, пожалуй, самое главное, что этот проект станет площадкой для локализации высоких технологий в России», - отметила, говоря о значении проекта, глава региона.
<br />
<br />
Главным итогом работы форума станет резолюция с предложениями и рекомендациями, которая будет направлена в Государственную комиссию по вопросам развития Арктики и министерство экономического развития РФ для совершенствования государственного регулирования и администрирования в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и сопутствующей инфраструктуры.
<br />
<br />
<h3>Реализация нефтегазовых проектов в Мурманской области </h3>
На западном берегу Кольского залива компания «НОВАТЭК» намерена развернуть судостроительный проект. Российский инвестор уже зарегистрировал в Мурманском регионе дочернюю компанию и приступил к разработке проектно-сметной документации Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. К 2017 году компания планирует получить заключение госэкспертизы, в 2018-м начать строительство платформ.
<br />
<br />
К 2020 году в Мурманске должны построить три плавучих завода по сжижению природного газа мощностью шесть с половиной миллионов тонн каждый. Инвестору они необходимы для обеспечения своих проектов на Ямале. НОВАТЭК зарегистрировал 100%-ную «дочку ООО «Кольская верфь» (ЗАТО Александровск, Мурманская область).
<br />
<br />
Больше половины производственных предприятий, которые будут работать в рамках этого центра, не имеют аналогов в России. Это и есть ниша для развития промышленности Мурманской области и для развития инновационных компаний.
<br />
<br />
Кроме того, инвестор совместно с норвежской компанией «Кварнер» обсуждает идею создания нового завода по сжижению природного газа в Обской губе на плавучей платформе гравитационного типа. А в Мурманской области создают производство бетонных оснований для таких промышленных объектов. Завод будет профилироваться на производстве железобетонных оснований гравитационных платформ. Объем инвестиций в проект составляет порядка 50 млрд рублей.
<br />
<br />
«На 90% их построят в поселке Белокаменка, а потом доставят на Ямал. На Кольских верфях будут работать почти шесть тысяч человек. Привлекут также местные предприятия и специалистов», - заявил заместитель директора департамента СПГ-проектов компании-инвестора Бьерн Гундерсен.
<br />
<br />
Он подчеркнул, что НОВАТЭК ставит перед собой задачу локализовать производство, использовать российских поставщиков оборудования, привлечь российские верфи и заводы к строительству модулей для СПГ-заводов. В частности, уже принято решение отказаться от предложений норвежских поставщиков гравия и заполнителя бетона и организовать его производство в России.
<br />
<br />
Он добавил, что в настоящее время компания делает все возможное, чтобы международные поставщики оборудования пришли в Россию и создали совместные предприятия с российскими компаниями. «Мы хотим глубже исследовать возможность реализации совместных предприятий зарубежных партнеров и российских компаний».
<br />
<br />
Параллельно НОВАТЭК ведет работу с мурманскими портовыми структурами, «чтобы разработать эффективную цепочку логистики от железнодорожного узла в порту и далее в Белокаменку».
<br />
<br />
Впервые об этом проекте заговорили два года назад, когда инвесторы оценивали потенциал Кольской земли. В 2015-м на площадке Петербургского международного экономического форума губернатор Мурманской области М.Ковтун и председатель правления НОВАТЭКа Л.Михельсон подписали соглашение о сотрудничестве. Этим документом закрепили намерения создать Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, реализовать проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», развить портовую особую экономическую зону, снабдить регион сжиженным природным газом.
<br />
<br />
Теперь инвестиционное решение принято, и соглашение между главой Мурманской области и крупнейшей компанией, ориентированной на освоение Арктического шельфа, стало примером взаимовыгодного сотрудничества. Во время Четвертой мурманской международной деловой недели, на пленарном заседании со знаковым названием «Арктическим курсом» проект строительства плавучих заводов назвали одним из самых перспективных. К нему проявили интерес и представители федеральных органов власти, и руководители крупных российских предприятий и иностранных компаний - все, чья деятельность так или иначе связана с освоением и развитием Арктической зоны.
<br />
<br />
Инвесторы считают Мурманскую область перспективным регионом для развертывания производственных мощностей по строительству морских платформ, а также для размещения объектов по подготовке и переработке углеводородов.
<br />
<br />
Интерес компаний к Заполярному региону растет. «Газпром», «Башнефть» и «Роснефть» обсуждают развитие судостроительных мощностей в регионе. «Роснефть» уже выкупила 82- судоремонтный завод в поселке Росляково и планирует развивать его как базу снабжения и техобслуживания шельфовой техники компании.
<br />
<br />
«Роснефть» и правительство Мурманской области в июне 2015 года заключили соглашение о развитии сотрудничества в создании промышленного парка шельфовой разведки и добычи нефти и газа.
<br />
Согласно документу, в регионе будут реализованы проекты по созданию промышленного парка обеспечения шельфовой разведки и добычи нефти и газа, размещению береговой базы обеспечения арктических шельфовых проектов и обеспечивающих производств, а также развитию научного и кадрового потенциала Мурманской области для обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами арктических нефтегазовых проектов.
<br />
<br />
«Роснефть» планирует разместить в Мурманской области заводы по производству подводной арматуры и бетонных блоков, а также построить в регионе вертодром на несколько десятков единиц авиатехники, логистическую, перевалочную и складскую базы.
<br />
<br />
Опорная береговая база будет создана на мощностях 82 го судоремонтного завода в поселке Росляково. Согласно данным «Роснефти», в течение ближайших пяти лет там будет создано около 2 тыс. новых рабочих мест.
<br />
<br />
Губернатор М.Ковтун предложила поручить Минтрансу и Минэнерго России совместно с правительством Мурманской области и крупнейшими нефтяными компаниями проработать возможность строительства на западном берегу Кольского залива современного безопасного нефтеперегрузочного терминала общего пользования, а также мощностей по переработке нефти.
О потребностях и перспективе нефтепереработки НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Рафинатом Яруллиным, Генеральным директором, сопредседателем научно-технического совета АО «Татнефтехиминвест-холдинг».
О перспективах развития сектора ВИЭ в России и мире в условиях глобального энергетического кризиса НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с директором Ассоциации развития возобновляемой энерге- тики (АРВЭ) Алексеем Жихаревым.
События последних месяцев перечеркнули все существующие прогнозы экономического развития России. Страна оказалась в условиях, когда есть риск оказаться откинутой на десятилетия назад. Автор данного материала полагает, что именно достижение углеродной нейтральности может стать тем путем, который...
В статье сформированы и проанализированы сценарии для европейского газового рынка на 2022- 2025 годы. Они основаны на гипотезах о разных объемах трубопроводных поставок из России, импорта СПГ, а также перспективах собственной добычи, включая восстановление добычи на Гронингенском месторождении...
Начало октября ознаменовалось целым рядом событий, которые указывают на серьезные преобразования, происходящие на мировом нефтяном рынке. Решение ОПЕК+ о снижении квот на добычу сразу на два млн баррелей в сутки при стабильном спросе не имеет аналогов в истории. Впервые стало возможным говорить...
Схема атлантического нефтеэкспорта и встречных, хотя подчас неровных, платежей либо взаимозачетов с участием Москвы, Каракаса и Гаваны – снова на первых полосах деловых СМИ. Топливно-сырьевой мост, родившийся на гребне «холодной войны», но затем исчезнувший, сейчас восстанавливается. Речь, однако, уже...
Использование термических методов воздействия на пласт позволяет значительно увеличить добычу нефти за счет вовлечения в производство нефтематеринских пород. Для доставки теплоносителя к пласту в оптимальном диапазоне температур с устья скважины необходимо обеспечить минимальные тепловые потери по...
О перспективах развития Арктики и СМП НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Алексеем Фадеевым, д.э.н., исполнительным директором Ассоциации полярников Мурманской области, профессором Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского университета Петра Великого.
В этом году случилось множество дерзких хакерских атак на предприятия как с целью получения выкупа, так и с идеологическими мотивами. Корпоративная защита в условиях новой киберреальности сталкивается с огромным количеством вызовов, многие из которых можно классифицировать, предугадать и предотвратить....
О том как компания реагирует на актуальные вызовы мировых рынков, а также о реализации идей экономики замкнутого цикла «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Павлом Ляховичем, членом правления – исполнительным директором ООО «СИБУР».
Экономика замкнутого цикла – концепция с разумными постулатами, но неочевидными маршрутами следования. Задача статьи – оценить реалистичность идей «экономики замкнутого цикла» с учетом всех существующих политических и технологических барьеров, с которыми сегодня сталкиваются даже самые продвинутые...
На экономику замкнутого цикла можно посмотреть с точки зрения принципов и соответствующих решений, которые ее апологеты намерены распространить на всю экономику нашей планеты. Мы обычно думаем о том, что ЭЗЦ – это только про то, как превратить отходы в доходы. Это не совсем так. Замкнутый цикл ...
Переработка нефтешламов может быть коммерчески выгодным процессом для производств. Для этого необходима корректировка законодательства, поддержка технологических компаний, стимулирование венчуров. На примере одного кейса показано, как отходы ТЭК можно трансформировать в доходы.
Санкции, введенные против России после февраля 2022 г., изменили условия функционирования газового рынка Европы и российской газовой отрасли. Поставки природного газа из России в Европу по разным причинам сокращаются, цены на природный газ растут, а европейский энергетический кризис усугубляется....
Для европейского рынка отказ от российского газа сопоставим с запуском двойного суперцикла производства СПГ в США. Нужно ли это США? Потянет ли Европа? Интрига пока сохраняется
Пока покупатели и продавцы СПГ ожидают роста его рынка, перевозчики размещают рекордные по объемам и стоимости заказы на строительство газовозов. Одновременно в России готовятся новые логистические схемы для транспортировки газа.
Планы России по развитию Северного морского пути можно смело назвать грандиозными. Но модель будущего СМП пока представлена в виде очень абстрактных мазков. Одна из причин – стремительно меняющаяся с февраля 2022 года реальность, которая делает неочевидными классические параметры расчетов – спрос...
Европа, игнорируя мировой энергетический кризис, упорно движется по пути отказа от транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Переходу на электромобили мешает многократный рост цен на литий, а также непредсказуемо дорожающая электроэнергия. Россия же продолжает копировать подход...
В феврале 2016 года начался экспорт СПГ США, и сразу же последовали попытки вытеснить им российский природный газ в Европе – на основном для нашего газа экспортном рынке. По мнению автора, США с помощью младоевропейцев (восточноевропейских стран ЕС) выстраивают и реализуют стратегию проникновения американского...
С 26 сентября в газовой отрасли только и разговоров, что о «Северных потоках». Точнее – о неизвестно откуда взявшихся повреждениях, которые привели к утечкам на четырех нитках газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с экспертами и представителями...
В течение последних месяцев Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) преследуют технические и юридические сложности. На этом фоне было высказано много различных предположений участниками рынка, и были сделаны громкие политические заявления. Амбициозность некоторых заставляла задуматься о неизвестных...
Альтернативный маршрут транспортировки нефти Казахстана через Азербайджан, о необходимости создания которого 16 лет говорит Нур-Султан (Астана), по-прежнему можно воспринимать как «восточные легенды, сказки, тосты».
По берегам Атлантики PR-фирмы и службы корпоративных связей «витийствуют» в поисках выхода из остро конфликтной обстановки в мировой энергетике. В большинстве своем они «закрашивают в зеленый цвет» дела и планы ТЭК, который подстраивается под климатический фон. Но вот беда: топливные санкции против...
ХМАО-Югра считается основным нефтегазоносным регионом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Как сегодня обстоят дела с добычей? Наблюдаются ли какие-то особенности в связи с новыми глобальными рыночными условиями? «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с руководителем Научно-аналитического...
Расширение возможностей нефтепереработки при стабильном спросе – создание высокотехнологичных материалов для дорожного покрытия. Для этого могут быть использованы тяжелые нефти, вторичное сырье, а также инновационные добавки. Подобное направление также может рассматриваться в фокусе циркулярной экономики....